БУЛГАКОВСКИЙ ВЕЧЕР в Челябинской области. Дискуссия о романе «Мастер и Маргарита»
Сообщество «Церковь.Общество.История. Политика» — 28.10.201426 октября в миасской городской библиотеке имени Либединского состоялась дискуссионная встреча «Роман «Мастер и Маргарита»: читать или не читать». Мероприятие было организовано инициативной группой молодых библиотекарей «МАРТ» и «Православным киноклубом при библиотеке Либединского». Около 30 человек активно участвовали в обсуждении. На встречу были приглашены эксперты преподаватель литературы миасского филиала ЧелГУ Станислав Маэлсович Шакиров и ответственный по работе с молодежью в Миасском благочинии священник Алексей Чернышев.
Обсуждавших роман заинтересовали стиль и историческая
подоплека романа, которая проявляется в сюжете в образах эпохи
рубежа Ветхого и Нового Завтов (Ершелаимские главы), а также в
картинах жизни советской Москвы. Известный миасский преподаватель
Станислав Маэлсович Шакиров рассказал собравшимся о романе Михаила
Афанасьевича Булгакова с литературоведческой точки зрения:
- С точки зрения литературы у романа фаустовский сюжет. Роман
закатный. Стилистически книга неоднородна. Создается впечатление,
что это не последняя редакция произведения. Между прочим, Булгаков
не собирался печатать роман. Он писал в стол, и поэтому вдова
писателя Елена Сергеевна Булгакова долго не разрешала публикацию
произведения. «Мастер и Маргарита» - это почти что постмодерн. От
постмодернизма – игра с текстами и мыслями других авторов. Бал у
сатаны, например, во многом повторяет пьесу ««Иешуа Га-Ноцри»
Зевкина. К слову, Серебряному веку также не чуждо переосмысление
образов Писания. Разумеется, книга не претендует на то, чтобы быть
компетентной в религиозном отношении. Но повседневная жизнь
Палестины начала нашей эры показана в ней очень ярко. Из взвешенных
мнений о романе Булгакова мне хотелось бы выделить книгу «Мастер и
Маргарита»: за Христа или против?» диакона Андрея Кураева. По
Кураеву в романе нет любви. Действительно, все слова окружающие
Маргариту некрасивы. Она покинула законного мужа, а чувства ее к
Мастеру далеки от светлого идеала любви. Люди часто говорят о
прототипах героев романа. Верно будет сказать, что многие из
окружения писателя чем-то похожи на наших героев. Но полностью
сопоставлять их я бы не стал. Выделяется среди них Берлиоз – он
похож на Демьяна Бедного. Также часто эпизод «Сон Маргариты»
сравнивают с реальностью сталинских лагерей. Но целиком
интерпретировать роман как книгу о репрессиях я также не стану. Эта
книга – гордость русской литературы, она всемирно известна.
Миассцев также очень интересовала проблема сравнения булгаковского
Иешуа Га-Ноцри и евангельского Сына Божьего Иисуса Христа. Члены
киноклуба вспомнили о том, что возраст Иешуа и Иисуса не совпадает,
что, по их мнению, может говорить о том, что сам Булгаков не хотел
прямого сопоставления. Также в романе Иешуа предстает простым
религиозным учителем, которого не понимают собственные ученики – а
вовсе не всесильным Господом.
Отец Алексей Чернышев раскрыл религиозные смыслы произведения:
- Религиозный подтекст книги мы не можем исключить полностью.
Максимально исследованная точка зрения религиозного деятеля о
романе – это взгляд Кураева. В нашей церковной среде роман
(нередко) отторгается как демонический. Действительно, Воланд –
воплощение зла. Но с точки зрения христианства нет абсолютного зла.
Бесы могут лишь вести ко злу. Отметим, что «Мастер и Маргарита»
может повлиять на религиозное мировоззрение человека, но не может
определить его. У человека есть личный выбор – вставать ли на
сторону зла – и в романе, и в жизни. Интересно, что в СССР
произведение воспринималось как окно в мир религии. Ничего общего у
Иешуа со Христом нет. Совпадения достаточно общие (точечные).
Возможно, введение в школьную программу романа поспешно. Но не
нужно воспринимать книгу как нечто криминальное. Также не стоит
акцентировать внимание на том, что в роду Булгакова были
священнослужители – это обычное для того времени явление, когда
священство было чуть ли не родовым, а приходы
наследовались.
После обозначения экспертных позиций участники обсуждения
выработали собственные аргументы. Среди аргументов в пользу чтения
«Мастера и Маргариты» можно выделить то, что у романа захватывающий
сюжет, раскрыта тема зла, он дает возможность подумать о смысле
жизни и о любви. Многие говорили о том, что произведение может
побудить молодежь к изучению истории и религии, помочь понять
Москву 20-ых и 30-ых годов, булгаковский взгляд на историю.
Некоторые заинтересовались темой управления людьми в романе – на
примере Воланда и его жертв. Среди аргументов тех, кто не
рекомендует читать роман наиболее распространены следующие тезисы:
роман неподъемен, непонятен для многих в силу юного возраста, нет
жизненной необходимости, времени, интереса. Несколько человек
отметили, что произведение противоречит русской духовности. Другие
же напротив заявили, что роман противопоказан только тем, кто делит
все явления в мире на черные и белые, то есть тем, кто попросту
необъективен. Часть молодежи отмечает, что у них нет желания читать
роман, поскольку можно посмотреть сериал Бортко. Из общего ряда
аргументов выделяется оценка романа как доступной и опасной сказки
для подростков. Также участники дискуссии опасаются, что «Мастер и
Маргарита» может стать побуждением к занятию оккультными
практиками. Неприятно и то, что в романе есть неприемлемое для
верующих заигрывание с личностью Христа через слишком приземленный
образ Иешуа.
Собравшиеся отметили то, что мероприятие прошло на высоком уровне,
а также то, что каждое мнение, озвученное на встрече, заслуживает
уважения. Люди среднего возраста, которые пришли на обсуждение,
были приятно удивлены тем, что молодежь принимает столь активное
участие в культурно-просветительской деятельности Центральной
библиотечной системы Миасса. После окончания дискуссии состоялось
чаепитие, и в теплой дружеской атмосфере обсуждались вопросы
литературы, философии и веры. Многие с удовольствием отмечают то,
что организаторы при подборке фильмов для киноклуба не
зацикливаются на фильмах, в которых выражено морализаторство,
которое часто бывает шаблонным и скучным. Также люди говорят, что
поиск христианских смыслов интересен всегда, в самых разных
фильмах. Вскоре православная молодежь подготовит фильм для
следующего собрания киноклуба. Для обсуждения заявлена тема
«Власть,Управление людьми». Под эту тему постоянные участники
киноклуба подберут фильм. Анонс будет размещен в сообществе «ВК»
-https://vk.com/pravkino .
|
</> |