Бразилия рассматривает возможность закупки подержанных истребителей F-16 в США

топ 100 блогов bmpd22.06.2024 Бразильское издание "Folha de S.Paulo" в материале Igor Gielow "Brasil estuda comprar caças F-16 usados devido ao preço do Gripen" ("Бразилия рассматривает возможность закупки подержанных истребителей F-16 из-за цены Gripen") сообщает некоторые уточнения относительно распространившейся ранее в СМИ информации о намерении Бразилии приобрести в США  бывшие в эксплуатации истребители F-16.


Бразилия рассматривает возможность закупки подержанных истребителей F-16 в США F39

Истребитель Saab JAS-39E Gripen (F-39Е, бортовой номер "4104") ВВС Бразилии, 2023 год (с) Muller Marin / ВВС Бразилии




Бразилия рассматривает возможность закупки подержанных истребителей F-16 из-за цены Gripen. ВВС Бразилии утверждают, что соглашения еще нет; объявление может быть направлено на оказание давления на шведов в переговорах.


Недовольные, по их мнению, высокой стоимостью программы создания и закупки истребителя Gripen, ВВС Бразилии объявили, что изучают возможность приобретения партии подержанных американских самолетов F-16, по крайней мере, в качестве временного решения для обороны страны.

"Анализ, однако, не имеет никакого отношения к возможностям Gripen. Никаких переговоров с правительствами или компаниями не ведется, количество или версии не определены. Единственное взаимодействие по этому вопросу было направлено на сбор данных", - говорится в заявлении ВВС Бразилии, опубликованном 14 июня 2024 года.

В тексте ничего не говорится о мотивах ВВС Бразилии, которые были выяснены автором статьи в ходе беседы с военнослужащими. Но подтверждение того, что было слухами, подкрепленное публикацией на известном специализированном британском ресурсе Jane's 12 июня, произвело эффект разорвавшейся бомбы на военные круги.

Вся философия программы Gripen, которая включает в себя национальное бразильское производство этого шведского истребителя разработки Saab и широкую передачу технологий для унификации парка боевых самолетов Бразилии, оказалась под угрозой в связи с этим намерением.

Проблема заключается в деньгах и сроках. На протяжении многих лет программа неоднократно задерживалась из-за нехватки бюджетных средств, и даже украинская война вошла в уравнение: Швеция стремилась ускорить собственные поставки нового поколения Gripen, которое закупили только эта скандинавская страна и Бразилия, из-за ситуации с европейской безопасностью.

Есть и разовая проблема: один из самолетов, который заменит Gripen, - штурмовик Embraer AMX - начнет выводиться из эксплуатации на базе в Санта-Марии в конце 2025 года, и на данный момент темпы поставок Швецией невелики.

Такой сценарий заставляет людей, знакомых с ситуацией в правительстве Лулы (PT), предположить, что это заявление [о возможности закупки F-16] призвано оказать давление на шведов, чтобы те улучшили условия в ходе ведущихся с прошлого года переговоров о приобретении Бразилией дополнительного количества Gripen.

Как сообщила наша газета в сентябре прошлого года, правительство хочет продвинуть пакетную сделку, в рамках которой оно продаст Швеции несколько военно-транспортных самолетов Embraer KC-390 в обмен на реализацию опциона на увеличение подписанного в 2014 году контракта на закупку самолетов Gripen на 25 процентов.

Грубо говоря, это дополнительные расходы в размере около 5 миллиардов реалов за 14 самолетов Gripen сверх первоначального заказа на 36 машин, 15 из которых будут произведены на сборочной линии компании Embraer, партнера Saab, в Гавиан-Пейшото в штате Сан-Паулу.

Стоимость самого контракта на 36 Gripen составила 39,3 миллиарда шведских крон, или чуть более 20 миллиардов реалов по нынешнему курсу. Эта сумма финансируется правительством Стокгольма виде кредитав в течение 25 лет, но ВВС Бразилии должны выплатить авансовые платежи, которые будут списаны позже.

В период с 2019 по 2023 год сумма корректировок по стоимости контракта ввиду разницу курсов составила 7,7 млрд реалов, причем 1,2 млрд реалов - только в прошлом году. Как показала на прошлой неделе газета Folha, плановый график поставок самолетов Gripen, произведенных в Бразилии, кажется невыполнимым при нынешних темпах.

По словам высокопоставленного офицера ВВС Бразилии, вопрос цены имеет значение, даже если неизвестно, где правительство возьмет деньги на немедленную закупку. F-16 - это самолет, который является дефицитом во всем мире, именно поэтому Украина отдала предпочтение ему в своем запросе на истребители у Запада.

Даже слабое правительство Хавьера Милея в Аргентине согласилось в апреле купить 24 подержанных F-16 у Дании, одной из стран, которая обязалась отправить свой списанный парк Киеву. Цена для Аргентины составила 300 млн долл (1,6 миллиарда реалов сегодня), что в разы меньше, чем стоимость 14 новых самолетов Gripen.

