большой ответ на 450 комментариев

топ 100 блогов ilya_yu08.01.2014 Теги: Кургинян
Недавно совершенно случайным образом поставил эксперимент. Опубликовал в ЖЖ пост о моем отношении к Сергею Кургиняну и о том, почему я участвую в движении «Суть времени». Вскоре пост появился на vott.ru (я толком не понимаю, как устроен этот ресурс, но мое появление там для меня неожиданность) – и набрал 120 за и 17 против, а также 60 с чем-то комментариев. Пост в ЖЖ набрал 450 комментариев. Я просто хочу сказать, что для моих постов это много. И причина того, что внимание к моему блогу взлетело на сто порядков, именно в слове «Кургинян». Точнее, в обсуждении Кургиняна.

Я не умею общаться в соц.сетях, поэтому пусть простят меня читатели за недостаточную активность в комментариях. Но я постарался все прочитать – и сейчас постараюсь кое-что ответить. Ответ большой.

Во-первых, я не готов обсуждать употребление терминов, законы логики, требования дать ссылки на точные дефиниции и придирки к точности формулировок. Кому-то это очень интересно – мне нет. Слова определяются в словарях, а явления и сущности – в специальных текстах, которые нужно внимательно читать. Зачем устраивать полемики в ЖЖ о том, «что вы понимаете под марксизмом» и «нельзя ли поподробнее, что такое модерн»? Сыскались еще такие уникумы, которые увидели логическую ошибку в том, что я назвал идеологию СВ «не эклектикой» и «не догматикой». Оказывается, люди, которые не знают этих слов, тоже заглядывают в мой Живой Журнал. Друзья, эклектика – это объединение разнородного, не достигающее единства и целостности. Говоря «не эклектика» я подразумевал, что, на мой взгляд, множество идей и традиций преобразуются в какой-то синтез. Догматизм, друзья мои, это неспособность выйти за рамки строго установленной совокупности идей (догм), неспособность уточнять и трансформировать представления под воздействием реального мира. «Не эклектика и не догматика» значит в данном случае «цельное и одновременно гибкое учение».

Во-вторых, почему-то сразу возникла тема нетерпимости и хамства. При этом писалось о хамстве со стороны сутевцев, но как-то не писалось о хамстве по отношению к Кургиняну и к автору блога (ко мне). Вопросы этики коммуникации в ЖЖ не обсуждают, но все же. Я не отвечаю на хамство по отношению к Сергею Ервандовичу, а просто удаляю комментарии. Обсуждать идеологию – ради бога. Обсуждать действия – сколько угодно. Но поливать грязью нехорошо. Если оппонентам кажется, что «сутевцы» ведут себя нетерпимо, то пусть вспомнят: а) что сутевцы – это люди, и разные люди (со своими темпераментами и коммуникативными навыками), и б) что полемика ведется в контексте, когда Сергея Ервандовича поливают грязью все, кому не лень (и рассчитывать на спокойное обсуждение от каждого «сутевца» в ситуации информационной бойни даже странно).

В-третьих, есть вещи, которые сложно на пальцах объяснять. Например, что тексты великих мыслителей нелинейны. Или что философствование (много о философии говорится) требует свободы в не меньшей мере, чем учености. Первое условие философствования – это обнаружение себя самого в мире и обретение своего языка общения с миром. Философия в ее общекультурном назначении – это обретение человечеством себя через многоголосие позиций и точек зрения. К этому философия не сводится, но этим она для меня определяется.

О том, какие вопросы возникли в обсуждении.

I.

Все бурно отреагировали на установку «коммунизм, но не марксизм». «Не марксизм» вовсе не означает отрицание вклада марксистов в дело коммунизма. «Не марксизм» в «Сути времени» означает, как минимум, отказ от диамата. Я-то вообще не считаю, что Энгельс правильно сформулировал основной вопрос философии в «Людвиге Фейербахе». Я не считаю, что разделение на материалистическую и идеалистическую философию – это самое главное. И я не уверен, что, например, термин «идеализм» можно распространять на все религиозные философии. Короче, «материализм» уже не является философской базой современного коммунистического движения. И мы, например, самым внимательным образом смотрим на пресловутую «теологию освобождения».

