Бугульдейка Соло
anthrax-urbex — 31.07.2025

Не закрытый участок от Малого Голоустного до Бугульдейки на общей карте весь год не давал мне покоя. Проехать его дорогой через Булунчук и Куртун было одной из главных задач этого лета. С запада – хорошо всем знакомый Голоустненский тракт, с востока – круг через Косую степь, разведанный осенью, где мы проезжали мимо моста, который можно было бы считать финишной точкой. Когда месяц назад поступило предложение поехать по лесу до Харгино в бухту Песчаную – половина работы уже была сделана и оставался участок длиной всего в сорок три километра. Такой челлендж показался мне слишком простым в рамках одной поездки с заброской, поэтому я решил проехать из Иркутска в Бугульдейку и обратно своим ходом через два тракта и лесную перемычку. За два дня получился круг в почти четыреста километров.

Заезд Иркутск – Малое Голоустное – Куртун – Бугульдейка – Баяндай – Иркутск в рамках РГВМ «Лесоворот».

Эти два дня заезда я могу разделить на четыре этапа. Первый этап – трасса от Иркутска до Малого Голоустного, выезд в пять утра. Последний раз в такую рань я выезжал на неё в октябре, чтобы доехать до «Тальцинской перемычки» с Байкальским трактом. Второй этап – лесоворот от Малого Голоустного до Бугульдейки через Булунчук и Куртун, половину этой дороги мы преодолели этим летом на пути в бухту Песчаную. После ночёвки в Бугульдейке переходим к третьему этапу – возвращаемся по гравийной дороге в сторону Косой Степи, которую мы тоже разведали в октябре. Тут я внёс в план небольшие изменения – после Алагуя свернул налево и проехал до трассы пятнадцать километров через лес. Четвёртым этапом остаётся двигаться по асфальту, сначала до Баяндая и после небольшого отдыха – в Иркутск, до поздней ночи.
На смену жаре в нашем мерзко-континентальном климате в июле всегда приходят дожди. Пришлось переносить поездку из-за трёх дней примерзкой погоды. Угадайте что произошло, когда пришло время ехать в следующие выходные? Правильно – накануне выезда снова пошёл дождь, но он, к счастью, успел закончиться прежде, чем я выдвинулся в дорогу. Почему я на этом акцентируюсь? Лесная дорога в прошлый раз была достаточно грязной, а теперь она чудовищно грязная, – по ней придётся плыть, а не ехать. А ещё из-за переноса поездки я лишился последней возможности увидеть участников гонки Baikal Bikepacking Race, с которыми теоретически мог пересечься во время второго этапа пути. Тридцать семь гонщиков прибыло на Байкал, чтобы проехать маршрут от Иркутска до Хобоя и страдали они, конечно, больше, чем я.
С утра на тракте дискомфорт доставляла не столько прохлада, сколько высокая влажность, я ехал словно в мыле пока всё-таки не решил раздеться и на удивление – даже не замёрз. Лучи рассвета пробивались сквозь туман, а в Пивоварихе стоял запах как в клетке морской свинки. Тракт всем известный, здесь были и раскатки и бреветы, до Малого и до Большого Голоустного, с ночёвкой и без, я заезжал сюда с Нижнего Кочергата и даже сплавлялся вдоль дороги на сапе. Главное миновать гору Снежную и можно лететь до самого села с ветерком, только вот куски асфальта с дороги уже посрывали, а новый так и не успели положить. В полдесятого первый этап был завершён, погода наладилась и можно было перекусить в своё удовольствие.
1. Выезд из города в пол шестого утра.

2. Голоустненский тракт.

3. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Пивоварихе.

4.

5. Добролёт.

6. То тут, то там из дороги выдраны куски асфальта.

7.

8.

9. Вершина горы Снежная.

10.

11.

12. Малое Голоустное.

13.

14. Храм преподобного Серафима Саровского.

