Большое интервью со мной любимым. Часть 1.
mishouris — 05.10.2010 Было дело, давняя моя знакомая Вероника Коновалова обстоятельно со мной поговорила. Результатом разговора стало довольно огромное интервью, которое целиком даже и не опубликовали. Ну, чтоб не пропадало "затак" выложу здесь полную "режиссёрскую" версию . Несу довольно много бреда разной степени конструктивности. Если не боитесь многих букв, вперёд под кат!
Вы не любите блюз? Вы просто никогда его не пробовали!
Михаил Мишурис рассказывает о блюзе, себе и своей группе
Этот человек сделал непоправимое в моей жизни! Он заставил меня полюбить блюз! За что ему низкий поклон. И хотя Михаил прохладно относится к комплиментам, а точнее они у него вызывают чаще раздражение, чем милую улыбку, я посмею сказать, что по-хорошему завидую тому, как он непреклонно может гнуть свою линию, отстаивать свою точку зрения и столько лет заниматься любимым делом, несмотря на разнообразные внутренние и внешние конфликты.
Познакомились мы с Михаилом Мишурисом очень давно, еще будучи оба жителями города Новосибирска. Михаил в то время был лидером группы «Новая Ассоциация Блюза» и практически единственным исполнителем в этом стиле на территории Сибири.
Сейчас он — один из ведущих блюзменов не только в столице, но и в принципе в России. Михаил отлично поёт, владеет игрой на гитаре и губной гармошке и является руководителем коллектива под названием «Mishouris Blues Band». Также в состав группы входят: Денис Шевченко — гитара; Андрей Бессонов — кларнет; Николай Добкин — орган, клавишные, фагот; Галина Киселева — гитара, вокал и Даниил Солдатов — барабаны.
Когда-то очень давно я прочитала книгу о блюзе. После этого у меня появилась уверенность, что истоки джаза именно в нём. Хотела узнать так это или не так?
Во многом действительно это так. Джаз многое взял от блюза, и во многом остался блюзом до сих пор. Впрочем, сейчас область пересечения джаза и блюза очень узкая. Джазмены, бывает, играют блюз, но по-своему. Блюзмены, как правило, не играют джаз. Но когда люди с джазовым мышлением и джазовым образованием играют блюз, то у них получается нечто свое и, порой, довольно симпатичное. И если эта музыка к тому же и аранжирована со вкусом, то это может быть очень здорово. Тому примеров масса! Для меня один из самых ярких — Моуз Эллисон (Mose Allison). Это белый пианист, и если он жив, то ему должно быть лет восемьдесят с лишним. Он очень удачно скрещивал блюз с джазом и, формально не относясь ни к тому, ни к другому, скорее, принадлежал к обоим этим жанрам.
А что такое джазовое мышление?
Джазовые музыканты- люди более образованные, более изощренно технически мыслящие. Они любят обогащать традиционную блюзовую гармонию неожиданными аккордами, неожиданными нотами. В раннем джазе блюз — это просто двенадцатитактная форма. Это был тот самый блюз, который когда-то случайно услышал W.C Handy и, как мог, переписал в ноты. Позже выяснилось, что тактов в блюзе бывает и больше, и меньше, и вообще по гармонии он может быть совсем другой. Скажем прямо, сейчас блюзом является всё, что исполняет блюзмен или человек, который так себя называет.
Что интересно в двадцатые-сороковые годы джазовые оркестры ездили с блюзовыми певцами и певицами, потому что блюз легко сымпровизировать, легко договориться сыграть. В этом смысле это очень удобная для исполнения музыка даже большими оркестрами. Может, поэтому эта форма была так популярна в раннем джазе. Приглашенный блюзовый певец мог легко и непринужденно влиться в джазовый оркестр.
А на каком этапе блюз и джаз рассоединились?
Это же не первомайская демонстрация, чтоб
все вместе и дружно! Есть мэйнстрим - это основное, направляющее
течение в искусстве. Но при этом современный мэйнстрим во многом
создают рекорд-компании. Они записывают то, что считают нужным,
точнее, то, что они считают, будет легче продать. Музыкант,
конечно, имеет свободу самовыражения, но доносит до других людей
все именно рекорд-компания. В связи с этим по записям можно судить
о чётком разделении того джаза, который называют свингом (довольно
близкого к блюзу), и джаза условно-современного. Это произошло
где-то с сороковых годов. Именно тогда появились
такие мощные и гениальные музыканты, как Майлс
Дэвис (Miles Davis), Диззи Гиллеспи (Dizzy
Gillespie), Чарли Паркер (Charlie Parker), Джон Колтрейн (John
Coltrane). Они совсем по-своему переосмыслили блюз
и, с одной стороны, по форме очень далеко ушли
от традиции, а, с другой стороны, убрали с блюза некоторый
эстрадный лоск и вернулись к каким-то глубоким корням, формально,
повторюсь, блюзом не являясь. По чувству, мы можем сказать, что это
самый настоящий блюз. Духовное родство и корни
этой музыки налицо. По степени глубины они возможно даже ближе к
чему-то настоящему, чем лощеные и богатые оркестры в смокингах. Мне
особенно в этом смысле близко творчество Майлза Дэвиса
(Miles Davis) и Чарльза Мингуса (Charles
Mingus).
