Бумага против цифры, или Вы уверены, что ваша квартира все еще ваша? (1)


Глиняные
таблички, береста, папирус, пергамент - все давно ушло в прошлое.
Их вытеснила столь привычная нам бумага. Но и она сдает позиции,
причем очень быстро. Много ли вам приходится на ней писать?
Заметки, записки, газеты и книги, деловые документы, банковские
платежки - все, все переходит в цифровой вид. Деньги - и те плавно
перетекают из кожаных кошельков на экраны гаджетов. И никто не
против. Удобно же!
Сохраняют позиции разве что удостоверения личности всех мастей.
Паспорт, пенсионное удостоверение, служебное удостоверение
личности, водительские права и все такое. Но и тут жизнь не стоит
на месте. Уже поговаривают о единой карточке с чипом, в
котором будет записываться вся информация о гражданине - начиная от
свидетельства о рождении, сделанных прививках и перенесенных
болезнях, и кончая содержанием паспорта, трудовой книжки и номерами
банковских счетов. Все в одном. Но это в будущем.
А сегодня у нас в стране штурмуется другой рубеж: база данных о
правах на недвижимое имущество и сведения из государственном
кадастра переводятся в цифровой вид и объединяются, а регистрация
сделок с недвижимостью все активнее проводится в электронном
виде. Что это такое? Я не буду рассказывать своими словами, а
просто выложу
интервью с заместителем руководителя управления Росреестра по
Санкт-Петербургу Дмитрием Елькиным. Оно опубликовано в номере
газеты "Санкт-Петербургские ведомости" от 21 ноября 2016 года.
Бумага против цифры
Петербуржцы и жители 47-го региона при совершении сделок с
квартирами все больше доверяют электронному варианту
Скоро мы станем свидетелями грандиозного эксперимента в
информационно-техническом пространстве России. Это непосредственно
коснется всех владельцев недвижимости в нашей стране. В 2017 году в
единую базу сливаются Государственный кадастр недвижимости и Единый
государственный реестр прав на недвижимость. Вместо них будет
создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Но это не
все новшества: еще больше сделок купли-продажи квартир, домов и
земельных участков будет проводиться в электронной форме. О том,
почему это удобнее, дешевле и безопаснее «бумажного варианта»,
заместителю главного редактора «СПб ведомостей» Александру ВЕРТЯЧИХ
рассказал заместитель руководителя управления Росреестра по
Санкт-Петербургу Дмитрий ЕЛЬКИН.
- Дмитрий Владимирович, расскажите поэтапно о механизме
электронной сделки купли-продажи недвижимости?
- Первый этап любой сделки это составление и подписание
правоустанавливающего документа - договора купли-продажи. Закон
предусматривает два пути: составить такой контракт в простой
письменной форме с последующей подачей его и сопутствующих
документов (согласие супруга и пр.) в МФЦ, откуда бумаги уйдут в
Росреестр на регистрацию. Эта привычная многим процедура к
электронной регистрации отношения не имеет.
Однако можно сделать по-другому. С 1 июня 2015 года Росреестр начал
прием документов на регистрацию прав в электронном виде. Чтобы
зарегистрировать право на недвижимость с помощью электронного
сервиса, необходимо заполнить на портале Росреестра заявление и
прикрепить необходимые документы. Преимущества такого способа
очевидны: можно выбрать удобное время и место, срок проведения
государственной регистрации прав сокращен, кроме того, размер
пошлины меньше на 30%. Все отправляемые через электронный сервис
документы, включая заявления, должны быть заверены усиленной
квалифицированной электронной подписью.
Второй способ подачи документов в электронном виде - чтобы оформить
договор, обратиться к нотариусу. Но в ряде случаев без него вообще
не обойтись: при продаже долей в общей долевой собственности (сюда
относятся, например, комнаты в коммуналках), а также если
продавцами выступают несовершеннолетние. Визит к нотариусу все же
придется совершить лично, а не «виртуально».
Уже сейчас большая часть нотариальных сделок проводится в
электронном виде. Нотариус наделен полномочиями преобразовывать
бумажные документы в электронный вид (сканировать их и подписывать
своей электронно-цифровой подписью - ЭЦП) для последующего
использования в электронном виде, в том числе и в Росреестре. Все
нотариусы имеют ЭЦП, которой заверяются первичные документы,
поданные в электронном виде. Кроме того, нотариус обладает правом и
обратного преобразования электронного документа в бумажный вид.
- Кстати, что такое электронно-цифровая подпись и как она
выглядит в натуре?
- ЭЦП это уникальный набор символов, а его физическая оболочка -
любой электронный носитель, будь то жесткий диск компьютера или
сервер. Но самый распространенный «облик» ЭЦП - обычная флешка.
Сейчас стали появляться ЭЦП на специальных носителях, но их доля
пока мала. Электронно-цифровая подпись выдается сертифицированными
организациями - удостоверяющими центрами (это могут быть и банки, и
госучреждения, и частные компании) на срок до одного года и может
использоваться многократно. Получение ЭЦП - услуга платная, стоит
она 1 - 1,5 тыс. рублей.
