Боюсь спросить

вопрос к вам, который на данный момент мне некому больше задать. и негде.
у меня есть друзья-знакомые с онкологическими заболеваниями. или болел ребенок. я понимаю, чувствую, что им нужна поддержка.. моральная, психологическая.. но не знаю, как я могу поддержать. не знаю, о чем можно спросить, не знаю, как.
одна симпатичная девушка, которой еще в институте делали трепанацию, осталась инвалидом с не очень приятной внешностью. это было несколько лет назад, но я до сих пор стесняюсь спросить, что у нее было. стесняюсь и того, что у меня все хорошо, вышла замуж, родила.. а от нее тогда ушел молодой человек.
у другой подруги родился детенок со злокачественной опухолью.. 7 месяцев в больнице. химия. сейчас результаты очень положительные, но эти месяцы в больнице, где каждую неделю умирали дети, оставили свой отпечаток. мне тяжело с ней общаться. не знаю о чем говорить, как помочь.
меня воспитывали так, что вопросы задавать считалось неприличным. любимая поговорка бабушки "промолчишь, за умного сойдешь"... я просто не умею задавать вопросы...
но мне кажется, что людям нужно с кем-то поделиться своим горем. или нет? или лучше их не трогать и не заставлять переживать?
спасибо
***
Да, когда я заболела раком, очень многие мои знакомые исчезли из моей жизни навсегда, просто потому что они так и не придумали, как с этим обращаться. Они, наверное, не только не знали, как спросить, и можно ли спросить и.т.д. но так же не знали, как вообще обращаться с человеком, пережившим такое. Можно ли с ним еще говорить об обычных вещах. Можно ли говорить о болезни. Как и что спросить.
Но есть и люди, которые остались, и вместе с пациентами нашли выход из этой ситуации.
На самом деле больные люди с этим живут. Они это пережили и научились с этим жить. У них у всех были родные и близкие, которые сидели и боялись спросить. А так же были такие, которые сразу сказали, что "можно я тебя все спрошу, и потом больше надоедать не буду?". Эти люди подумали, прислушались к своим чувствам, и поняли, как им удобнее. И нашли правильные слова, чтобы отвечать.
Они уже умеют говорить "знаешь, мне неприятно об этом говорить", если они не хотят отвечать, а те, кому легче ответить, уже давно нашли подходящие слова, чтобы изложить ситуацию понятно, но не слишком мрачно. Они уже для себя решили, сколько информации готовы выдать, и вообще они умеют обращаться с этой ситуацией.
Просто надо к ним обратиться!
Не бойтесь их! Они не кусаются! Т они в этой ситуации опытнее вас! Спросите их, как им проще. Если вам действительно интересно узнать подробности об их состоянии, насколько они сейчас мобильны, что им можно и нельзя - так и спросите: "Можно тебя об этом спросить, мне интересно?"
Если вы действительно хотите помочь, спросите, чем вы можете помочь, или просто расспросите о том, чего человеку не хватает, чего ему хочется, но не можется, и почему. Например, когда я проходила химию, я как-то пожаловалась другу Доминику, что я в принципе не против общения с людьми, но мне так тяжело и у меня такая слабость, что я даже накрыть на стол и собрать за ними посуду не могу, мне это очень в тягость. И он тогда сказал: "Давай ты позовешь друзей, а я их у тебя покормлю, все им приготовлю, и мы потом вместе помоем твою посуду". Это простые человеческие мелочи, которые можно для кого-то сделать, если просто спросить и поговорить об этом.
И еще - им можно сочувствовать, но не надо их жалеть. Жалость к себе это то, что нужно им меньше всего, и не надо им помогать культивировать в себе это чувство.
И вообще, вы ведь не знаете, кто как справился со своей ситуацией, если вы не спрашиваете. Может быть девушка, которую бросил парень, давно нашла свое счастье и живет полной жизнью, может быть инвалид научился ценить жизнь больше многих, и радуется ей каждый день, что бы он ни делал. Может быть родители ребенка, насмотревшиеся больницы, хотят побыстрее про все это забыть, и им полезнее всего просто весело общаться с людьми, не обремененными никакими такими ужасами?
Если начать общаться с такими людьми, вы встретите много натсоящих героев, бойцов, очень светлых и положительных людей.