Бренд Одессы: идеи и возможности

топ 100 блогов shokhov — 05.09.2010 Мероприятие "Бренд Одессы - дело горожан" длительностью в один день проходило в театре музыкальной комедии  в Одессе 5 сентября 2010. Я пошел на это мероприятие, потому что понравилось то, что написано на сайте http://bgorod.in.ua/.
Однако, то, что происходило на самом мероприятии, сильно меня разочаровало.
Я ожидал осмысленного общения, чистого креативного драйва в групповой и общей работе. Вместо этого команда киевлян, приехавшая в Одессу брендировать наш город, использовала присутствующих просто как сырье для формирования фокус-групп непостоянного состава.
В групповой работе ведущие жестко придерживались заранее составленного ими алгоритма: "Сначала ответьте вот на такой вопрос, теперь вот на такой, теперь скажите об этом...". Это цепляние за написанные заранее вопросы и темы выглядело довольно жалко, тем более, что при любом отклонении от заранее составленной последовательности действий ведущие буквально теряли почву под ногами, боясь утратить контроль.
А общая работа, в которой группы должны были представлять свои наработки, вообще была сведена к фиктивному перечислению каких-то атрибутов и мест нашего города, причем доклады групп озвучивали ведущие.
Очевидно, приехавшая в Одессу команда киевлян не имеет никакого представления о рефлексивных играх, об управлении креативными процессами в коллективной коммуникации, об эффективных способах и средствах организации коллективного мышления.
Собравшиеся одесситы (более 50 человек) в любом случае говорили важные и интересные вещи, коммуникация между одесситами была интенсивной и осмысленной. Однако, порождаемые в коммуникации смыслы команду киевлян явно не интересовали, ведущим важно было просто отработать свой алгоритмизированный ритуал с заранее подготовленными вопросами и темами.
Особенно ведущие почему-то гордились идеей бренда города Николаев, которая(как ни странно) звучит так: "Николаев - город адмиралов". :-))) Могу спрогнозировать, что для Одессы команда ведущих сочинит нечто столь же бессмысленное и нелепое.
Когда стало понятно, что команда киевлян неспособна построить живой креативный процесс, мне стало скучно, и я ушел.
***
Но хватит о грустном. Тема бренда города показалась мне интересной сама по себе. Поэтому далее я буду говорить о бренде Одессы и о том, каким он может быть и о том, зачем он нужен.
Раз уж не состоялась коллективная креативная игра в театре музыкальной комедии, я проведу ее в Интернете, в социальных сетях и в живом журнале. И, похоже, что команда киевлян-ведущих для этого мне совершенно не нужна.

Бренд Одессы

Итак, красавица Одесса, некогда один из самых крупных и наиболее динамично развивающихся городов Российской Империи, ныне - заурядный областной центр с огромными возможностями для экономического развития, которые искусственно ограничены.
Придумывать просто бренд города - означает создавать форму без содержания. Поскольку вся слава и весь блеск Одессы - в прошлом, есть два пути брендирования: 1) брендирование на основе прошлого, и 2) брендирование на основе будущего.
Будем считать настоящим тот ускользающий миг, который их разделяет.
Брендировать Одессу как место, в котором творилась история, можно и нужно. Однако, в настоящий момент делать это все затруднительнее: городские власти очень небрежно обращались с историческим центром города в последние двадцать лет. И хотя узнать в сегодняшней Одессе тот город, где снимался фильм "Де жа вю", все еще можно, но с каждым годом это будет сделать все труднее. Необходимо констатировать, что свой исторический облик Одесса в значительной мере уничтожила, и продолжает уничтожать.
Следовательно, у нас, фактически, нет выбора: надо концентрировать внимание на будущем.
Однако, чтобы брендировать город по-новому, необходимо нечто новое на самом деле создать, иначе это будет обман.
Вообще, бренд города - понятие достаточно емкое. И поэтому я хочу определить его поточнее.
Бренд города - это образ города в глазах туристов и жителей, подкрепленный повседневными реалиями, которые невозможно не заметить, находясь в этом городе.
Пусть, например, мы выбираем для Одессы брендирование под лозунгом "Одесса - торговая столица". Дальше - включаем фантазию. Слово "торговая" подсказывает следующие ассоциации.
1. В Одессе должны существовать и развиваться торговые центры беспошлинной торговли, duty-free гипермаркеты, в которые товар завозится напрямую из "порто-франко" и не облагается таможенными пошлинами.
2. В Одессе должна существовать и работать товарно-сырьевая и фондовая биржи.
3. В Одесских портах должна быть продумана такая система портовых сборов, которая делает наши порты привлекательнее, например, румынских.
4. В Одессе должны быть созданы льготные условия для развития торгово-производственных кластеров, в рамках которых предприятия, производящие товары, получают гарантированный сбыт, а торгующие предприятия получают товары по минимально возможной цене, - таким образом из производственно-торговых цепочек устраняются посредники, увеличивающие цены.
И когда перечисленные 4 пункта станут реальностью, Одесса на самом деле станет торговой. Но еще не "столицей". Чтобы Одесса стала столицей, необходимо:
1. Увеличить уровень комфорта и удобства жизни в городе.
Хорошим примером является приведенный на сайте проекта "Бренд города - дело горожан" видеоролик с выступлением Жайме Лернера о том, как можно перестроить городскую среду обитания. Вы можете выбрать русские титры, нажав на кнопку "View subtitles"