Что ты можешь сказать о теории афроамериканского происхождения
блюза?
Это совершенно неоспоримо. Да, блюз — это музыка потомков чёрных рабов, которая изначально получила распространение на Юге Америки в местах компактного проживания чёрного населения. Потом люди в поисках лучшей жизни уезжали с Юга и брали с собой свою музыку. В результате блюз распространился по всей территории США. В каждой местности он имеет своё настроение и свою окраску. Эта музыка вообще очень жизнеспособна. Я бы сказал, что блюз как какой-то хитрый вирус постоянно мутирует, приспосабливаясь к текущим современным условиям. Для какого-то времени было современным играть блюз и петь просто одному человеку под губную гармошку или гитару, или просто под хлопки в ладоши. Позже простые гитары заменили на электрогитары, гармошки тоже стали включать в усилители, а хлопки заменили барабаны, но суть осталась. Блюз — современен и вместе с тем архаичен, как это не парадоксально звучит. Теперь блюз уже не считается расовой музыкой. Но первые и самые значительные записи блюза были сделаны черными музыкантами. Это бесспорный факт, который попытается опровергнуть только странно мыслящий, либо глубоко невежественный человек.
А чем отличается блюз Дельты Миссисипи, чикагский блюз, пьедемонтский, техасский и калифорнийский?
Ну, пьедемонтский стиль, это такой гитарный рэгтайм. Больше всего эта гитарная техника напоминает рэгтайм пианинный.
Чикагский блюз — это блюз, сочетающий в себе городские черты (электроинструменты) и сельские черты (преданность блюзовой форме). Прототипом рок-бэнда является именно чикагская блюзовая группа.
В техасском блюзе доминирует электрогитара, но в отличие от чикагского, он тяготеет к более аранжированному, виртуозныму исполнению и танцевальному быстрому темпу.
Калифорнийский блюз очень много взял от популярного в сороковые-пятидесятые годы стиля джамп-блюз, в котором джаз и блюз очень сильно смешались. Это очень коммерческая и очень танцевальная музыка. В нем очень большое внимание уделяется внешнему виду (стильным пиджачкам пятидесятых годов, очкам, прическам, туфелькам). Много там этих «буги-вуги» штучек…
Дельта блюзу изначально ассоциировался с акустической гитарой, но и электрический дельта-блюз сейчас себя прекрасно чувствует. У дельта-блюза не такие жесткие рамки квадрата, как у чикагского. Дельта-блюз, в общем, всегда тяготеет к одному аккорду.
Это то, что ты играешь на акустике?
То, что я играю на акустике, — это оттуда, это ближе к дельта-блюзу. Но, впрочем, только с точки зрения пост-модернизма мою музыку можно назвать дельта-блюзом или чикагским, или каким-нибудь еще кроме московского. Я — он и есть московский блюз и никакой другой. Ну, может сибирский ещё…
А тогда какое любимое у тебя направление в блюзе?
В любом направлении есть мне симпатичные и несимпатичные исполнители. Больше всего я люблю составы. Например, если блюз акустический, то мне не вполне по вкусу традиционный дуэт — гитара и гармоника. Каюсь, чаще мне хочется услышать полный состав с барабанами и басом.
Кто из музыкантов оказал на тебя наибольшее влияние?
Да, все они. Все, что мне нравится, то и оказывает на меня влияние.
А что тебе нравится?
Об этом можно говорить бесконечно. Сначала, как и все вокруг, в восьмидесятые годы я начал слушать популярный тогда хэви-метал, но с хэви-метал я очень быстро соскочил на хард-рок, потом на старый-хард-рок. А старый хард-рок — это уже один шаг до блюза. В общем, вскоре я начал слушать английский блюз и считал его очень крутым. Чёрный блюз в то время казался для меня скучноватым. Тогда же все на виниловых пластинках было, а где добыть блюзовые пластинки? Ну, со временем и эта проблема решилась. Настоящим прорывом в понимании блюза для меня стал Хаулин Вульф (Howlin' Wolf), потому что он совершенно невообразимый по масштабу артист с очень яркой подачей, и вообще, «глыба и матерый человечище». Равных ему в блюзе не было и не будет. Его музыка сразу повернула меня в пол-оборота к чёрному блюзу. Чуть позже подтянулись Санни Бой Уильямсон (Sonny Boy Williamson), Мадди Уотерс (Muddy Waters), Бадди Гай (Buddy Guy), ну, все, до кого я дотянулся тогда. И английский блюз, в связи с этим, очень быстро забылся и растаял под блеском гораздо более актуальной для меня музыки.
