Боязнь прививок, ГМО и вера в плоскую Землю
crithin — 18.02.2020Мы живем в эпоху недоверия к науке. Многие известные люди, включая политиков, а нередко и сами президенты громко заявляют о своем недоверии к известным научным фактам. Тем временем университеты, научные институты и журналы выражают озабоченность возросшим недоверием к науке во всем мире. Как же так получилось, что наука, дары которой пронизывают нашу повседневную жизнь и делают её удобнее, приводит такое большое количество людей в недоумение и вызывает негативное отношение значительной части населения?
Понимание причин недоверия к науке может положить начало пути к понимаю того, что же необходимо предпринять, чтобы науку воспринимали всерьез.
Политические идеологии рассматриваются многими исследователями как главные враги научного знания, подрывающие общее доверие к науке
Социолог Гордон Гаукат в одной из своих работ продемонстрировал, что возрастающее недоверие к науке среди консерваторов в США берет начало с 1970-ых годов ХХ века. Ряд последних исследований, проведенных социологами, политологами и психологами демонстрирует, что сомнение в реальности изменения климата проявляют, в основном, консерваторы. Тем не менее, у научного скептицизма куда больше врагов чем политические идеологии.
Удивительно, но в том же самом исследовании, продемонстрировавшим скептицизм консерваторов в отношении изменения климата, говорится о том, что их приверженность к определенной политической группе никак не влияет на доверие к другим научным фактам. Исследование когнитивиста Стивена Левандовски, также, как и работа психолога Сидни Скотт, не выявили связи между политическими предпочтениями и боязнью ГМО культур. Левандовски также не нашел ничего общего между консерваторами и противниками вакцинации.
Получается, что научный скептицизм подрывают не только политические идеологии. Но что еще? Важно систематически фиксировать какие факторы способствуют научному скептицизму и доверию к науке, а какие нет. Подобный подход поможет понять почему
Число противников ГМО и вакцинации постоянно растёт
Недавно мы с коллегами опубликовали серию работ, посвященных недоверию к науке и научному скептицизму. Один из ключевых моментов нашей работы заключается в важности не объединения различных видов скептицизма. И хотя мы не первые, кто заглянул за пределы политической идеологии, мы отметили две интересные вещи. Во-первых, религиозность, на удивление, была исследована надлежащим образом по причине большого внимания к ней политических деятелей. Во-вторых, в современных работах нет систематического исследования различных форм скептицизма, также как и причин доверия\не доверия к науке. Мы попытались исправить эти недоразумения.
Люди могут относится к науке с недоверием по самым разным причинам, вне зависимости от того, к какой области относится тот или иной вопрос (например: «глобального потепления не существует, но в эволюцию я верю») или о науке в целом («наука это всего лишь точка зрения»). Мы определили четыре основных параметра, указывающих на доверие к науке и научный скептицизм: политическая идеология; религиозность; мораль; научные знания. Эти переменные, как правило, взаимосвязаны и в некоторых случаях довольно сильно. Например, наблюдаемая связь между политическим консерватизмом и доверием к науке в действительности может быть вызвана другой переменной, например религиозностью. Когда мы не учитываем все возможные факторы, влияющие на отношение к науке, мы не видим четкой картины и не можем ничего прогнозировать.
Итак, мы исследовали гетерогенность научного скептицизма среди жителей Северной Америки (крупно-масштабное межнациональное исследование научного скептицизма в Европе и за её пределами скоро будет опубликовано). Мы предоставили испытуемым данные об изменении климата (например, «выбросы CO2 вызывают изменение климата»), генетической модификации (например, «ГМ пищевых продуктов - это безопасная и надежная технология») и вакцинации (например, «я считаю, что вакцины имеют отрицательные побочные эффекты, которые перевешивают преимущества вакцинации для детей »). Участники могли указать в какой степени они согласны или не согласны с приведенными заявлениями. Также мы опросили испытуемых о общем уровне доверия к науке и поинтересовались сколько, по их мнению, бюджетных средств необходимо тратить на науку в сравнении с иными областями. Мы оценивали влияние политических идеологий, религиозности, моральных качеств и уровень научной грамотности испытуемых (все измерения проводились при помощи теста на общий уровень научной грамотности, в котором испытуемым было необходимо согласиться или не согласиться с представленными утверждениями, например: «вся радиоактивность вызвана деятельностью человека», и «центр Земли очень горячий»). Ответы испытуемых впоследствии тщательно изучались.
Политические убеждения не играют значительную роль в большинстве случаев (согласно изучению ответов испытуемых).
Единственная форма скептицизма, наиболее ярко и последовательно выраженная среди консерваторов, наблюдалась только по отношению к изменению климата
Недоверие к ГМО культурам никак не связано с политическими или религиозными убеждениями, но коррелирует с общим уровнем научной грамотности: чем хуже испытуемый прошел тест на уровень научной грамотности, тем более скептически он относился к ГМО. Скептицизм в отношении прививок также не связан с политическими убеждениями но коррелирует с религиозными, а также с моральными качествами человека и сомнениями в естественности вакцинации.
Выходя за рамки специфического скептицизма, что мы можем сказать об общем уровне доверия к науке и стремлении поддержать распространение научного знания? Результат очевиден:
Доверие к науке намного ниже среди религиозных людей
В частности, ортодоксальность наихудшим образом сказывается на доверии к науке, а глубоко верующие испытуемые сочли финансирование науки наименее необходимым. Важно отметить снова — политические убеждения не внесли большой вклад в религиозные убеждения испытуемых.
Из вышеперечисленных исследований необходимо извлечь важные уроки, объясняющие нынешнюю эпоху недоверия к науке. Научный скептицизм весьма разнообразен. Кроме того, недоверие к науке практически не связано с политическими идеологиями, за исключением партии консерваторов в США -их скептицизм по отношению к изменению климата дейстивтельно имеет далеко идущие политические корни. Результаты исследований также говорят о том, что увеличивая научную грамотность мы не сможем решить все проблемы. Научная грамотность и развитое критическое мышление, доверие к науке и желание поддержать финансирование науки — редкость (согласно ответам испытуемых) и потому в целом незначительны. А вот знания о ГМО культурах низкие практически у всех. Некоторые люди и вовсе неохотно принимают научные знания по самым разнообразным причинам.
Когда наша основная цель — борьба с невежеством и повышение уровня доверия к науке во всём мире, мы должны учитывать то, что недоверие к науке и скептицизм могут принимать самые разнообразные формы.
Автор: Бастиаан Т. Рутженс — доцент кафедры психологии Амстердамского Университета, Нидерланды.
Материал подготовлен специально для Critical Thinking
Перевод: Любовь Соковикова
Редактор: Виталий Соковиков
Обнаружили ошибку или у вас остались вопросы? Напишите нам: [email protected]
|
</> |