Брянская история: если отнестись к трагедии без истерики
skorobogatov — 10.12.2023Каждая очередная школьная история с ружьем и жертвами рождает у общества и власти судорожное желание что-то срочно предпринимать — искать виновных, наказывать, вводить новые меры безопасности. Подобная тактика может быть полезна в отношении проблем, которых еще вчера не было. Когда же речь идет о вечных проблемах, вся эта возня не приносит ничего кроме вреда.
Травля в подростковом коллективе — это именно вечная проблема, что прекрасно иллюстрирует клип Linkin Park, который просмотрела уже четверть населения планеты.
Школы, военные училища, монастыри — в любом месте, где собираются подростки, они будут искать себе жертву для травли. Такова их природа.
Наш великий поэт Лермонтов на себе испытал жестокую травлю сверстников во время учебы, что во многом сформировало романтический характер его поэзии. Это как иллюстрация из нашей истории. А если взять современность, в Америке «межличностные отношения» давно осознаны как едва ли не главная проблема школьной жизни — не образование, а именно это. Поэтому в «хороших школах» у них предусмотрено до десяти параметров поведения ученика, по которым он получает отметки. В плохих школах ничего этого нет и учиться там невозможно. Не потому что там не учат, а потому что не дадут одноклассники. Все силы у подростка там уходят на простое выживание в волчьем коллективе.
В советской, «лучшей в мире», школе не было инцидентов со стрельбой. Причина в том, что оружие было менее распространено. А еще потому что, случись такой инцидент, о нем бы никто не узнал кроме непосредственных участников. Но, по опыту и своему, и опыту моих ровесников, и рассказам отца, бывшего следователем МВД в позднесоветское время, энергия подростка в то время преимущественно тратилась на то, чтобы травить или выживать. Сериал «Слово пацана: кровь на асфальте» это косвенно иллюстрирует.
Современная российская школа в этом отношении ничем принципиально не отличается от американской или советской, и нужно просто осознать, что травля как стиль жизни подростковых сообществ была и будет.
Что исходя из этого нужно делать обществу и отдельному человеку:
Во-первых, не делать очевидных глупостей. Одна из них — сообщать всему свету подобные новости. Такая информация не порождает ничего кроме дурного настроения в обществе и ненужной суеты у чиновников. Другая, связанная с первой, — делать что-то ради галочки, включая наказание невиновных и избыточные, но бесполезные, меры безопасности.
Во-вторых, постепенно реформировать школьную систему, положив в ее основу установку на воспитание, а не образование. И по показателям воспитания оценивать работу учителей. Это непросто, но не невозможно. Уже сейчас в мире имеется огромная статистика по каждому человеку — семейное положение, работа, карьера, правонарушения и проч. По всему этому косвенно можно судить и о школе и формировать соответствующие рейтинги. Другой элемент реформирования — ее ранняя специализация, которая, помимо, повышения качества обучения, изолирует «пацанов» от «батанов». Это уже решит львиную долю проблем с травлей.
В-третьих, поворачиваться лицом к семье, а не уничтожать ее, как это делалось в советские годы и по инерции продолжается сейчас. В здоровой семье проблемы решаются по мере их поступления, включая и связанные с отношениями со сверстниками.
В таких семьях родители и их подрастающие дети осознанно относятся к выбору школы. Ребенок в результате попадает в подходящий ему коллектив. Когда же этот выбор сделан, родитель его учит жизни в коллективе примерно так, как предлагает классик:
«Ссор старайся избегать. Но если – ссора, пускай тебя твой враг боится.»
Применительно к нашему случаю: обижать других плохо, равно как и плохо позволять другим обижать себя.
Соответственно, если можешь за себя постоять, делай этой. Может быть, это потребует вложений типа занятий спортом и усвоения правил нахождения в коллективе. Если же все это не помогает, менять школу.
Резюмирую: корень проблемы в семье, и двигаться надо в этом направлении, но это медленно и непопулярно.