Бунт и борьба. Психология либерала

топ 100 блогов borismedinskiy08.04.2021


Бунт и борьба. Психология либерала


Предисловие от 8.04.2021

Когда я около четырёх лет назад писал эту статью, мне хотелось писать едко, саркастически, обличающе. Сейчас я изменился и если в жизни стал куда ехиднее, то в творчестве ёрничать мне совершенно расхотелось. Так что хорошо, что я тогда написал эту статью — сейчас я бы вряд ли взялся за эту тему потому как она мне сейчас не столь интересна, как тогда. Да и времена уже другие.

Бунт и борьба. Психология либерала

Главные герои её — это «либеральные оппозиционеры», чей психологический портрет мне захотелось тогда нарисовать. Моё отвращение к иным их чертам не должно приводить читателя к ложной дихотомии «или власть, или либеральная оппозиция». В политике вообще нет дихотомий, потому как, по меткому выражению Бисмарка, «политика есть искусство возможного». Дихотомия о том, кому принадлежат средства производства (частная или общественная собственность) куда более верная, но это уже не столько политика, сколько политэкономия.

Предисловие от 5.09.2018

Это моя, должно быть, самая политизированная статья. Сейчас я написал бы ее несколько иначе, но пусть она будет без правок, так как в целом моё отношение к нашим оппозиционерам либерального толка не изменилось. Единственное — я позволю себе сократить название, чтобы подчеркнуть главную мысль статьи о том, что бунт и борьба — это не одно и тоже.

Меня возмущают наши квасные патриоты, которые отказываются видеть проблемы и оправдывают то, что оправдывать никак нельзя, которые бездумно подхватывают официальную риторику. Но их легко можно понять и простить — потому что ими движет здоровое чувство, которое выражается словами Верещагина из великолепного фильма «Белое солнце пустыни»: МНЕ ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО! Тех же, которые откровенно радуются бедам и неудачам родной страны, которые преисполнены высокомерного презрения к соотечественникам (но в то же время, говоря словами сталинской эпохи, преисполнен «низкопоклонничества перед Западом») тоже можно понять, но вот простить… Как простить тех, кто сам не способен на прощение и преисполнен ненавистью к ближнему своему?..

Бунт и борьба. Психология либерала

Размышления о либеральной оппозиции. Бунт и борьба.

Напишу несколько слов о том, как мне по-человечески жалко наших либеральных оппозиционеров. Порой прям плакать хочется от жалости к нашим оппозиционерам, когда смотрю в их лица! Это ж в каком мерзком, гадком мире надо жить, чтоб уметь так криво ухмыляться, с таким сарказмом, возмущением и горечью взирать на людей, на страну, в которой имел несчастье родиться! Рискну предположить, что они, оппозиционеры наши, так и думают: эк меня угораздило родиться эдаком свинарнике, посреди эдакого быдла, среди этого стада с вековым отрицательным отбором, которых тираны упыри испокон веку ведут на убой да на острижку! То ли дело в цивилизованных странах! Там, где настоящая демократия и свобода, где нет русского быдла!

Слово «быдло» - оно с польского как «скот» переводится. А скот он и есть скот, он не может свободно мыслить (да и вообще мыслить!) и отношение к себе должен иметь соответственное. Да и как же иначе называть народ, который так не толерантен, так некультурен да еще лоялен к проклятым тиранам и их кровавым режимам? Любое проявление любви к Родине – что к настоящей, что к прошлой – для них, наших оппозиционеров либерального толка, есть ни что иное, как проявление промытых мозгов и причастности к стаду, т.е. проявление быдла! Впрочем, блещут этим шляхетским словечком лишь те из них, кто презрел ханжество и честно декларирует свои взгляды, взгляды индивидуализма, свободы и борьбы за личное благо. Те, кто поинтеллигентнее, те просто сетуют про невежественность и темноту народную. Возможно, что это им придаёт в их глазах схожести с народовольцами – те тоже сетовали про темноту и невежество русского народа (читай, крестьянства), да только сравнение неуместное – ведь нынче, после проклятой советской власти, неграмотных практически не осталось.

Ну ладно, посочувствовав им, мне хочется подумать об их психологическом портрете.

Бунтари они? Это смотря как посмотреть. Против общественного мнения – однозначно бунтари. Ну это не определяющая их черта. Я сам часто бываю не согласен с общественным мнением по ряду вопросов. Тут вообще надо внести ясность в терминологию. Если бунт осмысленный и по плану, с чёткими, заранее поставленными целями и задачами, то это вернее назвать борьбой. С этой точки зрения большевиков вернее называть не бунтовщиками, но борцами, коими они и являлись. А бунтарство – это во многом эмоциональный импульс восстания ПРОТИВ. Если борьба – она всегда ЗА что-то, то бунт – он ПРОТИВ. В этом стоит видеть принципиальное различие, как Фромм увидел принципиальное различие между позитивной свободой ДЛЯ и негативной свободой ОТ. Если первая характерна для зрелой личности, то вторая – это черта незрелой личности, например, подростка. Для него бунт - это такой дешевый способ утвердить себя.

