Борьба с коррупцией в Малайзии и французские подводные лодки
bmpd — 16.05.2018Как сообщает швейцарское издание «Le Temps» в материале «En Malaisie, un tsunami électoral anti-corruption», победа на прошедших в Малайзии 9 мая 2018 года всеобщих выборах бывшего премьер-министра Малайзии Махатира Мохамада привела к тому, что начинается борьба с коррупцией в рядах уходящей малайзийской администрации. Началось все со скандала 1MDB, чьи следы ведут в Швейцарию.
Без сомнения, политическое будущее Малайзии можно описать словами извинений со стороны короля, сказанными в адрес бывшего вице-премьера Анвара Ибрахима на следующий день после сокрушительной победы на выборах коалиции «Альянс надежды», сколоченной вокруг бывшего премьер-министра Махатира Мохамада.
В очередной раз заключенный под стражу с 2015 года по сфабрикованному обвинению в «гомосексуализме», бывший вице-премьер и министр финансов (1991-1998 годы) Анвар, который ранее уже по той же причине не участвовал в выборах 1999 года, был помилован королем Мохаммедом V. Ирония высшего порядка – объявление об этом сделал сам Махатир Мохамад (давний недруг Анвара), который сразу же был назначен новым главой правительства.
Еще нюанс малазийской политической ситуации – 92-летний Махатир, который железной рукой правил страной с 1981 по 2003 годы, назначил исполняющим обязанности вице-премьера супругу Анвара Ибрахима, Ван Азизу Ван Исмаил.
Результаты выборов являются доказательством недовольства населением уходящим в отставку премьер-министром Наджибом Разаком и его коалиции «Национальный фронт», находившихся у власти с 2009 года и контролировавших большинство в парламенте. Но вместе с Махатиром вернулись старые кадры партии UMNO, сформированной для защиты интересов коренных малайцев против сограждан китайского происхождения, которую он покинул в 2016 году после разрыва. В результате ожидаются назначения людей из консервативных исламистских кругов. Это может быстро привести к конфликту между новым правительством и силами, представляющими малайцев-этнических китайцев и малайцев с индийскими корнями. Кроме того, у оппозиции есть сильное желание покончить с коррупцией правительства Разака, к которой добавилась расследование исчезновение в марте 2014 года самолета рейса МН370 из Куала-Лумпура в Пекин.
По словам оппозиционного правительству Разака депутата Чарльза Сантьяго, имело место электоральное демократическое цунами. Но в первую очередь это волна против взяток, коррупционных государственных подрядов и бесконтрольного обогащения части элиты. И если уголовные преследования не состоятся, эта смена власти ничего не изменит.
В центре обвинений к бывшему правительству находится скандал 1MDB (1 Malaysia Development Berhad) – по названию суверенного фонда развития Малайзии. Бывший премьер обвиняется в изъятии из фонда 700 млн долл. с 2009 года. Этот скандал докатился и до Швейцарии и местного банка BSI, против которого власти Швейцарской Конфедерации весной 2016 года начали расследование. В результате банк был приобретен швейцарским фондом EFG international за 970 млн франков. А в одном из первых своих заявлений после назначения Мохамад сообщил, что продолжит расследование с целью вернуть средства из Швейцарии, Сингапура и США.
Другая история связана с малазийским контрактом на закупку трех [двух] подводных лодок [импа Scorpene] у французского концерна DCNS (ныне Naval Group) в июне 2002 года за 920 млн евро. Тогда Махатир Мохамад был премьер-министром, а Разак – министром обороны в его правительстве. Эти лодки были поставлены в Малайзию, а тогдашний президент Франции Франсуа Олланд даже нанес визит в страну в марте 2017 года с намерением дополнительно продать Малайзии истребители Dassault Rafale. Но есть проблема. DCNS выплатила близким к руководству страны посредникам 30 млн евро комиссионных. Еще одно обстоятельство – убийство переводчика-монгола, найденного мертвым в 2006 году, могло быть выгодно окружению Разака. Французское правосудие занимается расследованием с 2010 года. Один из посредников-малайцев сегодня находится в эмиграции в Великобритании, но в августе 2017 года ему было предъявлено обвинение во Франции в разворовывании государственных средств.