Будни и праздники писательской жизни
gala_vrublevska — 24.07.2022Итак, основательно поработав в инженерной сфере, мимолетом в журналистике и рекламе, погрузившись в психологию и вынырнув из неё, я метнулась в писательство. Корни моей писательской карьеры лежали, конечно, во всех моих предыдущих занятиях и в жизни вообще, но вершкам новой карьеры еще предстояло прорасти.
И про это я пишу свой третий пост по хешмобу #могуумеюпрактикую
Вначале я прошла сложный квест по выводу в свет моего первого романа «Половина любви». На это ушло два года, но книга в твердом переплете заняла свое место на полке многих библиотек.
А дело было так. В 1999-м году я обошла все питерские издательства (тогда еще авторов приглашали войти и в помещение), предлагая рукописи своего романа. Но всюду отказали. Лишь в некоторых местах мне говорили: «Приносите книги по снам, а романы нам не нужны!». В следующем, уже в 2000-м году, я разослала бумажными письмами заявки о своей рукописи в 30 московских издательств. Две трети издательств не прислали никакого ответа, но с десяток отозвались. Из них четыре отклика оказались положительными, то есть издательства были готовы ознакомиться с рукописью . И я повезла в Москву 4 экземпляра рукописей своим ходом, на поезде. Прошло еще полгода, прежде чем одно издательство из четырех — «Центрполиграф» решило издать мою книгу, включив ее в общую серию «Женские истории». Герои романа росли в советские годы, а вся история завершалась в только что отлетевшие 90-е. Замечу, что и все свои следующие романы я написала в контексте времени их написания. В рукописи первый роман назывался «Львиный мостик», но окончательное название — «Половина любви» — было итогом компромисса с редакторами издательства. Замечу, что гонорары у рядовых авторов невелики. За готовую книгу автор обычно получает сумму, равную одной месячной зарплате среднеоплачиваемого специалиста.
Несколько следующих романов издавались уже без проблем: издательство ожидало их от меня (я писала по одному роману в год). Параллельно я старалась как-то засветиться в доступных мне библиотеках, где на стеллажах стояли мои книги. Издательство своих авторов не продвигало (на какой основе продвигались отдельные авторы издательства, мне неведомо, но по опыту неслучившегося издания книг по снам предположу, что условия были не совсем праведные: или оплата продвижения, или привлечение бригады литрабов для скорости «выпечки» романов). На этом фотоколлаже собраны некоторые фотки из разных мест, где я выступала.
Вообще-то, я довольно посредственный оратор, пришлось даже он-лайн курсы ораторского мастерства пройти, но на какие-то высоты меня это не вывело. Однако со временем я перестала бояться выходить к публике, хотя и продолжила разговаривать на встречах в естественной для себя манере: в спокойном, чуть даже замедленном темпе. Вот пример короткой записи-селфи, где я сообщаю о выходе своего 12-го, последнего на сегодняшний день, романа.
Кроме выступления в библиотеках и на выставках, разговора с читателями тет-а-тет, и, попутно, рекламирования своих книг, писателю полезно иногда выставлять свои произведения на разные конкурсы, чтобы более адекватно оценивать результаты своего труда. Тут замечу, что есть два типа конкурсов. Первый — свободное участие и поощрение только грамотами-дипломами. И есть конкурсы, где за победу выдается крупная сумма денег, даже миллион. В тех, денежных, конкурсах я никогда не принимала участие, поскольку это весьма жесткие мероприятия, мне не до конца понятные. В какой-то степени победители заслуженно получают свой миллион, но само горлышко попадания в шорт-листы таких конкурсов довольно узкое.
И еще о трудностях издания. Писателю, издающемуся на регулярной основе в каком-то жанре или серии (куда его помещает издательство из соображений маркетинга), бывает трудно издаться в других темах и направлениях. Даже при переиздании всех моих романов издательстве «Эксмо» в персональной серии, серия была названа с романтичным уклоном — «Время любить». Тогда как мой роман, скорее, можно отнести в офисному городскому роману. А последний роман, который выше рекламирую голосом, и вовсе отнесен критиками к научной фантастике. Одним словом, чтобы рассказать обо всем, что знаю, видела, слышала и чувствовала, мне пришлось менять жанры. У меня появились и автобиографические, мемуарные книги, и рассказы, и даже учебник по писательскому мастерству «Как писать прозу». Часть этих книг издавалась за свой счет, часть оформлена в электронном виде, а часть по гранту Союза писателей. В частности, по гранту выпущена моя новейшая автобиографическая книга «Половинка чемодана, или Писателями не рождаются», где рассказывается о всей моей жизни и о том, о чем вкратце рассказала в сегодняшнем посте.
Однако мое право получить писательский грант, как и вступление в профессиональный союз, было трудным и долгим. Мне удалось это сделать только на втором десятке своей писательской карьеры в 2012 году. Но каждый писатель наряду с литературной работой обычно погружен еще и в общественную жизнь. И в годы своего вхождения в писательский мир я закончила двухгодичные литературные курсы, где не только узнала поглубже теорию литературы, но и познакомилась с интересными людьми. Также все нулевые годы я регулярно посещала общественное писательское объединение «Соратники», где и сама читала просветительские лекции, и слушала лекции других самодеятельных литераторов на разные темы (исторические, географические, градостроительные). Хотя большую часть времени на этих собраниях наши поэты читали свои стихи, и это меня начало со временем утомлять. Это литературное объединение было для меня промежуточной станцией между любительской и профессиональной литературой. Мне даже выдали грамоту за многолетнее участие в тусовках, хотя постепенно я начала отдаляться и все реже посещала собрания уважаемого сообщества, перейдя наконец в лигу профессионалов.
Общение же с коллегами по перу в профессиональном писательском эшелоне, (в моем случае им стал Союз писателей Санкт-Петербурга), является особенно приятным и полезным для каждого из его членов. Упоминания казусов, нелепостей чередуются с разговорами о писательских буднях и обсуждением серьезных вопросов. Так легко и разносторонне общаться не умеют ни инженеры, ни даже психологи. И я дорожу общением в своем писательском кругу.
|
</> |