Второй этап обещает быть самым занимательным, практически сразу от поворота начинается раскисшая от дождей дорога. На этот случай я поставил грязевые крылья вместо полноразмерных и взял с собой тапочки, чтобы ходить по лужам и переносить велосипед везде, где не смогу проехать. Дорога условно меняется в составе почвы – гравийные и песчаные участки проезжаются здесь без проблем, но как только появляется выход глин на поверхность – начинаются проблемы. Лужи на этих участках не рассасываются и не высыхают. Часто они прижаты кустарником с обеих сторон дороги, поэтому приходится лезть прямо в трясину, засасывает при этом с неимоверной силой, буквально срывая тапки с ног. Получается не заезд и не прогулка, а игра «поймай тапок». В любом случае в контактной обуви здесь делать нечего, педали спустя какое-то время напоминают глиняные «чупа-чупсы».
Решаю в этот раз заехать в Булунчук осмотреться. С западной стороны полная разруха, за исключением одного обжитого зимовья, на восточной стороне – обустроенные дома учебной базы лесников. Людей не видно, делать здесь нечего – еду страдать дальше. Я уже говорил, как весело возиться в глине? Давайте расскажу ещё: после поездки по здешним лужам глиняным становится всё – колёса, руки, ноги. Особенно красиво смотрится глиняный педикюр. В один момент я ушёл ногой в лужу почти по пояс, а в другом замечательном месте нога вошла в глину по щиколотку, тапок в этот раз не просто засосало – пришлось рыть целую нору в глине, чтобы достать его. При всём желании – ехать по этим участкам уже не представляется возможным, а моей главной задачей было не заливать трансмиссию и колодки, потому что в прошлый раз тормоза просто перестали работать. С задачей я, к слову, справился.
Следов медведя, лося или кабана по дороге я не обнаружил – даже им стрёмно здесь перемещаться. Зато в лужах плавают лягушечки, бабочки с массово собирают влагу, мелкие птицы выпархивают из кустов каждые десять минут. Весь день над лесом проносились тучи, орошая меня мелким непродолжительным дождём. После поворота на Харгино это была уже новая для меня дорога, но всё ещё грязная. Уже ближе к Куртуну глину сменил песок и появилась первая чистая лужа, правда ключ, её наполнявший вытекал из стоячего болотца, вода непригодна для питья, а растущая поблизости брусника ещё не до конца созрела. Запасы еды и воды подходили к концу.
К половине шестого я добрался до первой переправы через реку Куртун, это уже Ольхонский район, вся грязь осталась позади. Впереди же развилка к лесничеству и к деревне, машина проедет вброд, пешеходы – по настилу из брёвен, на поляне можно удобно разбить лагерь. Поворачиваю направо и по сухой грунтовке двигаюсь в Куртун, который до строительства железной дороги был центром транзитной торговли, а до становления советской власти – центром мукомольной отрасли. Деревня расположена на узкой надпойменной террасе, которая предопределила вытянутую форму поселения. Практически вся застройка сформирована в одну улицу, абрис которой повторяет изгибы рельефа. На склонах гор вдоль дороги появляются первые живописные скальники, на лугах мирно пасётся скот.
Изучив деревню, можно переобуться обратно в контакты, правда с педалями придётся повозиться – они зацементированы. Проехав по дороге ещё какое-то время встречаю велосипедистов, следующих мне на встречу. Руслан и Ирина приехали к нам из Йошкар-Олы, их путь проходит от Ольхона до Листвянки. На гружёных велоштанами маунтинбайках они проезжают не больше шестидесяти километров в день, а самая сложная часть пути у них ещё впереди. Мой совет остаться сегодня ночевать в Куртуне совпадает с намерениями велотуристов, на этой ноте мы прощаемся. Я начинаю спуск в распадок, где в горах появляется всё больше красивых скал в виде гребешков и других каменных нагромождений. В долине реки и её притоков находится много небольших пещер, но можно обнаружить и довольно крупные. Дорога всячески извивается вместе с рекой, через которую проложено восемь одинаковых мостов, и каждый раз кажется, что вот этот-то мост точно будет последним. Но последним будет девятый мост и стоит он уже на Бугульдейке, в месте впадения в неё Куртуна.
Вот и знакомый участок дороги Косая Степь – Бугульдейка. Самое время помыться в речке, спустившись с велосипедом под мост. Намывая раму, параллельно рассказываю о маршруте какому-то мужику, подъехавшему на машине и устроившему мне опрос с пристрастием. Чем больше подробностей он узнаёт – тем чаще повторяет: «ни@уя себе». Теперь, когда я отмыл велосипед от грязи и он стал легче килограмма на два – можно ехать заселяться в свою кибитку. Сразу после шести километров трясучей гребёнки, на которую мне предстоит вернуться завтра. Сторож отдаёт мне ключи и сомнительно вопрошает:
- И вот надо оно тебе?
- Конечно надо, это же как единственный смысл в этом экзистенциальном ужасе жизни. А у вас разве не так?
Всё-таки не зря я залез в реку и заехал в магазин по пути, ведь воды в этом «жилище» не было. Ну а что вы хотели за тысячу рублей? Прежде чем лечь спать пришлось вернуться в магазин, чтобы купить лишний провод, ведь без переходника почти севший телефон пытался зарядить повербанк, а должно было быть наоборот.
15. Поворот с трассы на Булунчук.

