Большой Охтинский мост

Мост Императора Петра Великого




Еще в 1829г. при утверждении Николаем I перспективного плана
развития Петербурга была обозначена трасса постоянного моста,
призванного соединить Охту с центром города. В то время мечта о
постоянных мостах через Неву еще только зарождалась в наиболее
смелых инженерных умах. В 1860-х гг. этот вопрос вновь поднимался,
было даже создано «Общество Охтинского, через реку Неву, моста», но
возникли трудности экономического характера.
5 июня 1884г. Государственный совет России принял решение:
«Признать Охтинский пригород подлежащим присоединению к городу
Санкт-Петербургу в хозяйственном отношении, с тем, чтобы мера сия
была приведена в исполнение по устройству моста через Неву, которым
предполагается соединить столицу с означенной местностью». Однако
не было единого мнения, где должен быть построен мост: каждый
промышленник доказывал, что мост необходим рядом с его
предприятием, а паромщики, наоборот, не хотели терять работу, и
чинили препятствия началу строительства.
1 сентября 1901г. Городская управа объявила международный конкурс
на лучший проект моста. Несколько проектов выиграли денежные призы,
но за основу строительства моста был принят внеконкурсный проект от
военных инженеров Г. Г. Кривошеина и В. П. Апышкова
Основная идея их проекта «Свобода судоходству» заключается в устройстве по середине реки разводного быстро открывающегося (30 секунд) пролета в 20 сажень и двух боковых больших пролетов по 70 саж. каждый. Разводный пролет спроектирован раскрывающимся по системе Шинке. Боковые пролеты спроектированы в виде арочных форм с затяжкою.
Основные преимущества этого проекта заключаются в следующем: Удобство судоходства и размещение быстро разводящегося подъемного моста по середине реки. Разводный пролет находится на фарватере и в самом глубоком месте. В этом мосте по сравнению с другими имеется наименьшее число пролетов (3) и наименьшее число быков (2). Малое число быков меньше всего стесняет живое сечение реки, проход льда и проход мелких судов. При небольшом числе дорогих быков стоимость моста получается наименьшая.
Однако и после принятия проекта фактически строительство долго не начиналось. Очередной раз изменилось направление моста.
13 мая 1907 года Николай II выпускает резолюцию: «Не затягивать строительство моста». И в сентябре того же года проект утвердили с небольшими доработками.

Город заключил договор с варшавским заводом «Рудзский и Ко.» на постройку моста за три года. Строительством руководил Григорий Кривошеин. Механизм разводного пролета изготовил Петербургский металлический завод. Для перевозки пролетных строений весом каждое по 3660 тонн были использованы корпуса старых броненосцев, превращенные в огромные понтоны с водной балластировкой. Торжественная закладка моста состоялась (26 июня) 9 июля 1909 года за день до празднования 200-летия Полтавской баталии. Поэтому мост был назван в честь Императора Петра Великого.
Существует легенда, что среди миллиона металлических
заклепок моста есть одна золотая, закрашенная в один цвет со всеми.
Разводное устройство моста позволяет всего за 30 секунд поднять его
средние пролеты. Боковые пролеты на то время стали самыми длинными
мостовыми перекрытиями в городе. Благодаря высокому качеству
строительства, первые ремонтные работы производились только в 1971
г.











































#10точекнакарте, #архитектура, #модерн, #моявесна, #МОСТЫиМОСТОВЫЕ,