БУЛГАКОВСКИЙ ВЕЧЕР в Челябинской области. Дискуссия о романе «Мастер и Маргарита»

топ 100 блогов Сообщество «Церковь.Общество.История. Политика» — 28.10.2014

26 октября в миасской городской библиотеке имени Либединского состоялась дискуссионная встреча «Роман «Мастер и Маргарита»: читать или не читать». Мероприятие было организовано инициативной группой молодых библиотекарей «МАРТ» и «Православным киноклубом при библиотеке Либединского». Около 30 человек активно участвовали в обсуждении. На встречу были приглашены эксперты преподаватель литературы миасского филиала ЧелГУ Станислав Маэлсович Шакиров и ответственный по работе с молодежью в Миасском благочинии священник Алексей Чернышев. 


Обсуждавших роман заинтересовали стиль и историческая подоплека романа, которая проявляется в сюжете в образах эпохи рубежа Ветхого и Нового Завтов (Ершелаимские главы), а также в картинах жизни советской Москвы. Известный миасский преподаватель Станислав Маэлсович Шакиров рассказал собравшимся о романе Михаила Афанасьевича Булгакова с литературоведческой точки зрения:
- С точки зрения литературы у романа фаустовский сюжет. Роман закатный. Стилистически книга неоднородна. Создается впечатление, что это не последняя редакция произведения. Между прочим, Булгаков не собирался печатать роман. Он писал в стол, и поэтому вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова долго не разрешала публикацию произведения. «Мастер и Маргарита» - это почти что постмодерн. От постмодернизма – игра с текстами и мыслями других авторов. Бал у сатаны, например, во многом повторяет пьесу ««Иешуа Га-Ноцри» Зевкина. К слову, Серебряному веку также не чуждо переосмысление образов Писания. Разумеется, книга не претендует на то, чтобы быть компетентной в религиозном отношении. Но повседневная жизнь Палестины начала нашей эры показана в ней очень ярко. Из взвешенных мнений о романе Булгакова мне хотелось бы выделить книгу «Мастер и Маргарита»: за Христа или против?» диакона Андрея Кураева. По Кураеву в романе нет любви. Действительно, все слова окружающие Маргариту некрасивы. Она покинула законного мужа, а чувства ее к Мастеру далеки от светлого идеала любви. Люди часто говорят о прототипах героев романа. Верно будет сказать, что многие из окружения писателя чем-то похожи на наших героев. Но полностью сопоставлять их я бы не стал. Выделяется среди них Берлиоз – он похож на Демьяна Бедного. Также часто эпизод «Сон Маргариты» сравнивают с реальностью сталинских лагерей. Но целиком интерпретировать роман как книгу о репрессиях я также не стану. Эта книга – гордость русской литературы, она всемирно известна.
Миассцев также очень интересовала проблема сравнения булгаковского Иешуа Га-Ноцри и евангельского Сына Божьего Иисуса Христа. Члены киноклуба вспомнили о том, что возраст Иешуа и Иисуса не совпадает, что, по их мнению, может говорить о том, что сам Булгаков не хотел прямого сопоставления. Также в романе Иешуа предстает простым религиозным учителем, которого не понимают собственные ученики – а вовсе не всесильным Господом.
Отец Алексей Чернышев раскрыл религиозные смыслы произведения:
- Религиозный подтекст книги мы не можем исключить полностью. Максимально исследованная точка зрения религиозного деятеля о романе – это взгляд Кураева. В нашей церковной среде роман (нередко) отторгается как демонический. Действительно, Воланд – воплощение зла. Но с точки зрения христианства нет абсолютного зла. Бесы могут лишь вести ко злу. Отметим, что «Мастер и Маргарита» может повлиять на религиозное мировоззрение человека, но не может определить его. У человека есть личный выбор – вставать ли на сторону зла – и в романе, и в жизни. Интересно, что в СССР произведение воспринималось как окно в мир религии. Ничего общего у Иешуа со Христом нет. Совпадения достаточно общие (точечные). Возможно, введение в школьную программу романа поспешно. Но не нужно воспринимать книгу как нечто криминальное. Также не стоит акцентировать внимание на том, что в роду Булгакова были священнослужители – это обычное для того времени явление, когда священство было чуть ли не родовым, а приходы наследовались. 