Уровень комфорта жизни в городе - это скорость перемещения из одного района в другой, многообразие видов транспорта, чистый воздух, чистое море, чистая водопроводная вода, обилие "зеленой" энергетики (использование возобновляемых источников энергии), продуманная система утилизации городского мусора и т. д. Есть и менее значительные удобства: наличие велосипедных дорожек, обилие парков и скверов, высаживание деревьев на улицах, асфальт на дорогах, который не плавится при температуре таяния шоколада, - перечисление может занять целые страницы.
2. Построить международный аэропорт.
3. Придумать новые виды транспорта, создающие облик города как столицы: приходят в голову платный мост через море, соединяющий Поселок Котовского с Центром, морское метро, представляющее собой курсирующие вдоль побережья морские трамвайчики, дирижабли, перевозящие людей от одной мачты с лифтом до другой.
4. Перестать строить железобетонные коробки, облицованные стеклопакетами, разрабатывать действительно оригинальные архитектурные формы зданий, которые украсят город. Создать новый неповторимый облик центра города. Если угодно, можно использовать формулировку "ново-исторический центр".
5. Переработать план развития города таким образом, чтобы он соответствовал целевой идее.

Причем на все перечисленные и многие неперечисленные проекты можно и нужно привлекать инвестиции со всего мира. В настоящий момент Одесса не реализует и 5% своей инвестиционной привлекательности. Инвестиции могут потечь сюда огромным потоком, стоит только построить правильную инвестиционную политику. Таким образом, перечисленные идеи вполне реализуемы при условии квалифицированного управления развитием города.
Только когда станут реальностью перечисленные атрибуты торговой столицы, можно создавать бренд "торговая столица", рисовать бренд-бук города и так далее.
Иначе все эти дизайнерские изыски будут лишены всякого содержания. И туристы будут чувствовать себя обманутыми. Ехали в торговую столицу - а попали в город с помойными контейнерами на центральных улицах, с автомобильными пробками и плавящимся асфальтом, в котором вязнут каблуки... Какой-то маразм, не находите?

Какую бы идею для бренда Одессы мы ни взяли: "торговая столица", "жемчужина туризма", "бандитская Одесса", "город красивейших женщин", "город XIX века" и т.д., нам необходимо создать ту основу, которая подтвердит для гостей и жителей города, что наш город, таки-да, именно, таков.

Итак, для начала необходимо, чтобы одесситы определили ЦЕЛЕВУЮ ИДЕЮ: каким мы хотим построить наш город.
Затем необходимо увидеть, какую экономическую базу необходимо создать, и какие направления развития экономики первичны, исходя из целевой идеи. Наконец, нужно продумать инфраструктуру города таким образом, чтобы комфорт жизни и уровень удобства для гостей и жителей соответствовали целевой идее.

Изобразим сказанное схемой
Бренд Одессы: идеи и возможности

Обратите внимание на оранжевые стрелки: они показывают, что уровень развития экономики определяет развитие инфраструктуры и уровня комфорта жителей и гостей города, инфраструктура определяет образ города в глазах жителей и гостей, однако круг замыкается - и образ города начинает оказывать непосредственное влияние на дальнейшее развитие экономики.
Креативный процесс, который порождает такое взаимно усиливающее вихревое развитие может управляться из центра пересечения нарисованных трех лепестков, в котором расположен смысловой стержень развития.

Реализуемо ли это?

Условие реализуемости только одно - квалифицированное профессиональное управление развитием города. К сожалению, до сих пор городом управляли люди, чья квалификация в вопросах управления развитием сложных социально-экономических систем вызывает большие сомнения. Слишком много уровней мышления необходимо координировать, слишком много контекстов удерживать одновременно, чтобы управлять гармоничным развитием Одессы. Но это вполне реализуемая задача, если к власти в городе когда-нибудь придут квалифицированные люди, не уступающие по уровню управленческого мастерства первым одесским градоначальникам.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ну мы уже видели в закрытой части блога этот блогбастер. А вам, не имеющим доступа к закрытой части блога, может будет интересно. Посмотреть и покидаться в дохтура ебануччи какашками. Таймкола сорри нет - кто смотрел можете в каментах выложить если ...
День сурка продолжается, такое впечатление, что звери-птицы едят постоянно, это потому что траву едят. А травы нет. Я уже индюкам всю крапиву ободрала в округе, сократила паек- только вечером одно ведро даю Ибо больше просто нЭту. Но весь день рву им осот и горчак, шетинник и спорыш, сорня ...
Ровно 3 года назад, 5 мая 2019-го года на 82-м году жизни от ишемической болезни сердца скоропостижно скончался мой отец, Юрий Филаретович. В раннем детстве отец мне много читал. Первой книжкой, прочитанной мне, были русские былины киевского цикла. До сих пор помню те красочные ...
Проведя личные переговоры с президентом компании Roshe - это швейцарская фармацевтическая компания, Петр Порошенко убедил его выделить для Украины квоту на внеочередное приобретение высокоточных тестов (ИФА-тестов) на ковидлу - так как объем выпуска ограничен, а спрос в мире огромен, ...
Последнее время меня все больше тревожит психическое здоровье нации. Так случилось, что последнее время пришлось часто общаться со знакомыми психологами. У меня создалось впечатление, что современные психологи - несчастнейшие люди на Земле. ...