Британские острова - Круиз, Июль-Авг., 2023: Стоунхендж – Старый Салум

И еще пару слов о Лондоне. Очень правильный день мы выбрали для прогулки по самому городу. Погода была солнечная, и город смотрелся прекрасно. Может быть, эти местечки – Шордич, сад на крыше и маленькая Венеция, а также мюзиклы изменили мое отношение к Лондону, который до этой поездке был для меня городом-мужчиной. Есть такая теория, которую я очень люблю о городах-женщинах и городах-мужчинах. Города женщины притягивают тебя, влюбляют в себя и вызывают желание вернуться. После первой поездки для меня Лондон был городом-мужчиной, городом прекрасных достопримечательностей, но не вошедшим в мое сердце. И это несмотря на то, что у нас была прекрасная солнечная погода, золотая осень и встреча с любимой подругой, которую я не видела больше десяти лет. После этой поездки Лондон городом-женщиной для меня не стал, но мне захотелось сюда возвращаться.
В Солсбери через сайт Booking мы сняли прекрасные апартаменты Redhouse


Замечательный хозяин Рей рассказал нам, где можно позавтракать и рекомендовал места для ужина.
1-й день (21-07-2023): Тель Авив – Лондон
2-й день (22-07-2023): Лондон - Хэмптон Корт
3-й день (23-07-2023): Лондон - Оксфорд
4-й день (24-07-2023): Лондон - Гринвич
5-й день (25-07-2023): Лондон - Солсбери
6-й день (26-07-2023): Стоунхендж - Солсбери
7-й день (27-07-2023): Саутгемптон (заселение на корабль)
Круиз
8-й день (28-07-2023): Портленд- Уэймут (Англия)
9-й день (29-07-2023): Коб - Корк (Ирландия)
10-й день (30-07-2023): Белфаст (Северная Ирландия)
11-й день (31-07-2023): Дублин (Ирландия)
12-й день (01-08-2023): остров Льюис-анд-Гаррис
13-й день (02-08-2023): Эдинбург (Шотландия)
14-й день (03-08-2023): Инвергордон – Инвернес- Хайленд (Шотландия)
15-й день (04-08-2023): Ньюкасл-апон-Тайн (Англия)
16-й день (05-08-2023): день в море
17-й день (06-08-2023): Копенгаген (Дания) (конец круиза)
18-й день (07-08-2023): Копенгаген – Тель Авив
На следующее утро мы позавтракали в одном из кафе на главной площади Солсбери

и отправились на экскурсию в Стоунхендж, ради которого и был совершен приезд в Солсбери.
!!! Из Солсбери в Стоунхендж идет автобус. Можно сесть на ж/д станции или в самом городе. Все очень четко и продуманно организовано. В автобусе можно купить билет или только на проезд до камней и обратно, или проезд и вход на территорию, где стоят камни, или комплексный билет на проезд, камни и бесплатные вход в старый Салум и подъем на кафедральный собор. Обязательно надо покупать билет на проезд + вход к камням, чтобы не стоять на входе длиннющую очередь на покупку билета. (Спасибо Рею, это он нас просветил) От визитер центра до самих камней еще около 2,5 км, которые можно проехать на бесплатном шатле или пройти пешком. Шатлы ходят каждые 15 минут. На сайте Стоунхенджа прекрасно расписано как из каждой точки ходит автобус.
При входе в автобус получаешь наушники и, всю дорогу до камней тебе аудиогид на русском языке рассказывает о местах, которые проезжаешь.
На окраине города в 2021 году был открыт памятник, посвященный всем причастным к массовом производстве легендарных самолетов Supermarine Spitfires, название которых обычно ассоциируется с победой в Битве за Британию и окончательным поражением Нацистской Германии в воздухе во время Второй мировой войны.

По дороге любуемся пасторальными видами просторов Англии.


И вот мы на месте. Стоунхендж (Stonehenge) представляет себой кромлех - каменное мегалитическое сооружение времен неолита и бронзового века - представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Стоунхендж состоит из кольцевых и подковообразных сооружений, построенных из больших менгиров - грубо обработанных камней или каменных глыб, у которых вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные. Его огромные камни были возведены около 4500 лет назад. Для строительства Стоунхенджа использовались два основных типа камней: голубой камень и сарсеновый камень. Сарсены, крупнейшие глыбы Стоунхенджа, весят до 25 тонн. Голубые камни значительно легче - до 5 тонн. Камни круга тщательно выстроены в соответствии с движением солнца.
Так весь комплекс выглядит сверху.

