Византийские мозаики в Пушкинском музее

топ 100 блогов galik_12323.04.2025 Искусственные параллели по средам

Византийские мозаики в Пушкинском музее 25-1198.jpg

В Цветаевской коллекции Пушкинского музея есть совершенно уникальные экспонаты, с которыми связана интереснейшая история их приобретения. Так, в зале №26 "Европейское искусство Средних веков" с самого начала экспонируются мозаичные панно, изготовленные итальянскими мастерами фирмы Антонио Сальвиати для замены разрушающихся мозаик венецианского собора Сан Марко.

Уникальность этой серии из 12 мозаик состоит в том, что все панно выполнены в начале 1890-х годов в аутентичном материале и во всех деталях повторяют сложную технику византийской мозаики. Их даже в своё время попытались установить в соборе, но венецианская общественность была так возмущена этим, что потребовалось принять экстренные меры для реставрации исторических мозаик. Тогда и были найдены способы их спасения. А изготовленные копии оказались невостребованными, и их купил Юрий Степанович Нечаев-Мальцов для московского Музея изящных искусств. Это был его первый дар музею.

Византийские мозаики в Пушкинском музее 23-6461.jpg


Стены и своды собора Святого Марка были сплошь покрыты мозаичными панно в технике византийской мозаики. Уже к середине XIX  века зданию потребовалась серьёзная реставрация. Кроме того, практически все мозаики, покрывающие внутреннее пространство храма, а также смонтированные в люнетах на его фасаде, пришли в такое угрожающее состояние, что небольшие кусочки смальты падали на головы прихожан. Эти драгоценные кусочки с частичками золотой фольги часто оказывались затем на антикварном рынке. Городским властям Венеции пришлось принять решение о реконструкции южной части фасада собора, где имелись наибольшие разрушения. Было решено полностью переложить кладку фасада с демонтажом мозаик южного придела. Предполагалось, что эти мозаики будут затем экспонироваться  в музее собора.Сан Марко.

Византийские мозаики в Пушкинском музее 25-1201.jpg

Создание копий мозаик в оригинальном варианте было поручено стекольной фирме Антонио Сальвиати, мастера которой подробно изучали забытые технологии венецианского стеклоделия и византийского мозаичного искусства. Первыми были скопированы мозаики капеллы Сан Дзено, так как они были в наихудшем состоянии. Около 8 лет мастерская Антонио Сальвиати занималась этим проектом. Однако венецианская общественность и пресса выступали резко против замены исторических мозаик на новодельные копии XIX века. Венецианские власти были вынуждены отказаться от сотрудничества с Антонио Сальвиати, и работы, предполагавшие создание копий всех мозаик собора, были прерваны. В 1888 году копии мозаик были смонтированы на сводах капеллы, но разразился грандиозный скандал в прессе. В результате созданные мозаики через некоторое время были демонтированы и снова заменены на оригинальные. Спустя 10 лет Нечаев-Мальцов купил мозаичный фриз, выполненный мастерской Сальвиати, за 6000 лир и принял решение отправить мозаики сухопутным путём в Россию. Мозаичный фриз весом 6 тонн прибыл в Москву только через год.

Византийские мозаики в Пушкинском музее 25-1200.jpg

Антонио Сальвиати добился колоссальных успехов в области воссоздания технологии византийской мозаики. Его мастерская изготовила множество мозаичных фризов, которые до сих пор можно увидеть на фасадах домов Венеции, Мурано, Торчелло. В России мозаики фирмы Сальвиати известны по интерьеру Крестовоздвиженской дворцовой церкви в Ливадии, построенной в эпоху Александра III, декору Церкви Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде (1885) и по наружной мозаике собора Александра Невского в Ялте (1901). Ранее я уже рассказывала о венецианской фирме Антонио Сальвиати .

Византийские мозаики в Пушкинском музее

Возвращаемся в зал № 26, который был сооружён в первое десятилетие XX века на деньги известных купцов и меценатов Колесниковых - Ксении Фёдоровны и Ивана Андреевича. Основным его убранством являются копии самых известных шедевров средневековой скульптуры, а самым ярким акцентом служат полихромные мозаики из Венеции и Равенны.

Византийские мозаики в Пушкинском музее 25-1214.jpg


Каждое мозаичное панно создано из разноцветной смальты - кубиков из непрозрачного окрашенного в массе стекла, которые фиксируются на горизонтальную поверхность, иногда с подложкой из листового золота. Эти панно стали первыми экспонатами зала №26, именно так - по три мозаики в четырёх углублениях в стене они были размещены основателями музея.

Византийские мозаики в Пушкинском музее 25-1114.jpg


Грандиозный мозаичный фриз посвящён жизни и мученичеству святого Марка. Далее представлены фотографии мозаик Пушкинского музея - сцены из жизни св. Марка (12 эпизодов), начиная со сцены написания Евангелия,  и кончая погребением св. Марка: 1-е фото - общий вид в зале, 2-е фото - только мозаика.