16.

17.

18. Нивяник Иркутский.

19. Горлюха Даурская, Гвоздика Китайская, Колокольчик Сборный.

20. Сразу начинаются грязи.

21. Лесная реклама.

22. Мост через Голоустную.

23. Булунчук.

24. Пустующее зимовьё.

25.

26. Обитаемые дома.

27.

28. Бражник Лиственничный.

29. Лужи всё больше и больше.

30. Такую нору пришлось выкопать в глине, чтобы извлечь из нее застрявший тапок.

31. Промоина посреди дороги.

32. Для Сибирской лягушки такая дорога – что болото, ничем не хуже любого водоёма.

33. Скопление Шашечниц.

34. Чернушка Нериена.

35. Океан из луж.

36. Брусника.

37. Песчаный участок дороги на подъезде к Куртуну.

38. Переправа через Куртун, машины проезжают вброд – остальные по брёвнам. Место для ночёвки велотуристов.

39. Въезд в Куртун.

40.

41.

42.

43. ВАЗ-2102.

44. Иж-412.

45.

46. ДТ-75, КамАЗ-5320, МТЗ-82 Беларусь.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53. Руслан и Ирина из Йошкар-Олы. В корзинке отдыхает собачка.

54.

55.

56.

57. Последний мост через Куртун, самое время помыться.

58.

59. Въезд в Бугульдейку.

60.

61. Мишкина гора.

Утро в Бугульдейке, что может быть лучше? На небе ни облачка, значит сегодня солнце меня будет жарить всю дорогу домой. Этап третий, всё в обратном порядке – магазин, речка, и снова на гребёнку – грести в сторону деревни Алагуй. Если абстрагироваться от того, что приходится постоянно петлять влево-вправо в попытках объехать эту стиральную доску – дорога просто изумительная! На мой взгляд здесь одно из самых красивых мест, по которым можно прокатиться на велосипеде. Горы со скалами, редкие дома на фоне пышного хвойного леса, заброшенные замшелые юрты прошлого века. Сразу за мостом начинается крутой подъём в гору, где кузнечики и кобылки бросаются под колёса. После Алагуя я решаю не ехать в Косую Степь и сворачиваю в лес, маршрут будет немного длиннее, но интереснее.
Грязи в лесу не оказалось, дорога была отличная, но по горкам – то вверх, то вниз. Из-за жары я потратил много сил на преодоление этого участка, зато по пути мне попалась капалуха, и не одна, а целых три! У выезда к трассе стоял кордон, где на привязи было несколько собак, поднявших лай при виде надвигающейся опасности в лице страшного лесопездиста. Я потерял бдительность, пытаясь понять куда я заехал, не заметил растяжку из тонкого стального троса с куском красной ленты и влетел в него, затормозив в последний момент. Нет, я не перевернулся, – трос не был закреплён, он просто слетел с деревянной лестницы, на которую его повесили. Несколько секунд я постоял в полной тишине, а собаки смотрели на меня как на дурака: «и чего ты, мы предупреждали». Хозяина этой погранзаставы не оказалось на месте, я вернул растяжку в исходное положение и выехал на участок трассы Еланцы – Баяндай.
62. Бугульдейка утром.

