
Братья Стругацкие о потре**ении при коммунизме


В контексте проблематики сверхпотребления мы уже изучали Ефремова и Носова (и даже вне конкурса Хрущева), но как нам кажется, у Стругацких этот вопрос решен наиболее адекватно. Напомню, что в романе существует прототип коммунистического общества - институт НИИЧАВО. Собственно от него мы и будем отталкиваться в нашем исследовании.
Во-первых, в данном институте труд действительно стал "первоочередной потребностью" и описана подобная ситуация довольно правдоподобно. Во-вторых, изящно решена проблема "грязного труда" за счет дубля человека и в целом волшебства, за которым, понятно, подразумеваются достижения НТР недалекого будущего. Возможно ли такое в реальности? Да, вполне!
Но вот проблематика "каждому по потребностям" традиционно поставила в тупик и Стругацких. "Вот тут в натуре дал я маху", как поет один популярный певец. Увы. Однако есть и хорошая новость. Братья не стали повторять откровенный бред про "люди сами себя ограничат" в рамках разумных потребностей. Также не было попыток замазать проблему, оставив ее за кадром. Уже за это им огромное спасибо.
Стругацкие прямо пишут, что никаких социальных механизмов ограничения потребления не существует даже теоретически. Кроме репрессивных, конечно. Поэтому работники института живут на "одну зарплату" и потребление сверх нормы строго карается - волосы на ушах начинают расти. Более того, практически открытым текстом говорится, что за ширмой сверхпотребления скрывается тайное желание власти. А не наоборот, как многие думают.

И в целом проблематика потребления в книге раскрыта довольно подробно. Например, знаменитый профессор Выбегалло как раз работал над созданием совершенного потребителя. Смех смехом, но Выбегалло по сути транслировал идею Хрущева о пределах разумного потребления. То есть, как только данный материальный предел будет достигнут, то человеку ничего не останется, как начать потреблять духовно - расти над собой, так сказать.
Однако третий эксперимент нашего горе-профессора показал, что "разумные пределы" - это фикция. Более того, этим экспериментом была брошена тень и на "святую" идею духовного потребления. Есть ли "разумные пределы" у нематериальных потребностей? И не начнет ли человек с ненасытной жаждой духовного роста разрушать вокруг себя реальность, как это сделал кадавр Выбегаллы?
И вот на этот вопрос, как говорил приснопамятный группенфюрер Мюллер, нам будет ответить труднее всего.
|
</> |
