Византийские мозаики в Пушкинском музее
galik_123 — 23.04.2025
Искусственные параллели по средам
В Цветаевской коллекции Пушкинского музея есть совершенно уникальные экспонаты, с которыми связана интереснейшая история их приобретения. Так, в зале №26 "Европейское искусство Средних веков" с самого начала экспонируются мозаичные панно, изготовленные итальянскими мастерами фирмы Антонио Сальвиати для замены разрушающихся мозаик венецианского собора Сан Марко.
Уникальность этой серии из 12 мозаик состоит в том, что все панно выполнены в начале 1890-х годов в аутентичном материале и во всех деталях повторяют сложную технику византийской мозаики. Их даже в своё время попытались установить в соборе, но венецианская общественность была так возмущена этим, что потребовалось принять экстренные меры для реставрации исторических мозаик. Тогда и были найдены способы их спасения. А изготовленные копии оказались невостребованными, и их купил Юрий Степанович Нечаев-Мальцов для московского Музея изящных искусств. Это был его первый дар музею.

Стены и своды собора Святого Марка были сплошь покрыты мозаичными панно в технике византийской мозаики. Уже к середине XIX века зданию потребовалась серьёзная реставрация. Кроме того, практически все мозаики, покрывающие внутреннее пространство храма, а также смонтированные в люнетах на его фасаде, пришли в такое угрожающее состояние, что небольшие кусочки смальты падали на головы прихожан. Эти драгоценные кусочки с частичками золотой фольги часто оказывались затем на антикварном рынке. Городским властям Венеции пришлось принять решение о реконструкции южной части фасада собора, где имелись наибольшие разрушения. Было решено полностью переложить кладку фасада с демонтажом мозаик южного придела. Предполагалось, что эти мозаики будут затем экспонироваться в музее собора.Сан Марко.

Создание копий мозаик в оригинальном варианте было поручено стекольной фирме Антонио Сальвиати, мастера которой подробно изучали забытые технологии венецианского стеклоделия и византийского мозаичного искусства. Первыми были скопированы мозаики капеллы Сан Дзено, так как они были в наихудшем состоянии. Около 8 лет мастерская Антонио Сальвиати занималась этим проектом. Однако венецианская общественность и пресса выступали резко против замены исторических мозаик на новодельные копии XIX века. Венецианские власти были вынуждены отказаться от сотрудничества с Антонио Сальвиати, и работы, предполагавшие создание копий всех мозаик собора, были прерваны. В 1888 году копии мозаик были смонтированы на сводах капеллы, но разразился грандиозный скандал в прессе. В результате созданные мозаики через некоторое время были демонтированы и снова заменены на оригинальные. Спустя 10 лет Нечаев-Мальцов купил мозаичный фриз, выполненный мастерской Сальвиати, за 6000 лир и принял решение отправить мозаики сухопутным путём в Россию. Мозаичный фриз весом 6 тонн прибыл в Москву только через год.

Антонио Сальвиати добился колоссальных успехов в области воссоздания технологии византийской мозаики. Его мастерская изготовила множество мозаичных фризов, которые до сих пор можно увидеть на фасадах домов Венеции, Мурано, Торчелло. В России мозаики фирмы Сальвиати известны по интерьеру Крестовоздвиженской дворцовой церкви в Ливадии, построенной в эпоху Александра III, декору Церкви Покрова Божией Матери в Нижней Ореанде (1885) и по наружной мозаике собора Александра Невского в Ялте (1901). Ранее я уже рассказывала о венецианской фирме Антонио Сальвиати .

Возвращаемся в зал № 26, который был сооружён в первое десятилетие XX века на деньги известных купцов и меценатов Колесниковых - Ксении Фёдоровны и Ивана Андреевича. Основным его убранством являются копии самых известных шедевров средневековой скульптуры, а самым ярким акцентом служат полихромные мозаики из Венеции и Равенны.