Далее, по поводу классовых интересов – излагаю свое видение. Марксизм полагает, что классовый интерес буржуазии связан с эксплуатацией и ее усилением, а классовый интерес пролетариата объективно связан с отмиранием классов. К буржуазным интересам отнесено все реакционное, а к пролетарским – все прогрессивное. Это очень вдохновляющая гипотеза – вот только объективный интерес пролетариата пока слабо себя объективно проявил. Иногда кажется даже, что объективный интерес пролетариата – в потреблении. Умозрительно получается будто бы так, что пролетариат, действуй он в своих интересах, должен уничтожить капитализм. А на деле получается, что он его не уничтожает. Выходит, что реальный интерес пролетариата может заключаться в стабильном достатке и открытых для каждого пролетария возможностях стать капиталистом. И за этот интерес пролетарии вполне себе борются во всем мире. Объективный интерес и реальный интерес пока почему-то не совпали. Но ведь марксизм не может опираться на «умозрение», на то он и марксизм (философия практики!). Поэтому допустимо предположить, что классовые интересы не решают исход исторических сражений. Только пролетариат, возгоревшийся коммунистическим идеалом, совершает революции. Этот идеал, который является субъективным, можно зафиксировать – в текстах, например. А вот объективный классовый интерес, якобы направленный на конец капитализма, нигде себя однозначно не проявил.

Марксизм классический считает лестницу формационного прогресса столбовой дорогой истории. Насколько лестница прослеживается в мировой истории – вопрос открытый. Но существует концепция конкуренции миропроектов, которая и принята «Сутью времени». Кургинян не отрицает формации, но считает, что в истории сталкиваются не только интересы классов, но и миропроектные воли. А также что буржуазную эпоху нельзя описать только в терминах теории капитализма – ее требуется описывать также как эпоху проекта «модерн».

Рассуждения об идеалах и миропроектной воле требуют того, чтобы, наряду с диалектикой исторического процесса, использовалась еще и герменевтика. То есть метод предлагается несколько отличный от классического марксистского.

Ну, и главное, что заставляет меня лично говорить: «но не марксизм». Это странная монологическая позиция, которая все время проявляется в диалогах с марксистами. Не-марксисты оказываются мракобесами, всяких там Ницше с Блаженными Августинами вообще читать незачем, а такие левые авторы, как Фромм, Сартр, Адорно, Беньямин, – это буржуазные попутчики, даже близко не приблизившиеся к простой гениальности «Материализма и эмпириокритицизма». Простите, что обобщаю, но таких вот «тру-марксистов» слышно обычно громче всех.

II.

Метафизика… Я, может, неправильно понимаю Кургиняна, но всегда понимал его примерно так. Для подлинной борьбы и подлинной воли нужна метафизика. Метафизики бывают разные. Есть черная метафизика, которая порождает черную волю. Это метафизика смерти, мертвого духа, гностической радикальной нелюбви к мирозданию (при этом Кургинян оговаривается, что гностики, конечно, были разные – и он нечто обобщает, не приписывая, например, манихейству ту же деструктивность, что оккультному фашизму). А есть метафизики, сражающиеся за бытие, за человека, за жизнь. И именно метафизика позволяет собрать до конца субъект действия и вести войну с врагом. Он, Кургинян, глубоко воспринял некую метафизику, которую он называет «красной». Это метафизика вечного боя с Тьмой. Некое начало порождает мир, развивающийся и усложняющийся. Но силы смерти и хаоса бросают миру вызов. И разворачивается «вечная война» между нами и тьмой. Кургинян не навязывает эту метафизику всем и каждому, он даже не навязывает ее членам «Сути времени», он ее время от времени поясняет, но к ней все не сводит. Говорится, что нас объединить должны некие метафизические константы: «враг человечества», «единство живых и мертвых», «подлинность» и др. Где-то он, наверное, очень сильно акцентирует метафизику «вечного боя» (которую, наверное, допустимо назвать и «дуализмом», хотя Сергей Ервандович этого избегает), но он классический «монизм» считает братом и соратником в войне с «врагом». То есть: вот, помимо прочих, предложена «красная» метафизика, вот есть антагонист в виде «черной», и главное – заполучить какую-то метафизику, позволяющую с врагом бороться.