Вон подростки часто бунтуют - а почему? Потому что задача подростка – утвердить себя, выделить своё Я. Раньше же больше МЫ было, МЫ с мамой и папой. А теперь на МЫ согласны только на МЫ с друзьями. А так-то уже Я. Да, бунт – не самый конструктивный способ самоутверждения, но кто ж нашим подросткам даст иной способ утверждения и взрослеть? Наши же либеральные оппозиционеры первые закричат о тоталитарном угнетении прав и свобод личности, если направлять подростков наших в что-то вроде пионерии и применять методы А.Макаренко! Так что пусть бунтуют. На митинг пусть сходит чадо, почувствует себя взрослым.

Итак, бунт – это восстание ПРОТИВ чего либо, например, против коррупции. Борьба – она ЗА что-то, например, за закон об ужесточении уголовного наказания за коррупцию. При внешней схожести этих явлений, между ними принципиальная разница. В сталинские времена ходила такая поговорка: критикуя – предлагай, предлагая – делай, делая – отвечай. Таким образом критика должна подразумевать определённую ответственность. Восстание против существующего порядка вещей без предложения альтернативы, без ответственности становится бунтом, деструктивным явлением. Восстание против несправедливости и несовершенства социальной жизни с проработанным планом и готовностью нести за него ответственность – это подлинная борьба за народное счастье.

Я вот думаю – а кем были наши либеральные оппозиционеры в детстве и ранней юности? Вот нет у меня уверенности, что идейные либералы вырастают из подростков-бунтарей. Открытое, свободное бунтарство может и не дать возможности накопить должный заряд ненависти, обиды, желчи, отвращения и презрения, которые необходимы для идейного оппозиционера.

Чистое бунтарство подростка – это, мимо прочего, банальный способ избегать скуки и выпендриваться. Кто-то перебесится, а кто самый «продвинутый и прогрессивный», кто проникнется духом современности – духом постмодернизма – тот знает, что почём и как надо бороться. Защитой послужит цинизм, оружием – агрессивный пессимизм. Прекраснодушие, оптимизм, любовь и любые декларируемые высокие ценности будут восприниматься такими людьми как глупость и быдлячество. Ценится циничный юмор (стёб), эрудиция и практичность. О важном, высоком и прекрасном надо говорить с усмешкой и иронией. Иронизировать надо и над собой, чтобы всем было понятно, что ты не быдло, можешь и над собой посмеяться. Как декомпенсация пессимистичного взгляда на окружающий мир (а для нас, россиян, окружающий мир – это Россия) растет махровым цветом мания величия. Она и ощущение некоторой избранности остаются обычно на всю жизнь и служит основой для того, чтобы быть оппозиционером либерального толка. Они необходимы оппозиционеру, как воздух.

Дело в том, что их мировоззрение само по себе очень неуютное. Они презирают свою страну и соотечественников, наделяют власть невероятными пороками и история России для них – это череда рабства, глупости, грязи и вранья. Каково жить в мире либерального оппозиционера, жить посреди невозможного быдла в отвратительной «этой» стране? Каково чувствовать себя гражданином страны третьего сорта? Каково жить с презрением к месту жительства, собственным предкам и соплеменникам? Какого жить с не прощенными обидами в душе, нести эти обиды, холить и лелеять их, упиваться всей этой мерзостью? Боже мой, бедные, несчастные люди! Нет, без величия им никак нельзя, не выжить им без чувства избранности и величия. А так, чувствуя себя борцом за правое дело, за свободу, против преступной власти – почему бы и нет? 

Тут круг замыкается и можно видеть, как презрение и отвращение подогревают, раздувают величие и становятся необходимыми для поддержания этого самого величия. Можно видеть, как оппозиционер тщательно выискивает самые негативные стороны жизни и тщательно раздувает их, увеличивает в своих глазах и именно так стремиться подать их другим людям… Это тяжкий труд, который мне кажется грязнее и тяжелее труда ассенизатора. Бедные оппозиционеры! Запад для них – это тихая гавань чистоты, душевая кабинка, где можно очиститься от дерьма окружающей Рашки. Запад нужен им так же сильно, как выискивание грязи и негатива. Грязью они кормят свое величие, Запад же им нужен для того, чтобы не захлебнуться в этой грязи. Не надо рассказывать им о то, что запад гнилой и неправильный. Правильный! Чистый, гуманный, умный, красивый. Покажи им неоспоримые доказательства того, что запад не так хорош, как они себе нарисовали – они не примут этого, они не поверят и будут видеть всё самое лучшее в нём, не замечая плохого.