Каждое мозаичное панно создано из разноцветной смальты - кубиков из непрозрачного окрашенного в массе стекла, которые фиксируются на горизонтальную поверхность, иногда с подложкой из листового золота. Эти панно стали первыми экспонатами зала №26, именно так - по три мозаики в четырёх углублениях в стене они были размещены основателями музея.

Грандиозный мозаичный фриз посвящён жизни и мученичеству святого Марка. Далее представлены фотографии мозаик Пушкинского музея - сцены из жизни св. Марка (12 эпизодов), начиная со сцены написания Евангелия, и кончая погребением св. Марка: 1-е фото - общий вид в зале, 2-е фото - только мозаика.








Копии с мозаик V-VI веков, хорошо сохранившихся в церквях и усыпальницах итальянского города Равенна, также представлены в зале № 26. На стенах размещены пять копий мозаик, объединённых в равеннский уголок - так называл эту часть зала Иван Владимирович Цветаев. Они были куплены уже в рамах и под защитным стеклом, поэтому рассмотреть их в зале довольно сложно.

Мавзолей Галлы Плацидии - крестообразная постройка, расположенная рядом с базиликой Сан-Витале в Равенне. Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик. Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения. данный памятник был, скорее всего, придворной капеллой при несохранившейся дворцовой церкви Санта Кроче.

Иисус изображён в образе молодого безбородого юноши-пастуха, вокруг которого по зелёной траве гуляют овцы, и ласково прикасается к одной из них.

Добрый пастырь, 450-е годы. Мавзолей Галлы Плацидии. Фото: википедия
Сан-Аполлинаре Нуово - раннехристианская базилика в Равенне, построена в конце V- начале VI веков правителем Равенны королём Теодорихом Великим как его придворная церковь. Позже (в IX веке) освящена в честь небесного покровителя Равенны св. Аполлинария. Базилика знаменита уникальными мозаиками, одна часть которых относится ко времени Теодориха, а другая - Юстиниана I, когда Равенна стала византийским экзархатом.

Богоматерь на троне, ангел, до 526 года. Церковь Сан-Аполинаре Нуово

Мозаика в базилике Сан-Аполинаре Нуово, 530-е. Фото: википедия

Иисус и самарянка. Церковь Сан-Аполинаре Нуово
Базилика Сан-Витале - раннехристианская базилика в Равенне, важнейший памятник византийского искусства в Западной Европе. Базилика была заложена в 527 году равеннским епископом Экклезием после его возвращения из Византии, где он вместе с папой Иоанном I выполнял дипломатическую миссию по поручению Теодориха Великого. Выделяется среди восьми раннехристианских памятников Равенны совершенством своих византийских мозаик, которые не имеют равных за пределами Константинополя. На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты, изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей. Это исторические портреты, созданные лучшими равеннскими мастерами на основе столичных образцов.

Император Юстиан со свитой, 546-548. Церковь Сан-Витале

Императрица со свитой, 546-548. Церковь Сан-Витале

Плита алтарной перегородки, V век. Церковь Сан-Витале
Иван Владимирович Цветаев мечтал представить византийские мозаики в музейной коллекции слепков. Хорошо, что рядом оказались и были с ним до конца люди, полностью разделявшие его стремления и во всем помогавшие ему. Это один из первых богачей России Юрий Степанович Нечаев-Мальцов и архитектор Роман Иванович Клейн. Цветаев скончался спустя год после того, как распахнулись двери музея. Через сорок дней после его смерти не стало Нечаева-Мальцова. Как выяснилось, пожертвовав на создание музея несколько миллионов рублей, он был почти разорен. А для архитектора Клейна здание музея оказалось высшим достижением творчества.

|
|
</> |
Как согласовать перепланировку помещений в 2025: понятным языком
Субботнее фото. Осеннее барокко
Определенно что-то будет
Вызов музе и себе
Изменение характера: почему восходящий тренд индекса S&P 500 может сойти на нет
Type O Negative - Slow, Deep and Hard, 1991
Намибия
Пятничные котики:)
Зима или осень?