Византийские мозаики в Пушкинском музее 25-1113.jpg


Византийские мозаики в Пушкинском музее 25-1093.jpg


Византийские мозаики в Пушкинском музее 25-1115.jpg


Византийские мозаики в Пушкинском музее 25-1098.jpg


Византийские мозаики в Пушкинском музее 25-1116.jpg


Византийские мозаики в Пушкинском музее 25-1102.jpg


Византийские мозаики в Пушкинском музее 25-1157.jpg


Византийские мозаики в Пушкинском музее 25-1103.jpg


Копии с мозаик V-VI веков, хорошо сохранившихся в церквях и усыпальницах итальянского города Равенна, также представлены в зале № 26. На стенах размещены пять копий мозаик, объединённых в равеннский уголок - так называл эту часть зала Иван Владимирович Цветаев. Они были куплены уже в рамах и под защитным стеклом, поэтому рассмотреть их в зале довольно сложно.

Византийские мозаики в Пушкинском музее 23-6450.jpg

Мавзолей Галлы Плацидии - крестообразная постройка, расположенная рядом с базиликой Сан-Витале в Равенне. Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик. Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения. данный памятник был, скорее всего, придворной капеллой при несохранившейся дворцовой церкви Санта Кроче.

Византийские мозаики в Пушкинском музее 25-1112.jpg

Иисус изображён в образе молодого безбородого юноши-пастуха, вокруг которого по зелёной траве гуляют овцы, и ласково прикасается к одной из них.

Византийские мозаики в Пушкинском музее
Добрый пастырь, 450-е годы. Мавзолей Галлы Плацидии. Фото: википедия

Сан-Аполлинаре Нуово - раннехристианская базилика в Равенне, построена в конце V- начале VI веков правителем Равенны королём Теодорихом Великим как его придворная церковь. Позже (в IX веке) освящена в честь небесного покровителя Равенны св. Аполлинария. Базилика знаменита уникальными мозаиками, одна часть которых относится ко времени Теодориха, а другая - Юстиниана I, когда Равенна стала византийским экзархатом.

Византийские мозаики в Пушкинском музее
Богоматерь на троне, ангел, до 526 года. Церковь Сан-Аполинаре Нуово


Византийские мозаики в Пушкинском музее
Мозаика в базилике Сан-Аполинаре Нуово, 530-е. Фото: википедия


Византийские мозаики в Пушкинском музее
Иисус и самарянка. Церковь Сан-Аполинаре Нуово

Базилика Сан-Витале - раннехристианская базилика в Равенне, важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе. Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклезием после его возвращения из Византии, где он вместе с папой Иоанном I выполнял дипломатическую миссию по поручению Теодориха Великого. Выделяется среди восьми раннехристианских памятников Равенны совершенством своих византийских мозаик, которые не имеют равных за пределами Константинополя. На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты, изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей. Это исторические портреты, созданные лучшими равеннскими мастерами на основе столичных образцов.

Византийские мозаики в Пушкинском музее 25-1092.jpg
Император Юстиан со свитой, 546-548. Церковь Сан-Витале


Византийские мозаики в Пушкинском музее 25-1094.jpg
Императрица со свитой, 546-548. Церковь Сан-Витале


Византийские мозаики в Пушкинском музее
Плита алтарной перегородки, V век. Церковь Сан-Витале

Иван Владимирович Цветаев мечтал представить византийские мозаики в музейной коллекции слепков. Хорошо, что рядом оказались и были с ним до конца люди, полностью разделявшие его стремления и во всем помогавшие ему. Это один из первых богачей России Юрий Степанович Нечаев-Мальцов и архитектор Роман Иванович Клейн. Цветаев скончался спустя год после того, как распахнулись двери музея. Через сорок дней после его смерти не стало Нечаева-Мальцова. Как выяснилось, пожертвовав на создание музея несколько миллионов рублей, он был почти разорен. А для архитектора Клейна здание музея оказалось высшим достижением творчества.

Византийские мозаики в Пушкинском музее 24-0147.jpg

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В праздновании приняли участие князь, наследный принц с женой и двое их детей - младший сын и дочь. На фото слева направо: Николаус (младший сын наследного принца), Мария-Каролина, единственная дочь наследной четы, князь, София и Алоиз. Князь посередине, машет рукой, справа София и ...
В трамваях езжу очень редко, но видимо метко. Недавно, наблюдала такую ситуацию. Ехала женщина с двумя маленькими детьми, сзади сидела старая бабушка. Ехали мы уже минут 30, и все эти минуты маленький сын женщины включал автомат и гремел. Звук у автомата был очень громкий, и все в трамв ...
От этого вопроса не отделаться и не отвертеться. Как же так получилось, что иностранная военная интервенция в российские пределы стала внезапной для ответственных лиц? Да, сейчас есть уже немало версий, где одни «прошляпили», вторые «проморгали», а третьи и вовсе «подставили», ...
Поцоны! Призываю вас в комменты. Такого жыра я давно не видал. Плюющийся говном утверждает, что ему 44 года и он адвокат. Работает на дому. А до этого был начальником следственного управления. Проживает в Бахчисарае, есличо. Дико ацки жжот! ...
Интересно, кто как проводит долгожданную пятницу??? Я вот обыкновенно, гости продинамили, сын тоже, осталась я одна и так тоскливо стало, просто как давно не было, даже поплакала... Вот сама себя и успокаиваю, надеюсь у вас все по плану и позитивно? ...