Будущее либерализма в России

топ 100 блогов artyom_ferrier04.03.2015 Сколько живу – столько слышу. «Либерализм в России – это утопия. Здесь народ никогда не примет либеральную идею. Увы, увы».
И всякий раз, когда это слышу, я понимаю, что эти люди – попросту ни бельмеса не смыслят в том, о чём говорят.
Вечная беда русских либералов в том, что они относятся к либерализму как к некой полезной моде. Которую можно рекламировать, пропагандировать, нести в массы – с тем, чтобы рано или поздно те прониклись этой модой и восприяли её.
На самом деле всё немножко не так.
Что такое в действительности либерализм?


Это когда изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц в некоем кабачке отдыхают то ландскнехты барона Вюрстеншванцера, то рейтары герцога Арьерского, то благородные доны королевы Обоих Гадюкиных.
И вот они бухают, гуляют, тискают официанток, бьют посуду, а когда приходит время платить – встают в гордую позу: «Да мы за тебя кровь проливаем, кабатчик!»
В конце концов он не выдерживает, берёт аркебузу, пару пистолей, выходит к дорогим гостям и говорит им: «Как же вы меня заебали, суки! Как насчёт того, чтобы на самом деле пролить кровь?»

А со временем, когда такие случаи становятся регулярны, рыцарских детишек в школе начинают учить: «Следует уважать личность и собственность всяких там даже низкородных кабатчиков. Вы спросите, почему? По аркебузе. Будете уважать – проживёте чуть дольше».

А потом учёные присматриваются к общественным состояниям и пишут эссе: «Отмечено, что в тех странах, где уважаются личность и собственность даже всяких там кабатчиков, наблюдается наивысшее развитие товарного производства и благосостояния нации».

А потом приезжают в Европу любознательные юноши из снежной России и берут на заметку европейские порядки. А по возвращении домой говорят: «Господа, представьте только, в тех Европах бытует подлинное уважение прав и свобод человека вне зависимости от происхождения. Вплоть до того, что будь ты и герцог – а не можешь отвесить затрещину даже простому какому кабатчику. Отчего и он ощущает себя человеком, и всё очень гармонично, всё очень мило. Вот бы и нам в России внушить мужику, что он тоже человек и право имеет. Тогда-то, поди, расправит плечи русский народ, и прянет в рост под новым светом солнца свободы!»

Ага.
Что упускают из виду эти прекраснодушные наблюдатели, нынешний герцог не может отвесить затрещину простому кабатчику, даже помыслить об этом, - потому что многие поколения предков этого герцога были застрелены предками этого кабатчика, когда пытались на него наехать, его унизить.
Это была долгая, кровавая мясорубка в Европе, борьба энергичных деловых людей за свои права и своё достоинство против голубокровного хамства аристократической гопоты с одной стороны – и разнузданной мародёрствующей черни с другой.

Так рождалась буржуазия. Тип самодостаточных и ответственных людей, которые сами не хотят никого притеснять, предпочитая сотрудничать, но и себя в обиду не дадут. А надо будет – с лёгкостью пойдут убивать любых шакалов, отстаивая свои права и свободы. И не потому, что им кто-то сказал, что они «тоже люди» и «право имеют». А потому, что невозможно, сцуко, вести бизнес, когда на тебя постоянно наезжают, постоянно грабят, да ещё и хамят. Рано или поздно – рука тянется к аркебузе.

В России же, блин, либерализм вечно осознавался не как имманентная потребность буржуазного класса (развивавшегося с опозданием, конечно), а как игрушка в руках столичных интеллектуалов, к которой почему-то надо приучить простонародье (а оно всё никак не приучивается).

У меня же в этой связи всегда возникал вопрос: а нафига? Вот тупо – нафига кого-то убеждать, что ему нужны права и свободы, если сам он так не считает? Да это ж счастье, что не считает! А если ещё и молится на свои цепи – так совсем хороший мальчик. Удобный.

С другой же стороны (и в равной мере) не понимаю я сентенций вроде «Плохо жить либералам на Руси, поскольку народ не приемлет либерализм».
Ну, допустим, не приемлет. Вот только – с какого боку меня это парить должно, чего там приемлет или не приемлет народ? Может, мне ещё осведомиться о политических воззрениях бурёнок в коровниках, хавроний в свинарниках, Курочки Рябы на Петелинской птицефабрике.

Видите ли, по хорошему счёту людьми в полном смысле – я считаю только буржуазию. Тех, кто живёт по принципу «живи сам и не наезжай на других». Кто понимает, что никто в этом мире никому ничего не должен, покуда не обязался добровольно, и что всякий стоит столько – насколько люди ценят его услуги.

Даже рыцарская аристократия для меня – ну всё-таки «полулюди», ибо «гопня». Я сам, вообще-то, голубокровный пижон, имеющий в роду и графьёв, и князьёв, среди которых были неплохие вояки, но я бы предпочёл, честно, гордиться купцами и промышленниками в своём роду. За практическим неимением оных – самому плантатором пришлось стать.

А уж чернь, стоящая то на цырлах, но на коленочках и готовая лизать пятки любому тирану, который подкинет им кусочек от награбленного – это для меня не люди вообще. Так, гумус. У них могут случайно возникнуть качественные дети, которые будут формировать себя, отталкиваясь от презренного уродства своих родителей – и только ради этого чернь стоит терпеть (возможно).

Но чтобы пытаться понравиться черни, расположить её к себе? А ничего не треснет?