63. Дорога в Косую Степь.

64. Скабиоза Венечная, Гетеропаппус Двулетний, Живокость Крупноцветковая.

65.

66.

67. Заброшенная юрта.

68.

69. Мост через Бугульдейку с подъёма перед Алагуем.

70. Кобылка Пёстрая.

71. Кузнечик Седакова – назван в честь иркутского учителя и краеведа В.И. Седакова.

72.

73. Алагуй.

74. Поворот после Алагуя в лес.

75.

76. Переливница.

77. Капалуха.

78. Кордон на выезде из леса на трассу Еланцы – Баяндай. Вы видите растяжку? Вот я не увидел, а она есть.

Заключительный четвёртый этап означал, что остался только асфальт, я уж было решил, что сейчас быстро доеду до Баяндая, где поем и как следует отдохну. Но тут я увидел, как дорога упирается в небо на горизонте и вспомнил, как мы катались с Серёгой в Еланцы ранней весной. Перепады высот тут приличные, как на Байкальском тракте, а значит быстро доехать не получится. Прежде чем увидеть Баяндай с очередной горы я увидел начало дорожных работ на участке в 6,8 километров, от которых ехать легче не стало! Но спасибо, что не 106,8.
В кафе я зарядил севший велокомпьютер от розетки, а сам зарядился от солянки с поджаркой, – я же весь день ничего не ел, как я вообще доехал? Отдыхать можно целый час, спешить мне некуда. Сначала доберусь до границы Баяндаевского района, затем и до Усть-Ордынского, а к темноте – до Иркутского района. Сразу вспоминается, как мы в мае с Валерой проехали по этой трассе три сотни за день. В этот раз я делал много недолгих остановок, но между ними старался ехать максимально быстро. Зад и кисти рук уже побаливали. Где-то вдалеке я смог разглядеть воздушный шар, попытался с ним сблизиться, но он не двигался в сторону дороги. А потом и вовсе начал снижение. Зато позади меня в небе появилось ещё два воздушных шара в лучах закатного солнца. Остаток пути я двигался с фонарём в полной темноте, минуя Оёк и Хомутово. Кстати, я никогда не боялся собак, но вы пробовали уйти от погони, не видя объект преследования?
Музыка: Demon Hunter – Slight the Odds
79. Горки!

80.

81. Последний спуск перед Баяндаем.

82. Ремонт дороги.

83.

84.

85.

86. Граница Баяндаевского района.

87.

88. Усть-Ордынский.

89. Воздушный шар.

90. Ещё два шара позади.

91. Граница между Иркутским районом и Усть-Ордынским бурятским автономным округом.

92. Закат над Жердовкой.

93. Ночной Иркутск.

|
|
</> |
Тихий и чистый город: как EV-революция изменит улицы, парковки и энергосистему
Чемезов заявил о лидерстве России в мире по выпуску снарядов и бомб
Русские народные сказки по вархаммеру
Видеозаписи докладов с конференции «Огарковские чтения — 2025»
ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДО ТЫ О ВЕЛИКИХ
Как стать колдуном? Деревенский лайфхак. Отвечает Пермская губерния
Делали ВПЧ?
Московские помойки
Отставить разговоры! Вперед и вверх