Ситуация тут обратна с ситуацией с Россией: в ней они видят всё чёрное, на западе – все белое. Все просто до гениальности – мир либеральных оппозиционеров чертовски похож на мир квасных патриотов, только в зеркальном отражении. Впрочем, патриотам квасным живётся проще – их окружает лучшая в мире страна, у которой только временные трудности, в которых и виноват-то всегда кто-то другой. А вот бедняги либералы не смогут жить в мире без прекрасного запада. Должна же быть человека земля обетованная. Должен же он хоть во что-то верить.

Картина Васи Ложкина отлично показывает мир квасных патриотов. Мир либеральных оппозиционеров точно-такой же, только надписи и костюмы другие.
Картина Васи Ложкина отлично показывает мир квасных патриотов. Мир либеральных оппозиционеров точно-такой же, только надписи и костюмы другие.


Впрочем, ненависть для них важнее любви, как и цинизм для них важнее и значимее веры. Ненависти к быдлу у них больше любви к западу. Потому что Запад – он далеко, он как мир иной, а быдло русское – оно тут, вокруг. Именно из за этого такие люди внутренне готовы на преступление и подлость. Борьба с абсолютным злом окружающего русского ада оправдывает любые средства. Так как «русский ад» для них – это в первую очередь окружающие люди «с промытыми мозгами» то они, эти самые люди, которые любят эту проклятую власть и верят зомбоящику, не могут рассматриваться, как полноценные человеческие единицы. А потому обманывать, использовать и не считаться с их мнением - это правильно и логично. Это люди второго сорта. Унтерменши.

Нет, это вообще не люди. Если человек не разделяет «европейских ценностей» (я пишу эти слова в кавычках намеренно, так как это понятие не юридическое, размытое и внутренне противоречивое), то о чём с ним можно говорить? И разве не разумно урезать в правах тех, кто против свободы? Никакой свободы врагам свободы! Тут наши либеральные оппозиционеры ничуть не отличаются от фашистов – недаром последние часто вызывают у них симпатии и понимание. Дело в том, что и фашисты, и многие неолибералы представляют собой очень схожий тип личности – авторитарный, описанный Э.Фроммом.

Фромм описывал авторитарный тип личности как человека, который ищет внешнюю силу для поклонения и служения ей. Человека с иными взглядами авторитарная личность расчеловечивает, т.е. отказывается воспринимать его, как равного себе. В то же время человек с авторитарным типом личности не будет хранить верности тому, что утратило силу и власть, потому что уважает только силу. Проведите мысленный эксперимент: представьте – сколько наших нынешних либералов останутся верными своим идеалам в случае, к примеру, абсолютного крушения современного Запада? Вот бац – и нету Америки и Европы, на дно ушли… Зато сейчас некий (пусть довольно эфемерный) объединённый Запад – это центр силы, да. Служи ему – и, быть может, даже нобелевскую премию дадут. Или ещё какой наградой одарят. Не все же такие идейные, как Сартр, который отказался от нобелевской премии со словами, что не будет продаваться буржуазии – сейчас таких дураков нет, возьмут с удовольствием. В этом и есть суть авторитарной личности – служи Силе и будешь причастен к ней и, быть может, она щедро наградит тебя.

Бунт и борьба. Психология либерала

Все ли нынешние либеральные оппозиционеры принадлежат к авторитарному типу личности? Нет, я далёк от этой мысли. Только какая-то часть из них, та, что похожа на зеркальное отражение наших квасных патриотов. Авторитарные либералы – это квасные патриоты объединённого Запада. Но я не хочу мазать всех наших дорогих либералов одной краской. Вот, например, закономерно, что старшие из нынешних либеральных оппозиционеров в своём большинстве были вполне себе идейными комсомольцами, членами КПСС, говорили на собраниях про всё хорошее против всего плохого – и полностью диаметральное тому, что говорят они сейчас. Значит ли это, что коммунист и либерал по сути своей – один и тот же тип личности? Нет, конечно. Это значит, что во все времена есть конъюнктурщики. Фромм описывал тип личности, который назвал рыночным, которая меняет своё содержание в зависимости от текущего спроса. До 85 года был спрос на «пламенных коммунистов» и «верных ленинцев». После 85 года появился спрос на критику всего советского и тоталитарного. В КПСС давно шли не идейные, убеждённые, зрелые люди с сформированным мировоззрением и готовые нести ответственность, а ищущие личной выгоды люди, очень психологически гибкие – а потому не имеющие твёрдого внутреннего стержня, т.е. люди рыночного типа личности. Поэтому под конец существования СССР в КПСС истинного, убеждённого коммуниста можно было найти только случайно, а состояла она почти полностью из конъюнктурщиков (рыночных личностей), и как только стало выгодно демонстрировать антикоммунистические настроения, так все эти «пламенные и верные» перекинулись сторонниками свободного рынка и только немногие действительно пытались сопротивляться развалу и массовому предательству в самых верхах власти.