У меня состоялся диалог с ценителями Гегеля, которые считают, что Кургинян критикует Гегеля как «мониста» с позиций «дуализма». Почему Кургинян критикует Гегеля – он вроде бы подробно объяснял. Со ссылками на: 1) Маркса (читайте последний раздел «Экономическо-философских рукописей»), 2) Фукуяму и Кожева (читайте, что пишет Фукуяма о Гегеле в «Конце истории», а он там о Гегеле пишет, а не о постмодернизме), 3) Белинского (читайте знаменитые письма к Боткину, на которые ссылался еще Бердяев в «Истоках и смысле русского коммунизма»). Маркс и Белинский говорят, что Абсолют у Гегеля пожирает человека. Не о том речь, что в конце истории человека не будет, а будет смерть, а о том, что человек в метафизике Гегеля приносится в жертву Духу. Наши страсти и мучения – лишь моменты осуществления через нас Духа. Соответственно, историческое творчество человека закончится в «конце истории», когда Дух осуществит себя в нас. И как оно закончится – Фукуяма описывает, цитируя Кожева и Гегеля. То есть идея «конца истории» связана с общей метафизикой Гегеля, в которой (по замечанию Белинского) всеобщему, как Молоху, приносится в жертву человек. Маркс тоже видит в гегелевском Духе некое мертвящее начало.

Что там у Гегеля на самом деле с концом истории – надо разбираться. Но его конец истории, однозначно, не победа человека творческого и развивающегося в бесконечность. И нелинейный Гегель этот постгуманизм в себе содержит, хотя им не исчерпывается. Никто не говорит об отбрасывании диалектики, никто не говорит, что Гегель – враг человечества. Речь о том, что у Гегеля есть мрачные метафизические пределы, которые можно отрицать, но которые почему-то Маркс описывал (на языке «антропологического реализма») и против которых Белинский бунтовал. Напомню, что в советском официозе Гегель считался безусловно великим философом, но его историософия считалась реакционной. Это было упрощенным выражением (и далеким отголоском) неприятия левыми гегелевского взгляда на смысл и исход человеческой истории.

Со мной этот спор вести неконструктивно. Я не знаток Гегеля, чтобы отстаивать здесь какую-то позицию. Может, займусь изучением Гегеля в наступившем году. Могу лишь сказать, что история культуры у Гегеля – закостеневающая, мертвящая; культура у него застывает в неких образцах, а дерзания развивать культуру выше и глубже – тщетны (в творчестве искусства нельзя превзойти античность, в творчестве философии – самого Гегеля). И я точно знаю, что позицию Кургиняна по метафизике и связанной с ней историософии Гегеля нельзя считать «вульгарной». Мне как раз импонирует, что Гегель у Кургиняна – нелинейный.

Примерно так. Если будут отклики – постараюсь ответить, но оперативность не обещаю.