Конечно, это несравнимые самолеты, и вопрос цены противопоставляет сделку десятилетней программе передачи технологий. Как отмечают люди, связанные с проектом, Gripen JAS-39E/F - это новый самолет, разработанный при национальном участии, что занимает больше времени, чем покупка готового и бывшего в употреблении.

По данным Jane's, Бразилия также хочет получить 24 самолета F-16C/D, которые менее устарели, чем те, что купил Милей. Это менее мощные самолеты, чем Gripen, но они считаются достаточными для нужд Бразилии.

Сегодня в центре противовоздушной обороны на авиабазе Анаполис находятся на вооружении модернизированные версии старых истребителей F-5, которые летают с 1970-х годов. В составе ВВС Бразилии находится 47 самолетов этого типа, а также 30 самолетов AMX [реально в строю находятся, по данным бразильских СМИ, около 30 F-5M и десяти АМХ А-1М. - bmpd].

Поскольку многие из используемых F-5 и AMX подлежат скорому выводу из эксплуатации, в ВВС Бразилии опасаются, что останутся без защиты.

Подержанные F-16 должны выполнить роль временного решения, как ранее 12 Mirage 2000, купленные у Франции и использовавшиеся с 2006 по 2013 годы.

Эту роль может даже сыграть сама Швеция, если она согласится продать или передать в лизинг часть из своего парка из 96 самолетов Gripen JAS-39C/D, - поколения Gripen, предшествующего тому, который купила Бразилия. Такое предложение озвучивалось еще в 2000-е годы во время первой инкарнации конкурса ВВС Бразилии на приобретение истребителей.

Все семь одноместных истребителей JAS-39E Gripen, которые уже получили ВВС Бразилии, являются самолетами шведского производства и они все еще проходят подготовку по применению ракетного вооружения. Первый официальный "строевой" полет самолета состоится в ноябре в небе над Наталем в рамках военных учений Cruzex, в которых примут участие США. Но там стрельбы будут виртуальными.

По мнению офицера, близкого к программе, будущее Gripen в Бразилии не пострадает. По его мнению, на практике ВВС Бразилии просто заменят AMX и F-5 на гораздо более современные F-16, одновременно пытаясь сделать закупку дополнительного количества истребителей Saab более жизнеспособной с бюджетной точки зрения.

Возможно, так и будет, но если "изучение вопроса" ВВС Бразилии превратится в переговоры с США, которые могут предложить продажу своих собственных F-16 или F-16 из третьих стран, то потенциальный ущерб имиджу шведского истребителя будет уже нанесен. В США эксплуатируется более 900 F-16, и еще большее количество находится на хранении или выводится из эксплуатации союзниками.

Самолет Gripen уже сталкивается с трудностями на своем естественном рынке, в Европе, из-за потока заказов на американские истребители пятого поколения F-35 из стран, напуганных Россией. До сих пор, кроме Бразилии, только Швеция приняла решение о приобретении новых Gripen, сделав первоначальный заказ на 60 самолетов JAS-39E.

Saab утверждает, что тот факт, что Швеция вступила в НАТО, возглавляемый США военный альянс, в котором F-35 стал стандартом, не является препятствием для потенциальных продаж ее самолетов или их эксплуатации в Бразилии. Однако пока что единственный новый заказ Венгрии на Gripen касается старой модификации JAS-39C/D.

В регионе Латинской Америки F-16 состоят на вооружении в Чили, причем модификации, аналогичные той, которую рассматривает Бразилия, а также в Венесуэле, имеющей еще более старые самолеты F-16A/B. Кроме того, в ближайшем будущем их получит Аргентина.



Бразилия рассматривает возможность закупки подержанных истребителей F-16 в США Cronograma-entregas-FAB-Gripen-E-F-1

Плановый график поставки ВВС Бразилии истребителей Saab JAS-39E/F Gripen (F-39) по программе F-X2 (c) www.aereo.jor.br

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1. Любители пляжного отдыха и сервиса "все включено", не тратьте время на Крым. Египет и Турция в этом плане действительно лучше, спору нет. Крым же подойдет любителям активного отдыха. 2. Прочитал много негатива по поводу дороги, долговременных простоев в пробках, очереди на паром ...
Признаться, я был против идеи Михаила написать открытое письмо. Просто из чувства самосохранения. Люди, которые ему противостоят, это во многом преступники. Это продажные чиновники, прикормленные шарашки, шайка адвокатов для запугивания, ...
скифятинки от Е. Края: ...
Выходные провёл за городом, немного отдохнул и набрался сил. Срочно нужна была перезагрузка. Прошлые выходные провёл на форуме Private Money и получается, что отработал почти две недели без отдыха. Организм устал и срочно требовал передышки.
Пока все отходят от тяжелых трудовыебудней, можно попробовать угодать что-нибудь, например. Хуяльфа-Банк заблокировал счет клиенту из-за переводов, совершенных внутри банка. Клиенту Хуяльфа-Банка пришли деньги от таких же клиентов Хуяльфы, банку они не понравились и он заблокировал ...