Могу чётко сказать, что для меня большинство любимых музыкантов это чёрные. Есть и белые, правда, которых я люблю и слушаю, есть белые, к которым я наверное уже больше не вернусь, но, в любом случае, я их очень уважаю и считаю, что их вклад трудно переоценить, потому что изначально блюз широкой публике представили именно белые музыканты. В том, что Мадди Уотерс (Muddy Waters), Хаулин Вульф (Howlin' Wolf) и прочие великие люди стали , в конце концов, звездами есть огромная заслуга белых музыкантов.
Теперь вопрос о твоем прошлом. Когда состоялся первый концерт с «Новой Ассоциации Блюза»?
Я уже не помню, в 1994, кажется, году.
А идея создания блюзовой группы вообще откуда пришла?
Я открыл для себя блюз, и хотел поделиться своей радостью с другими, что естественно в таком возрасте (22 года). Клубов никаких вначале было, но позже что-то зашевелилось. Люди с гитарами начали появляться со всех сторон. Но тогда же все рок, панк-рок играли. А мне хотелось создать что-то оригинальное и, в то же время, имеющее под собой идеологическую и историческую основу, традицию. Мне всегда хотелось делать что-то личное, свое на основе мощной традиции. Без опоры, мне кажется, тяжеловато. Она придает какой-то вес, значимость, не дает совершенно уйти в астрал, оторваться полностью от реальности, дисциплинирует, если хотите. Пресловутый блюзовый квадрат- это форма, а форма нужна хотя бы для того, чтобы люди тебя лучше понимали. Люди любят знакомые вещи. И мне кажется очень правильным, когда люди узнают тебя не только потому, что ты очень круто играешь, но и потому, что, ты чего-то пропагандируешь, несёшь идеи. В общем, существует такая вещь — идеология, и я совершенно не согласен с людьми, которые утверждают, что надо играть «просто музыку» в отрыве от всяких посторонних мыслей.
А какая идеология у блюза?
Я бы сказал так: блюзмен, скорее всего, ироничный веселый и тонко чувствующий молодой человек, а не старый негр с гитарой. Блюзмены тоже стремятся проникнуть в суть вещей, постичь смысл жизни. Но они это делают не так, как это делают философы, с помощью оригинальных мыслительных построений и остроумных выводов. Блюзовый музыкант с позиции наблюдателя рассказывает о том, о чём люди беседуют в баре; о том, как жизнь идет сама по себе. Блюзмен — это человек, который сидит немножко наверху и, ласково улыбаясь, наблюдает за этим миром, но, в то же время, он — не король и не бог, а один из нас, поэтому он обязательно должен быть ироничным. Это может быть просто чуть более наблюдательный и склонный к искусству человек, чем подавляющее большинство прохожих на улице.
То есть блюз воздействует через чувства и эмоции?
Да, блюз — это чувства, но это не тоска и не ад кромешный. Искусство абстрактно. Поэтому сама по себе музыка воздействует только на чувства. И почему какая-то нота вызывает слезу, а какая-то улыбку, нам, наверное, не суждено никогда узнать. Но блюз — это, в первую очередь, песня, и, в связи с этим, слова там тоже важны. А слова блюза - это, скажем так, простое и остроумное переживание действительности с таким деревенским прищуром и некоторой хитроватостью.
Впрочем, любое мое умствование на эту тему я сам же могу прервать и привести абсолютно другой пример. Я могу сказать, что блюз — это народная музыка, но, с другой стороны, совсем не народная. Или я могу сказать, что блюз — это очень добрая музыка, и в то же время, могу сказать, что блюз — иногда бывает очень злым. Да, как угодно... Он может быть и грустным, и веселым даже одновременно. Как комедии Данелии. Но главное всё же, что это очень обаятельная музыка, поэтому в любителях и исполнителях блюза недостатка нет.
Так вот про «Новую Ассоциацию Блюза»... Почему не получилось играть вместе в Москве?
Почему не получилось? Получилось. Мы играли вместе и жили вместе у меня на квартире.
Ну, тогда почему расстались?
Разъехались
потому, что невозможно было в таких условиях
жить, и зарабатывали мы очень мало. Мой кузен пытался что-то для
нас сделать и, в общем-то, небезуспешно, но этого оказалось слишком
мало, чтобы обеспечить себе более или менее достойное
существование. Я вообще не представляю, как иногородний исполнитель
блюза сегодня может жить в Москве, не занимаясь
ничем другим.
продолжение
следует...
|
</> |