Бразильский контракт на Gripen подписан
bmpd — 27.10.2014
Бразильский контракт на Gripen подписан
Как только что стало известно от наших бразильских источников,
многолетняя эпопея с бразильским истребительным тендером F-X2
завершилась подписанием твердого контракта. Бразилия закупила 36
истребителей Saab JAS 39 Gripen. Сумма сделки составила 5,4 млрд,
что несколько больше, чем предполгалось потратить бразильской
стороной.
Напомним историю сделки.
Программа F-X2 на приобретение 36 новых тактических
истребителей ведет свою историю с 1999 года, когда ВВС объявили
конкурс F-X на закупку истребителей. Ее фаворитом был французский
Dassault Mirage 2000BR, однако экономические трудности страны и
вялое лоббирование ВВС этой закупки привели к тому, что тендер был
отложен сначала на 2003, потом в 2005 году – на неопределенный
срок. Для замены безнадежно изношенного парка истребителей Dassault
Mirage IIIE/D, снятых с вооружения ВВС Бразилии тогда же в 2005
году, были из наличия ВВС Франции приобретены 10 истребителей
Mirage 2000C и два Mirage 2000B, полученные к 2008 году. Это было
откровенно паллиативное решение, машины были сильно изношены
(выпущены в 1980-х годах), и уже в 2013 году ВВС Бразилии приняли
решение французские Mirage 2000B/ C с вооружения снять.
В ноябре 2007 года бразильский истребительный тендер был
перезапущен под названием F-X2. Помимо новой версии Gripen NG в
тендере приняли участие Eurofighter Typhoon, французский Dassault
Rafale, российский Су-35, американские Boeing F/A-18E/F Super
Hornet и Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon. В октябре 2008 года
ВВС Бразилии объявили о том, что в финал конкурса вышли Saab Gripen
NG, Dassault Rafale и Boeing F/A-18E/F Super Hornet. В сентябре
2009 года во время незапланированного визита в Бразилию президента
Франции Николя Саркози ряд бразильских и французских СМИ поспешили
объявить победителем французский Rafale, однако министр обороны
Бразилии выступил с опровержением, заявив, что выбор не сделан.
Франция оставалась фаворитом до начала 2010 года, когда произошло
два события. Сначала после серии испытаний и изучения возможностей
самолетов, ВВС Бразилии выпустили доклад, в котором наиболее
подходящим для потребностей вооруженных сил страны исходя, прежде
всего, из соотношения “эффективность-стоимость”, признан шведский
Gripen NG. Кроме того, Саркози отказался поддержать
бразильско-турецкое предложение по решению иранской ядерной
проблемы. В мае 2010 года Турция и Бразилия предложили Ирану обмен
ядерным топливом. Соглашение предусматривало вывоз из Ирана в
Турцию 1,2 тонны низкообогащенного урана для последующего обмена на
120 кг 20-процентного ядерного топлива. Бразилия выступила
посредником и гарантом соглашения. Однако поскольку Франция и
другие страны запада предложение не поддержали, Иран от него
отказался, а президент Бразилии Лула – главный его инициатор -
понес имиджевые и политические потери. После этого французское
предложение на истребительном тендере можно было снимать.
Последовало еще несколько переносов оглашения результатов тендера.
В июне 2013 года после визита в Бразилию вице-президента США Джо
Байдена, пообещавшего передачу технологий производства Boeing
F/A-18E/F Super Hornet бразильской промышленности, чаша весов
склонилась в пользу американской машины. Кроме прочего, Байден в
ходе визита заверил нового президента Бразилии Дилму Русеф, что
шпионская деятельность американского разведывательного агентства
АНБ, разоблаченная Эдвардом Сноуденом, не распространялась на ее
страну. Однако в ходе новой серии разоблачений во второй половине
2013 года выяснилось, что американскими спецслужбами прослушивались
переговоры всех высших должностных лиц Бразилии, включая и саму
президента Русеф. Она отменила запланированный визит в США, а из
истребительного тендера был выброшен американский Boeing с его
Super Hornet. Строго говоря, в конкурсе остался только один
кандидат и 18 декабря президент Русеф выступила с заявлением, что
контракт на поставку 36 истребителей для ВВС Бразилии получит
Saab.Стоимость программы оценивалась шведской стороной в 31 млрд
крон (4,3 млрд долларов) и предполагает помимо поставки собственно
36 машин организацию серийного производства Gripen NG в Бразилии.
Кроме того, дополнительный заказ на Gripen может последовать от ВМС
для замены авиационного вооружения бразильского авианосца São Paulo
(сейчас его составляют американские McDonnell Douglas AF-1 (A-4)
Skyhawk) и вооружения перспективных авианосцев. Впрочем, палубную
версию Gripen еще предстоит разработать.
Зеленый свет сделке был дан после окончания пятничных дебатов
накануне всеобщих выборов в Бразилии 2014 года. В ходе дебатов
закупка истребителей не была подвергнута критике оппозиционного
кандидата Аэсио Нэвиса (Aécio Neves) поэтому можно предположить,
что насчет закупки машин бразильские власти и оппозиция пришли к
консенсусу.