Руины, которые мы видим сегодня, являются конечным результатом многих различных этапов строительства и перестройки в доисторические времена. Первым крупным событием, 5000 лет назад, было строительство большого круглого ограждения. Примерно 500 лет спустя огромные камни были возведены в форме подковы и круга, между ними были помещены более мелкие голубые камни. Позже голубые камни были переставлены. Подробнее можно почитать в ВИКе
Сойдя с шатла, по тропинке идешь к камням, обходя весь комплекс по кругу вдоль ограждения на относительном от них расстоянии. Близко подойти нельзя.

С разных сторон каменный круг смотрится по-разному.



Этот ракурс наиболее известный.

Еще в XVIII веке была выдвинута теория, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями. В 1901 году выдающийся английский астроном Норман Локьер первый научно доказал идею об астрономической ориентации Стоунхенджа. В 2022 году английский профессор Тимоти Дарвилл описал свои наблюдения, согласно которым Стоунхендж использовался в качестве солнечного календаря по тому же принципу, что и древнеегипетский календарь. Он был рассчитан на 365,25 суток в году и состоял из 30 блоков, соответствующих 30 дням месяца, но до наших дней сохранилось лишь 17. Пять трилитов в центре обозначают празднование середины зимы, длившееся пять дней, а самый высокий камень в композиции представляет собой восход солнца в день зимнего солнцестояния.

Пяточный камень - это большой одиночный камень неправильной формы, расположенный за пределами главного каменного круга. Его вес – 40 тонн. Расположенный к северо-востоку от памятника, он совпадает с восходом солнца во время летнего солнцестояния, играя ключевую роль в астрономическом значении этого места.

В каких только позах народ не фоткается около памятника. J

Мы тоже скромненько сфоткались.

Кроме Стоунхенджского кромлеха в близлежащей местности выявлен ряд других памятников эпохи неолита и более позднего времени. Среди них курганы, рвы, другие культовые сооружения. На этой фотке за зеленым полем видны пять курганов.

Совершив полный круг вокруг кромлеха, на шатле возвращаемся к центру посетителей, где выстроена реконструкция неолитических домов. Дома были построены с использованием копий инструментов и методов того времени.

Слева направо: очаг, лежанка, полки и плетение крыши.

А это точная копия камня номер 60, одного из вертикальных сарсенов внутренней подковы. Оригинальный камень весит около 28 тонн. Камень перемещали, закрепляя его на деревянных санях, которые затем можно было тянуть по роликам или по рельсам. Веревки, вероятно, изготавливались из липового лыка (внутренней коры), скручивались и прялись вместе, образуя прочные шнуры. Положив монету и дергая за шнур, можно увидеть, какую силу ты можешь приложить и, сколько тебе подобных по силе людей понадобится, чтобы сдвинуть этот камень с места. Надпись гласит, что нужно сто сильных мужчин, чтобы сдвинуть его.

Садимся в автобус и по дороге в Солсбери, выходим на промежуточной остановке Старый Салум (Old Salum) около древнего поселения, из которого развился сегодняшний город Солсбери.
Найдены свидетельства постоянного поселения здесь людей примерно с 5000 г. до н.э. Позже кельты, которые возделывали окружающую местность, превратили ее в мощный форт.
Старый Сарум упоминается в исторических источниках как типичная для железного века крепость на холме.


и рвом между ними,

с входом на востоке. Позже саксы использовали его как оплот в борьбе против набегов викингов.


а позднее соорудили искусственное возвышение, где был построен замок, также защищенный глубоким рвом.

В самом замке был построен дворец для короля Генриха I, который затем использовался монархами династии Плантагенетов. На западном краю города в 1075-92 годах норманны построили собор и епископский дворец. Собор был перестроен в гораздо большем масштабе епископом Роджером примерно в 1120-30 годах. Здесь же находилась официальная резиденция первых епископов Солсбери. К 1250 году и собор, и дворец были снесены, остались только фундаменты, которые мы видите сегодня.

Затем возле реки был построен новый собор. По этой причине горожане Старого Салума переехали на новое место, получившее название Новый Солсбери или Новый Салум. Вот он – современный Солсбери и собор.
