Будничное
armen_gasparyan — 14.03.2010Что же касается сцены с отказом от отпевания полицаев, то такой факт имел место. В Белоруссии, в 1943 году. Священник Александр Романушко тогда сказал: "Братья и сестры, я понимаю горе отца и матери убитого, но не наших молитв и "Со святыми упокой" своей жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он - изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо "Вечной памяти" произнесем "Анафема". После этого, священник обратился к полицаям и призвал их повернуть оружие против немцев. По информации "Военно-исторического журнала" (№1, 1995 г.) все они немедленно ушли в партизаны. Насколько это соответствует действительности - судить не возьмусь.
И наконец, обвинение, что деникинский офицер в своих воспоминаниях забыл про священника. Необходимо отметить, что о людях, оставшихся в СССР, предпочитали не вспоминать на страницах мемуаров. Знали, кто будет самым внимательным читателем. Понимали, что советская власть не прощает никому и ничего.
Но за одно я очень благодарен создателям фильма. Пусть и мимоходом, но было сказано главное: если бы Германия не напала на СССР, к середине 40-х годов в стране не осталось бы ни одного действующего храма. Цели "Союза безбожников" были достаточно ясно озвучены и нет оснований cомневаться, что они не были бы воплощены в жизнь. Совершенно справедливо отметил режиссер фильма Владимир Хотиненко: "Инерция Победы во Второй Мировой Войне несет нас до сих пор. Не очень нам хочется думать о неприятных моментах. У нашей страны пока ведь фактически нет ничего другого - ни внятно выраженной идеологии, ни какого-либо иного смысла, кроме того, который странным образом располагается в прошлом".