Бунт и борьба. Психология либерала

Не сомневаюсь я и в существовании третьего типа либеральных оппозиционеров: искренних в своих убеждениях, а потому честных с собой людей. Они искренне верят в формулу либерального общества, которую дал однажды Александр Рар в одном из своих интервью: «есть уверенность, что полностью освобожденный индивидуум всегда сделает выбор в пользу оптимального экономического и социального устройства». И я готов согласится с этой формулой на все сто, если это самое общество: во-первых, бесклассовое (а потому в нём не идёт межклассовой борьбы) и во-вторых, состоит исключительно из психологически зрелых личностей – А.Маслоу оценивал их количество в 1% от населения.

В деле воспитания детей либеральный (максимально свободный, потакающий) стиль воспитания имеет ряд побочных эффектов, о чём я писал в статье «либеральный стиль воспитания», к которой отправляю всех интересующихся. Этот третий тип либералов мне наиболее симпатичен, хотя бы за их искренность. Они искренне считают, что экономическое процветание, да и личное счастье каждого напрямую зависит от «уровня свободы и раскрепощённости» в обществе.

Напоследок хотел бы сказать пару слов о философии либерализма. Я хорошо отношусь к ней, правда. В обществе развитых, зрелых личностей могут быть только либеральные отношения – потому что зрелая личность и сама знает, что интересы коллектива стоят выше собственных интересов, а так-же помнит не только о правах своих, но и об обязанностях, ведь одно без другого не бывает. Защита прав и свобод личности должна была произойти в процессе развития общества, так же, как и женщины должны были получить полноценные гражданские права, а негры начать считаться такими же людьми, как и все прочие. Первая волна феминизма (суфражистки) действительно боролась за права, которых действительно не было у женщин того времени. Но вот нынешняя, третья волна феминизма с его безумной агрессией на каждого, кто посмел увидеть реально существующую разницу между мужчиной и женщиной мне кажется исключительно деструктивным явлением, как и идеология современного неолиберализма. 

Эта ныне господствующая идеология, которую я неразрывно связываю с капиталистическими отношениями, порождает нынешнюю эпоху со всей ее экзистенциальной пустотой, которую нам предлагают заполнять потреблением, развлечениями и жизнью только для себя. Эта идеология породила постмодерн. Эта идеология породила общество потребления. Эта идеология формирует нас с вами: одиноких людей без смысла жизни. 

Можно это принять. Можно против этого бунтовать. Можно против этого бороться. Мы свободны решить это хотя бы для себя самих.

07.07.2017.

https://vk.com/borismedinskiy

Бунт и борьба. Психология либерала
Бунт и борьба. Психология либерала
Бунт и борьба. Психология либерала
Бунт и борьба. Психология либерала
Бунт и борьба. Психология либерала



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Не слишком у меня честные фотографии? – спросила меня Лена. – Я совсем не ретушировала их, почти не накрашена, и выгляжу в точности так, как в обычной жизни. Боюсь, что это отпугнет часть мужчин, если я захочу познакомиться. Но обманывать мне не нравится. Посмотри, фотошопить или нет? ...
Фракция КПРФ в Госдуме внесла на рассмотрение депутатов обращение к президенту России, в которой изложена просьба признать самопровозглашенные «ДНР» и «ЛНР» независимыми государствами . И что удивительно, спикер парламента Вячеслва Володин уже успел заявить, что Госдума готова ...
Я, ну ооочень редко смотрю телевизор, если только его забыли погасить, сам специально уже давно не включал. Хватит, насмотрелся лжи, лицемерия, ахинеии и так далее. Но недавно я был просто в шоке. На центральном телевидении 8 минут уважаемые(или уже не очень) люди, политики, режиссеры ...
Сколько лет прошло, как Сталин объяснил, что демократии, как таковой в странах запада нет, а нам до сих пор тычут в нос старые байкиИз интервью тов. Сталина с корреспондентом газеты "Правда" относительно г. Черчилля, 1946 ...