После обозначения экспертных позиций участники обсуждения выработали собственные аргументы. Среди аргументов в пользу чтения «Мастера и Маргариты» можно выделить то, что у романа захватывающий сюжет, раскрыта тема зла, он дает возможность подумать о смысле жизни и о любви. Многие говорили о том, что произведение может побудить молодежь к изучению истории и религии, помочь понять Москву 20-ых и 30-ых годов, булгаковский взгляд на историю. Некоторые заинтересовались темой управления людьми в романе – на примере Воланда и его жертв. Среди аргументов тех, кто не рекомендует читать роман наиболее распространены следующие тезисы: роман неподъемен, непонятен для многих в силу юного возраста, нет жизненной необходимости, времени, интереса. Несколько человек отметили, что произведение противоречит русской духовности. Другие же напротив заявили, что роман противопоказан только тем, кто делит все явления в мире на черные и белые, то есть тем, кто попросту необъективен. Часть молодежи отмечает, что у них нет желания читать роман, поскольку можно посмотреть сериал Бортко. Из общего ряда аргументов выделяется оценка романа как доступной и опасной сказки для подростков. Также участники дискуссии опасаются, что «Мастер и Маргарита» может стать побуждением к занятию оккультными практиками. Неприятно и то, что в романе есть неприемлемое для верующих заигрывание с личностью Христа через слишком приземленный образ Иешуа. 
Собравшиеся отметили то, что мероприятие прошло на высоком уровне, а также то, что каждое мнение, озвученное на встрече, заслуживает уважения. Люди среднего возраста, которые пришли на обсуждение, были приятно удивлены тем, что молодежь принимает столь активное участие в культурно-просветительской деятельности Центральной библиотечной системы Миасса. После окончания дискуссии состоялось чаепитие, и в теплой дружеской атмосфере обсуждались вопросы литературы, философии и веры. Многие с удовольствием отмечают то, что организаторы при подборке фильмов для киноклуба не зацикливаются на фильмах, в которых выражено морализаторство, которое часто бывает шаблонным и скучным. Также люди говорят, что поиск христианских смыслов интересен всегда, в самых разных фильмах. Вскоре православная молодежь подготовит фильм для следующего собрания киноклуба. Для обсуждения заявлена тема «Власть,Управление людьми». Под эту тему постоянные участники киноклуба подберут фильм. Анонс будет размещен в сообществе «ВК» -https://vk.com/pravkino .

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Россия всё-таки отказывается принимать участие во встрече "друзей Сирии" в Тунисе. Как сообщил представитель МИД России Лукашевич , "...Официально нам не сообщили ни состав его участников и приглашенных, ни повестку дня. Главное - не ясна ...
Не люблю писать про печальное, но что поделать, полосатая жизнь... Далее грустный текст Плохо у нас с Дусей . Кто не помнит, это пришедшая к нам от соседки старая кошь . В январе мы её стерилизовали , всё прошло хорошо, но ветеринар отметила, что кошка весьма "возрастная". Ну, ничего, ...
В субботу мы ходили на одну из наших местных гор погулять. Кобе замечателен тем, что он вытянут вдоль невысокого горного хребта с севера, а с юга омывается морем. Если смотреть на карту, то получается достаточно узкая длинная полоска. Мы живем ...
16,55 Артиллерия с Карачуна по городу. 19.30. Где-то далеко слышны залпы, похоже на СРЗО. 19,55. Уже ближе залпы. 21.50. Залпы с Карачуна, с каким-то последующим шипеньем в воздухе. Куда - непонятно. По Зелло говорят, в район ферросплавного. Насколько я понимаю, это бывший Куйбышева. 2 ...