Боярский двор
lemming809 — 12.05.2024 Из всех зданий по Старой площади – самое интересное под № 8/5, стр.1 ,нравилось мне ещё в детстве,похожее на замок на холме (правдазабора с КПП тогда не было :)
В XVII в. здесь находились усадьба князей Татевых, потом царевичей Сибирских, а также усадьба купца Григория Никитникова, строителя церкви Троицы. У него в усадьбе стояли богатые каменные палаты, которые были разобраны после его смерти. С 1760-х гг. обоими участками владел Воспитательный дом, впоследствии три коллегии: Юстиц-, Мануфактури Вотчинная, вместе с Губернской канцелярией и Судным приказом. По указу Екатерины II в 1788 г. этот двор отдали Главному народному училищу, но, так как для его помещения требовался крупный ремонт, оно переехало сюда только в 1795 г., и, хотя выяснилось, что дом «построен непрочно», училище находилось в нем до пожара 1812 г. После него училище уже не возвращалось в Китай-город, а обосновалось на Варварке и под именем 1-й Московской гимназии просуществовало до 1917 г.
В октябре 1899 г. все владение купило Московское страховое от огня общество, которое заказало архитектору Ф.О. Шехтелю проект большого гостинично-торгового здания, которое закончили в 1901 г. (по центру дома, над главным входом, выложена эта дата).
На верхних этажах находилась гостиница «Боярский двор», а на первом и втором этажах – магазины и конторы.
На первом этаже был просторный магазин Богородско-Глуховской мануфактуры, а на втором строительная контора страхового общества, владельцев дома.
Шехтель создал один из своих шедевров, за который он получил звание академика. Архитектор поставил на здании высокий фигурный аттик, а декор сосредоточил в основном на верхних этажах, так как оно ранее почти не было видно из-за стен Китай-города.
Оттуда поднималась лишь центральная часть, соответствовавшая крупной башне Китайгородской стены. На спокойную рациональную основу здания автор наложил беспокойный и дробный декор модерна. Эта обыденная схема неожиданно вызвала взволнованное описание искусствоведа: «Тягучая масса пластических наростов на фасаде, скованная сеткой каркаса, стремясь вырваться из ее плена, искривляется в мучительных конвульсиях. Такое же ощущение томления испытывает масса, зажатая между двумя пилонами в скругленном объеме угла здания… От напряжения неразрешенной энергии многие формы оплавились и спаялись в вязкую взаимопроникающую массу».
Пятиэтажное здание на момент строительства стояло за китайгородской стеной и в плане повторяло изгиб местности. Именно это обстоятельство сказалось на декоративном оформлении строения.
Шехтель акцентировал внимание на тщательном декоре элементов лишь верхних этажей, т.к. из-за стен проглядывались со стороны площади только они. Формы дома получили подобие древней западноевропейской крепости благодаря аттику на крыше и боковым эркерам подле него, с завершение в виде башенок.
Фасадные плоскости были сложены из глазурованного кирпича с серовато-зеленым оттенком и декорированы ниспадающей от карниза лепниной, «пропадающей» сразу за двумя верхними уровнями.
Парадный вестибюль декорировали витражным стеклом с рисунком Кремля на фоне заходящего солнца.
Для придания зданию монументальности и большей строгости, Шехтель использовал различные рисунки переплетов окон: безликие линии на первом уровне и всё более учащенные к верхнему, что позволило зрительно «утяжелить» здание.
Первые три уровня, а также имевшиеся здесь подвальные помещения, предназначались для размещения контор, занимавшихся торговлей и биржевыми операциями. На последних двух этажах разместилась гостиница «Боярский двор».
Первую очередь комплекса сдали в эксплуатацию в 1901-м и только за первый год он принес прибыль хозяевам в размере 42 тысяч рублей.
Стоит отметить, что за проект «Боярского двора» Федор Осипович Шехтель стал «Академиком архитектуры».
В 1920-х в здание вселился Наркомат земледелия, который оставался здесь до строительства для него дома на Садовой-Спасской, 11. Далее, вплоть до распада СССР, помещения занимал аппарат ЦК КПСС.
29 октября 1941 года при налете на город фашистской авиации, бомба попала в среднюю часть здания, значительно повредив ее. Тогда у подъезда был смертельно ранен известный советский драматург и писатель Александр Николаевич Афиногенов – друг Бориса Пастернака.
Сегодня здание №8/5 на Старой площади занимают отделы администрации Президента РФ.
Архивные фото,в том числе с Китайгородской стеной,взяты с pastvu
|
</> |