ЭЦП позволяет владельцу заверять любые сделки в электронном виде,
не предъявляя паспорт. Это делает удобным регистрацию сделок
купли-продажи квартир и домов, расположенных в других регионах
России. Например, недавно мы оказывали методическую помощь
заявителям и коллегам в Севастополе при проведении сделки
купли-продажи в электронном виде, когда продавец и покупатель
недвижимости петербуржцы, а сам объект недвижимости расположен в
Севастополе.
- Насколько безопасно пользоваться электронно-цифровой подписью
без предъявления паспорта?
- Подделать ЭЦП в отличие от паспорта и других бумажных документов
практически невозможно. «Практически» - значит, что на современных
ЭВМ хакеру придется подбирать ключ примерно тысячу лет. В ЭЦП
используется принцип асимметричного шифрования - это когда
зашифровать подпись может любой, а вот расшифровать
(воспользоваться) - только владелец.
- По сути, наша ЭЦП реализует тот же принцип, что и ID-карта,
которой активно пользуются жители соседней Эстонии?
- Именно так. У нас тоже было бы целесообразно ввести единую
электронную карту на все случаи жизни: для заверения сделок,
общения с государственными структурами и т. п. Я надеюсь, что в
скором времени Минкомсвязь сделает так называемый электронный
паспорт, который навсегда снимет проблемы с подачей документов в
регистрирующие органы. Ну и, конечно, выполнит много других
функций.
- Электронный документооборот подразумевает оперативный обмен
информацией между ведомствами - например, Росреестром и
судами...
- Пожалуй, лучше всего налажен обмен с налоговой службой. Они
оперативно получают сведения о смене владельцев недвижимости. С
петербургским комитетом имущественных отношений мы общаемся только
в электронном формате. Сейчас наладили контакт с Федеральной
службой судебных приставов, чтобы оперативно получать данные по
арестам имущества. Работаем с МВД, чтобы иметь возможность быстро
проверить паспортные данные заявителей.
- Итак, мы рассказали, с чего начинается электронная сделка, что
такое ЭЦП. Теперь объясним, что происходит с электронной
информацией в недрах Росреестра?
- Составленные и заверенные в электронном виде документы приходят в
наш «цифровой шлюз». Наши специалисты выполняют входной контроль
данных. На этом этапе, кстати, иногда мы выявляем технические
ошибки в документах и направляем их на переделку. Если все
нормально - сделку регистрируем.
До последнего времени база данных по Петербургу хранилась на
сервере в нашем управлении. Должен отметить, что северная столица
считается в России пионером по разработке и внедрению безопасных
баз данных. Например, еще до появления Росреестра, когда было
Городское бюро регистрации (ГБР), наши инженеры внедрили простую и
надежную систему, на смену ей пришла сегодняшняя база ЕГРП. В 2017
году единая база ЕГРН, одна для всей страны, будет находиться в
Подмосковье.
Там на основе национального исследовательского центра «Курчатовский
институт» создается один из крупнейших в мире дата-центров, где
будет надежно храниться информация всех федеральных ведомств, в том
числе и Росреестра.
- Не будет ли опрометчиво на фоне роста террористической угрозы
свозить все данные по недвижимости россиян в одну точку?
- Я думаю, что внешние угрозы были разработчиками учтены. Что
касается киберугроз, то в новом дата-центре будет реализована так
называемая система виртуализации. На сегодня это самая надежная
технология. Я с 17 лет работаю в IT-сфере, поэтому, не вдаваясь в
технические подробности, могу заверить: внедряемая Росреестром
система максимально надежна и безопасна.
- Будут ли создаваться резервные копии ЕГРН?
- Конечно, мы и сегодня копируем данные ежедневно. Полное резервное
копирование базы данных производится не реже 1 раза в неделю.
- Перейдем к финальной части описания электронной регистрации
недвижимости. Наши читатели опасаются, что теперь у них не будет
бумажного свидетельства, а вместо него они по электронной почте
получат некий файл - выписку из ЕГРП (ЕГРН). Насколько
«авторитетен» этот документ?
- Это два файла, которые необходимо один раз сохранить на
компьютере и ни в коем случае не редактировать и не пересохранять
их, потому что файл-подпись четко привязан к оригинальному файлу.
Если соблюсти эту формальность, электронная выписка из ЕГРН будет
защищеннее бумажного свидетельства. Которое, как и любой другой
документ на физическом носителе, в наши дни можно легко подделать.
А если вдруг нужна бумага - нотариус, проверив ЭЦП, распечатает
выписку и заверит своей печатью.
Что касается отмены выдачи свидетельств о регистрации прав
собственности, то в связи с изменениями, внесенными в
законодательство, с 15 июля 2016 года вместо свидетельства после
проведения регистрационных действий выдается выписка из ЕГРП. Со
временем все привыкнут, что главным и единственным доказательством
существования зарегистрированного права является запись в
государственном реестре. А выписка из реестра только подтверждает
это в электронном или бумажном виде.
Прочитали? Восхитились? Хорошо. А завтра я напишу о том, что
происходит в Росреестре в настоящее время вследствие реализации
идей, изложенных в этом интервью. И вам станет не до смеха.
|
</> |