Помню, мне доводилось иметь и публичные выступления перед избирателями. Поддерживал как-то одного кандидата. И на одних дебатах оппонент от коммунистов заявил: «У нас большинство народа хочет вернуться в Советский Союз».
На что я ответил: «Не вижу здесь какой-то проблемы. Для отправки в Союз есть такое дешёвое транспортное средство, как Циклон-Б. Путешествия первым классом никто не обещает, но эвакуацию по первой категории – всенепременно. Если, конечно, вам понятен специфический сленг той турфирмы. Из времён, куда ваша паства хочет вернуться».

Речь имела некоторый успех (если не сказать «фурор»), но начальство решило не двигать меня больше в публичную политику. Предложило пройти курс sensitivity, и теперь я умею плакать, рассуждая об истреблении миллионов приверженцев Совка :-)

Серьёзно же, я никогда ни под кого не пытался подстраиваться. Я просто объяснял людям, желающим иметь со мной дело, какое от них ожидается поведение, чтобы максимизировать их шансы остаться в живых (и не в накладе).

Что до масс народных и просветителей либеральных, то, думаю, близится момент, когда они, эти милые просветители, могут свернуть удочки, а на сцену выйдут такие ребята, как я. «Реальные либералы».

И мы не будем продолжать эти пляски с бубном, мол, волшебная рука рынка всё-таки вас осчастливит, и только рыночная экономика является залогом повышения вашего благосостояния, дорогое наше российское простонародное быдло. Как показала практика, это всё – не в коня корм. Да, благодаря рыночной экономике их благосостояние выросло в разы – но они всё равно не довольны, они считают, что кто-то по какой-то причине должен заботиться о них ещё больше. И это не лечится… консервативными средствами. Только – хирургическими.

Поэтому наш разговор с российским простонародьем будет короче и содержательней, нежели могло бы быть зачитывание избранных мест из Адама Смита, Хайека и Мизеса.

«Здравствуй, дорогое быдло! Ты спрашиваешь, кто что может сделать из политиков для повышения твоего благосостояния? Позволим себе чуточку перефразировать. А именно – что можете сделать вы, суки поганые, чтобы вам разрешили дышать. Хотя вы этого не достойны, на самом-то деле, после всего, что отчебучили вы сами и ваши фюреры от вашего имени. По хорошему счёту, такой никчёмный мусор, как вы – стоило бы попросту закопать в землю, в надежде, что потом там вырастут фруктовые сады и хоть таким образом вы принесёте пользу человечеству».

«Но либерализм милостив (вернее, прагматичен). Поэтому вы останетесь жить. Но жить так, чтобы в скором времени вас начали жалеть УКРАИНЦЫ. И не просто украинцы, а чтобы Дмитрий Ярош лил слёзы по вашей скорбной участи».

«Как это будет сделано? Ну вот Россия накосорезила перед Украиной и миром где-то на триллион по крайней мере. Баксов. Что кажется гигантской суммой, но на самом деле, если принять взрослое население России за 100 миллионов граждан, то всего по десять косарей с носа – и долг погашен».

«Замечу, я бы здесь предложил именно солидарную общенациональную ответственность. Поскольку все взрослые люди страны должны отвечать за действия своего правительства или за собственную неспособность его контролировать».

«Десять косарей баков с носа – это очень мало на самом деле для тех, кто в России хоть кем-то работает, хоть что-то из себя представляет. Но я допускаю, что найдутся толпы «крымняшек», которые не имеют таких денег. Значит, за них заплатят другие, а они – будут проданы в рабство, до отработки долга».

Вот так, собственно, и решится вопрос о неприятии «народными массами» России либерализма. Ну, кто либерализм не приемлет и бабла при этом не имеет – рабство, значит, примет. Только и всего.

А либерализм – его действительно нельзя «привить», «воспитать». И не надо даже пытаться.
Либерализм, концепция уважения частных прав и свобод – это то, что ЗАСТАВЛЯЮТ уважать те, кто сам ценит эту концепцию ДЛЯ СЕБЯ. И рвать за неё готов. И лишь когда эта готовность становится общеочевидной – тогда и происходит торжество буржуазной, либеральной идеи в обществе.

И это будет в России. И я надеюсь, при этом нам удастся опрокинуть довольно порочную систему всеобщего равного и тайного избирательного права, а увязать фактический объём избирательных прав с уплачиваемыми налогами.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Яндекс выпустил iPad-версию в новом дизайне неописуемой футуристической красы. Рустем пишет в Твитыре , что дизайн стал новым, а ошибки навигации остались прежними. Не могу с ним согласиться. Ошибок как раз насажали новых, и от души. Например, в ...
Шарлиз Терон в среду в Монреале во время съемок в фильме "Flarsky". src ...
На учениях «Восток-2010» армейцы презентовали новую полевую форму  для российского офицерского состава. Более всего меня поразило расположение погон: явно видно, что самый главный из них расположен на груди (теперь коситься на эту часть ...
Harry Callahan (1912-1999) — один из самых чувственных, лиричных и элегантных американских фотографов. Эмоциональное напряжение присутствует почти в каждом кадре, будь то фото жены, случайного прохожего, здание или пейзаж. Элеонора Кнапп, на которой он женился в 1936 г., примерно в т ...
24–х летний Фетулла Узумкулоглу и его двадцатилетняя невеста Эсра Полат из Турции решили потратить деньги, предназначавшиеся на свадьбу, на еду для сирийских беженцев. Объединив усилия с представителями турецкой благотворительной организации «Кимсе Йок Му», нарядные молодожены встали за ...