
Бренды городов


В России в последнее время наблюдается интерес к территориальному брендингу, у нас с одной стороны хотят развивать туризм, а с другой ни один регион не может представить внятного привлекательного логотипа (или я ошибаюсь?). Даже Москва, где давно пора если уж не по районам представить красивые логотипы (в районах вообще всё плохо, см. пост про гербы), то хотя бы для всего города. Увы, прошлые попытки ничем хорошим не увенчались.
Каждый десятый город России, так или иначе, уже попробовал заняться своим брендингом. Получалось это не то, что очень хорошо, до развитых стран далеко.

Один из самых крутых, на мой взгляд логотипов, после совершенно узнаваемого Нью-Йорка, у Амстердама. Тут и интернацинаьность, и "Я", и просто легкое воспроизведение.
Создатели кампании «I AmSterdam» обыгрывают в своём слогане и логотипе английскую грамматическую конструкцию I Am — «Я есть». Амстердам — это прежде всего люди, которые в нём есть, как постоянно живущие, так и приехавшие увидеть город. И в каждом человеке, бывавшем в нём, есть частица Амстердама.
Логотип нашел своё воплощение как в сувенирной атрибутике, футболках, сумках и т.д., так и в «уличной скульптуре».
У Мельбурна тоже приятный логотип:

Брендинг Мельбурна был проведён относительно недавно – прошлым летом. Логотип города. представляет собой букву «M», оформленную в виде кристалла. Создание нового логотипа обошлось правительству Мельбурна в 240 тысяч долларов, а разработку осуществило агентство Landor.
По словам мэра Мельбурна Роберта Дойла, предыдущий символ города создавался ещё «когда он слушал Vanilla Ice и MC Hammer» (в начале 1990-х, соответственно). Новый символ постепенно заменяет устаревшие логотипы, которые пока что используются властями Мельбурна.

Копенгаген всегда открыт для гостей.
В новом логотипе Копенгагена должно было уместиться всё, что может сказать город мировому сообществу о себе — о комфорте жизни, о дружественности по отношению к окружающей среде, к бизнесу, к дизайну, о толерантности, о том, что это красивый город. Логотип PeopleGroup был выбран из предложений 30 дизайнерских фирм. Примечательно, что из пяти финалистов три студии предлагали упор на слово OPEN. Победителем признали лого, предполагающее наиболее легкое и широкое использование в рекламных кампаниях.
А вот и немного отечественных примеров:

Вроде хорошо, но толком не видно, чтоб его цитировали
Логотип был разработан агентством N1 к празднованию 1150-летия со дня основания города Смоленска. В дальнейшем создатели планировали убрать цифры после празднования, чтобы логотип существовал как полноценный бренд Смоленска. Насколько этот план воплотился в жизнь – непонятно.
Люблю бывать в Саратове:

И ключик с ручкой... Саратов, между прочим, довольно интересный город (см. пост) и не заслужил такого. С тех пор идеи брендинга Саратова неоднократно менялись. Саратовское правительство всерьез озаботилось проблемами территориального брендинга не только на уровне идей, но и на уровне графики.
Из увиденного недавно - брендинг Ярославского водохрахранилища:

Там действительно хорошо и приятно. Чем-то напоминает логотип Смоленска.
Один из приятных и исторических логотипов - Наследие Татарстана:

Одна из немногих попыток в России создать полноценный бренд, однако, он запущен относительно недавно и активно приживается, скорее всего у этого бренда большое будущее. В Татарстане умеют творить и раскручивать с размахом (см. записи по тэгу Казань)
Пример с Татарстаном является едва ли не единственным образцом отечественного территориального брендинга. Остальные российские примеры – не более чем просто картинки, которые не являются продуманной идеологией, как это распространено среди европейских столиц. Логотипы можно менять каждый сезон, тогда как единая и цельная концепция остается актуальной на протяжении десятилетий.
Возможно, в будущем у нас в стране начнут появляться по-настоящему хорошие территориальные бренды. Скорей всего, начнется этот процесс в Москве, пока здесь объективно концентрируются самые прямые руки и самые извилистые мозги России.
|
</> |
