Боровичи. Мост Белелюбского

топ 100 блогов babs7107.02.2022 Еще одна известная достопримечательность Боровичей - мост Белелюбского. Это стальной арочный мост через реку Мсту, построенный в 1902-1905 годах по проекту известного мостостроителя Н. А. Белелюбского.
Боровичи. Мост Белелюбского
Необходимость такого моста стала очевидна вскоре после постройки железной дороги Боровичи-Угловка. В 1879-м году, когда встал вопрос о покупке этой железнодорожной ветки в казну, эксперты Главного общества Российских железных дорог предложили построить этот мост, который позволил бы резко увеличить грузопоток по железной дороге. Свой интерес к этому мосту был и у военных: Боровичи являлись сборным пунктом для севера Новгородской губернии, однако отсутствие моста через реку сильно тормозило мобилизацию (так, в ходе пробной переброски первого резервного саперного батальона из Боровичей в Зарайск, батальон запоздал на несколько дней, причем именно из-за задержки с переправой через Мсту) . Сам город также был заинтересован в постройке моста, поскольку в ярмарочные дни у парома через Мсту создавались огромные пробки из подвод.
Боровичи. Мост Белелюбского
Тем не менее, более-менее предметно к вопросу подступили только в 1890-х годах. Однако сразу же возникла проблема с финансированием проекта. Стоимость моста по проекту Белелюбского составляла около 290 тысяч рублей, при этом весь годовой бюджет Боровичей составлял всего 51 тысячу рублей. 30 тысяч рублей было готово подгинуть Новгородское губернское земское собрание, но и они не решали проблемы.
Боровичи. Мост Белелюбского
В итоге была придумана специальная схема финансирования: для постройки моста выпускались облигации, а для их погашения после постройки моста вводился специальный сбор на железнодородные перевозки по линии Боровичи-Угловка: четверть копейки с пуда огнеупорного кирпича и пол копейки с пуда остальных грузов  Введение этого сбора требовало высочайшего разрешения (поскольку дорога была государственной), которое было получено 26 января 1898 года.
Боровичи. Мост Белелюбского
Теперь требовалось получить разрешение на выпуск облигаций. Первое ходатайство, Боровичской городской думы губернскому начальсту было послано в сентябре 1898 года и выглядело достаточно странным. Проект моста, смета и прочие "мелочи" к нему не прилагались, а только упоминалось, что проект есть и его стоимость составит 290 тысяч рублей, однако боровичане планировали уложиться в 225 тысяч рублей. На эту сумму и планировался займ. В губернии почесали в затылке, но переправили прошение в МВД, пообещавв, что все замечания будут исправлены. В марте 1899 года министерство поинтересовалось, как обстоят дела с исправлением замечания, но получило ответ, что Боровичская городская дума готовит новое ходатайство на другую сумму.
Боровичи. Мост Белелюбского
Новое ходатайство.было оформлено по всем правилам, к нему прилагались проект однопролетного моста, специально разработанный Белелюбским для местных условий и смета на 185 тысяч рублей. С учетом обещанного пособия в 30 тысяч рублей от губернии, Боровичи запрашивали разрешение на займ в размере 160 тысяч рублей (5 тфсяч предполагалось потратить на размещение займа).. Теперь особых проблем уже не было, МВД обратилось за Высочайшим разрешением на выпуск займа 31 августа 1900-го года, и вскоре оно было получено.
Боровичи. Мост Белелюбского
Параллельно проект моста дорабатывался. Было изменено как место его установки (первоначально он должен был выходить в створ современной улицы Дзержинского), так и сам проект (вместо параболического мост стал арочным, а его ширина стала несколько больше). Окончательный проект согласовали в техническо-строительном комитете МВД 7 марта 1902 года.
Боровичи. Мост Белелюбского
Контракт на строительство был заключен с "Товариществом Московского металлического завода", и весной 1902 года начались работы. Предполагалось, что они завершатся уже в 1903-м году, однако возникли проблемы со строительством правобережного устоя моста. Его планировалось делать на свайном основании, что было самым дешевым вариантом. Однако забить сваи в плотный гравий не удавалось, и специалисты стали предлагать другой вариант - установку кессона.
Боровичи. Мост Белелюбского
Но поскольку этот вариант стоил несколько дороже, местная строительная комиссия была уверена, "что тут думать, прыгать надо". В течении нескольких месяцев продолжались бесплодные попытки забивания свай, и только когда выяснилось, что на...бать сопромат геологию.не вышло, пришлось в 1904-м году таки ставить кессон.
Боровичи. Мост Белелюбского
Теперь работы пошли более успешно и  в феврале 1905 года мост был открыт.
Боровичи. Мост Белелюбского
В поездку я, разумеется, взял с собой дрон. Поскольку время поджимало, я не использовал его (хотя изначально планировал запустить у вокзала и в соцгороде). Но здесь я уже не удержался и немного полетал на нем, сделав несколько фотографий моста и центра города:
Боровичи. Мост Белелюбского
Боровичи. Мост Белелюбского
Боровичи. Мост Белелюбского
Боровичи. Мост Белелюбского
Боровичи. Мост Белелюбского
Боровичи. Мост Белелюбского
Боровичи. Мост Белелюбского
И напоследок два видеоролика.
Пролет над мостом:

И внутри моста:

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Аргументов против, увы, больше, чем за. Есть исследование Cross-Sex Friends Who were Once Romantic Partners: Are they Platonic Friends Now? , согласно которому дружба между бывшими сексуальными партнёрами качественно отличается от изначально платонических отношений, причём в худшую ...
Народ, что Вы думаете о дизайне рекламной картинки про двадцать седьмое января?Не ...
В понедельник я давал большое интервью представителям пишущей братии в ЖЖ. Секретов раскрывать не буду: материал еще не готов, но с некоторыми эпизодами рабочего процесса можете ознакомиться здесь: пишет shok_darvina : Прогулки по Москве и ...
Друзья, я тут пишу небольшое эссе про свои заметки и про Вас в том числе, и мне тут ...
На всю полуторамиллиардную Индию только в одном городе сохранился до наших дней трамвай. Это прекрасная Калькутта - бывшая столица времён британского владычества. Трамвайчики тут ходят с колониальных времён, и с того времени система изрядно потрепалась. Но несмотря на то, что с ростом ...