Брак с двоюродным братом, голодное существование. Трагическая судьба Зинаиды
artalebrio — 25.03.2023Трогательные дети, лёгкие и воздушные балерины, сильные крестьянки и позитивные автопортреты. Сложно поверить, что за такими яркими образами с полотен кроется огромная душевная боль Зинаиды Серебряковой (1884-1967 гг.). Судьбу художницы и ее семьи сложно назвать лёгкой и безоблачной.
Жизнь этой талантливой женщины смело могла бы стать основой драматического фильма, способного выжать пару слёз. Художница рано потеряла отца, рано осталась вдовой с четырьмя малышами на руках. Ей пришлось покинуть родину после революции, искать способ закрепиться во Франции и поставить на ноги детей. Двоих из детей она не могла видеть годами, а талант художницы был признан всего за несколько месяцев до её ухода из жизни.
Короткое счастье в Нескучном
Зинаиде посчастливилось родиться в богемной семье. В клане Бенуа-Лансере почти каждый становился известным художником или архитектором. Художницей станет и младшая дочь Серебряковой. По её словам, никто из семьи не учится рисовать специально, просто получает в самом юном возрасте карандаши и делает первые пробы.
Отцом Серебряковой был талантливый скульптор-анималист Евгений Лансере. К большому сожалению, она его почти не запомнила, поскольку он умер, когда Зина была ещё совсем маленькой. Дед Николай Бенуа по материнской линии работал архитектором, а мама Екатерина Николаевна известна как художник-график. Художниками и архитекторами были и братья матери. Огромное влияние на воспитание Зинаиды оказал брат матери Александр Бенуа.
Своё особенное отношение к «дяде Шуре» художница впоследствии выразит в виде портрета.
Летом семья жила в имении Нескучном, где и появилась на свет будущая художница. К холодам перебирались в Санкт-Петербург, там у деда Зинаиды была просторная квартира, недалеко от Мариинского театра.
В свободное время вся семья устраивала домашние постановки, читала книги, играла на музыкальных инструментах. Рисовать и творить в этой творческой семье было совершенно естественно.
Когда врата рая захлопнулись
Так уж вышло, что супругом Зинаиды стал её достаточно близкий родственник, а именно двоюродный брат Борис Серебряков — его мать приходилось сестрой отцу Серебряковой. Будущие супруги знали друг друга с детства, летом отдыхали вместе в Нескучном, и их чувства были не секретом для близких. Родители отнеслись с пониманием к таким отношениям, но закон столь близкородственные браки не одобрял. Влиятельные родственники смогли найти священника, который за плату в триста рублей согласился обвенчать пару.
За восемь лет брака супруги успели стать родителям четверых детей и были невероятно счастливы.
Всё изменилось в 1917 году, когда произошла Октябрьская революция. Из собственного родового гнёзда семье пришлось бежать. Впрочем, революция 1917 года переменила жизнь многих художников, например, пейзажиста Константина Горбатова и замечательного импрессиониста Константина Коровина, они также были вынуждены эмигрировать, поскольку никак не могли вписаться в советскую действительность, а писать картины в духе соцреализма не хотели.
Супруг художницы Борис Серебряков выбрал вполне приземленную профессию и стал специалистом по строительству железных дорог. Ему часто приходилось путешествовать по работе, и после одной из таких поездок он заразился сыпным тифом. Очень быстро, достаточно молодой мужчина — ему было всего 39, умер на руках жены.
О невероятно глубоком чувстве к мужу можно судить по портрету кисти Зинаиды, который достоин огромного внимания. Вглядываясь в глубину чистых глаз и черт лица Бориса Серебрякова на этой работе, можно буквально прочувствовать насколько искренними и нежными были чувства его жены.
Зинаида точно знала, что никогда не сумеет полюбить другого так же, как своего Бориса. Единственной радостью в её жизни остались дети.
Собственных детей любящая мать изображала на работах невероятно живо. Чего только стоит картина «Так заснул Бинька (Женя Серебряков)». Кажется, что мальчик с картины вот-вот повернётся, пошевелиться и сладко зевнёт.
Голодные годы
В поисках лучшей жизни семья была вынуждена переехать в Петроград. Даже в дедовской квартире теперь стало тесно, поскольку Зинаиде и её детям отдали лишь три комнаты, а остальные были выделены для других жильцов.
Соседом Зинаиды оказался художник Дмитрий Бушен и искусствовед Сергей Эрнст. Жизнь была полна красок творчества, вот только котлеты из очисток картофеля стали обыденным блюдом в семье.
В этот самый период Зинаида часто попадала за кулисы Мариинского театра и писала балерин. Какими лёгкими, одухотворёнными они кажутся на картинах «Снежинки. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» и других работах этого периода.
Почти все работы художница выполняла на заказ, только денег едва хватало на еду. Именно в это сложное время Серебрякова решилась отправиться в Париж к своему дяде Александру Бенуа. Там её должен был ждать заказ на большое панно с приличным гонораром.
Пустота в Париже
В столице Франции работы оказалось совсем не так много, как предвиделось. Вечерами художница и вовсе себя чувствовал безумно одинокой вдали от близких. Там было слишком много художников, тогда в Париже творили Морис Утрилло, Марк Шагал, Пабло Пикассо и множество других талантливых живописцев. Из-за запредельной конкуренции расценки на работу упали, к тому же ещё не прошла мода на импрессионизм, в котором писали великие Эдгар Дега и Поль Гоген, а Серебрякова всегда творила в стиле реализма.
Прочувствовать все её переживания можно, просто глядя на картину «Париж. Люксембургский сад». Одни только мрачные тона на этой работе способны передать ту пустоту и боль, которую ощущала Серебрякова.
Мода на авангард лишила художницу возможности достойно зарабатывать. Почти все вырученные средства она отправляла семье, оставляя себе лишь немного денег на пропитание и аренду жилья.
Настроение немного улучшилось лишь после того, когда младшая дочь Катерина и сын Саша смогли перебраться к матери. Дети как могли помогали матери, Саша даже старался зарабатывать для поддержания семьи.
Именно тогда Серебрякова написала картину «Терраса в Коллиуре». На этой работе отчётливо видно, что душевное состояние художницы явно улучшается, и у неё появляются новые надежды.
Долгожданное признание
Финансовое состояние не позволяло художнице платить натурщикам, поэтому на большей части её работ моделями были собственные дети. Постепенно сын с дочерью начали работать. Александр стал востребованным специалистом в области создания интерьеров и театральных декораций. Активно помогать матери старалась Екатерина, несмотря на собственную занятость.
Удалось художнице побывать и поработать в Марокко, благодаря помощи барона Броуэря в обмен на возможность получить несколько работ Серебряковой. Цикл работ этого периода Зинаида считала одним из самых удачных.
Лишь к середине шестидесятых годов Серебряковой удалось впервые за десятки лет увидеть старшего сына Евгения. В этот же период её картинами заинтересовались в СССР, прошли выставки в столицах нескольких республик с огромным успехом. К большому сожалению, случилось это всего за год до ухода талантливой художницы из жизни.
Большой выбор картин, фотографии, графики и товаров от handmade мастеров на artalebrio.com.
автор статьи Михаил Федорин
#саморазвитие #статьи #чтиво #авызнали #история #искусство #арт #живопись #статьи #искусствовечно #художник #художники #историиизжизни #интересное #жзл #journal #journalart #readingtime #readingisfun #knowledgeispower #knowledge #didyouknow #знания #интереснознать #факт #хочувсезнать #обучение #познание #полезное #интересное
|
</> |