Оставить комментарий

Посты по теме:
Взрыв на вокзале в Волгограде прогремел 29 декабря – в день подписания договора об образовании СССР (1922 года), а следующий взрыв в троллейбусе – 30 декабря, в день его утверждения Первым съездом ...
Previous Entry · Add to Memories · Share · Next Entry; Кургинян: «Радикальный исламизм взращён западными «садовниками». мауриц корнелис эшер хаос и порядок: businessmsk: December 31st, 2013 ...
А куда делся Кургинян? Никто не знает? Куда-то пропал из публичного поля приспешник Сванидзы Кургинян. Последнее, что о нем слышал, что он с приятелями покупает не то молокозавод, не то хлебзавод.
Кургинян о суицидальном терроризме. Оригинал взят у kir_degtyarev в Что такое суицидальный терроризм. Оригинал взят у businessmsk в Что такое суицидальный терроризм ...
repost. disney fas r1a1 Австралия Азия Амелина Америка Антарктида Армения Афганистан Африка Ашманов Багдасарян Белоруссия Березовский Бильд. клуб Болгария Болдырев Боливия Болонский Большой ...
Недавно, на одном из ресурсов, я назвал Кургиняна гностиком и антикоммунистом. Это вызвало бурную, хотя и вполне ожидаемую реакцию поклонников это политолога, медийного и политического деятеля.
http://vz.ru/news/2013/11/13/659387.html. Адын вапрос .... рыба тухнет с головы. Это кто будет фильтровать? ;-) Шах и мат. Именно это и привело к краху (закономерному) СССР. Только сейчас мы переживаем его ...
Архив записей в блогах:
(О еще одной рискованной, но очень желаемой инициативе) Когда в мае с.г. только что назначенный министром обороны Андрей Белоусов произнес сакраментальное «ошибаться можно, врать нельзя» , это было встречено как неуемным восторгом одних, так и нескрываемым скепсисом других и даже ...
Московский метрополитен решил воспользоваться праздниками и подлатать себя: на ремонт закрыли участок от «Курской» до «Щёлковской», а станции «Котельники»-«Лермонтовский проспект» – для строительства новой линии. Это не первые ограничения работы метро, время от времени приходится такое ...
Низкая статистика привитости россиян от Короновируса — это интересный показатель настоящего уровня недоверия населения — к Власти, к государственной пропаганде в СМИ и особенно — к руководству российского здравоохранения, персонально — к Голиковой... ИМХО кажется, что она смогла ...
Сегодня решила поделиться самым интимным, чтобы попытаться понять, почему несмотря на диеты и физкультуру многие из нас не могут похудеть и поздороветь: выкладываю сканы своей физической активности, чтобы постараться в этом разобраться. На этой фотографии отражена моя физическая активнос ...
Фридрих Наумович Горенштейн практически не известен широкому кругу читателей. Единственное, что его связывает с тамим термин как «массовость» - это сценарий к фильму «Солярис». И вот у меня появилась возможность познакомиться с его творчеством: в редакции Елены Шубиной вышел его сборник ...
  • antipn : Le communisme?! Écoutez l'Occident sinon on ne se comprendra pas! Сергей Кургинян: Что такое коммунизм? https://t.co/8k2FsiNWZC

  • passamee : Сергей Кургинян: Мы не хотим, все, до свидания

  • emHaberma : Смысл игры - 36 часть 1 #СутьВремени #Кургинян #новости #СмыслИгры

  • umnmii56 : Сергей Кургинян: интервью после митингa в Санкт-Петербурге #ОккупайАбай

  • AsuraSerg : @politring_ru Я даже не знаю,кто такой этот Кургинян.

  • millaBride : Сергей Кургинян: Политическое цунами ударит быстрее, чем оформится нaш патриотический протест #ОккупайАбай

  • qahesoru : Отметим, что от Башкортостана в состав олимпийской сборной могут попасть Руслан Захаров, Дмитрий Мигунов и Вячеслав Кургинян.

  • Julija347 : по «сути» http://t.co/fqyIBlfP6O Кургинян и «Суть времени» занимаются политикой и строят организацию. Оступаясь, но не отступая.

  • keyboardwarr1 : Какой смысл участвовать в "Поединках", если статистика гласит: Мамонтов (3-0) Кургинян (3-0) Венедиктов (0-2) Юлий Гусман (0-2)?

  • xuwukwevtz : Конкурс Рукопожатной Неполживости #ЖитьНеПоЛжи #Кургинян #Поппозиция

  • antipn : Сергей Кургинян: Что такое коммунизм? https://t.co/8k2FsiNWZC слушайте на западе!!!! а то достали

  • krvvmlchki : RT @dm_e: В рабочем чате звучит лозунг ПАМПУШКИ, ЛЕСБИЯНКИ, КУРГИНЯН

  • rtieHolz : Кургинян VS Федоров: с помощью youtube

  • dimas56211 : Сергей Кургинян: Политическое цунами удaрит быстрее, чем оформится наш патриотический протест #ОккупайАбай