Большое интервью со мной любимым. Часть 1.

топ 100 блогов mishouris05.10.2010 Было дело, давняя моя знакомая Вероника Коновалова  обстоятельно со мной поговорила. Результатом разговора стало довольно огромное интервью, которое целиком даже и не опубликовали. Ну, чтоб не пропадало "затак" выложу здесь полную "режиссёрскую" версию . Несу довольно много бреда разной степени конструктивности. Если не боитесь многих букв, вперёд под кат!






Вы не любите блюз? Вы просто никогда его не пробовали!

Михаил Мишурис рассказывает о блюзе, себе и своей группе

 

Этот человек сделал непоправимое в моей жизни! Он заставил меня полюбить блюз! За что ему низкий поклон. И хотя Михаил прохладно относится к комплиментам, а точнее они у него вызывают чаще раздражение, чем милую улыбку, я посмею сказать, что по-хорошему завидую тому, как он непреклонно может гнуть свою линию, отстаивать свою точку зрения и столько лет заниматься любимым делом, несмотря на разнообразные внутренние и внешние конфликты.

Познакомились мы с Михаилом Мишурисом очень давно, еще будучи оба жителями города Новосибирска. Михаил в то время был лидером группы «Новая Ассоциация Блюза» и практически единственным   исполнителем в этом стиле на территории Сибири.

Сейчас он — один из ведущих блюзменов не только в столице, но и в принципе в России. Михаил отлично поёт, владеет игрой на гитаре и губной гармошке и является руководителем коллектива под названием «Mishouris Blues Band». Также в состав группы входят: Денис Шевченко — гитара; Андрей Бессонов — кларнет; Николай Добкин — орган, клавишные, фагот; Галина Киселева — гитара, вокал и Даниил Солдатов — барабаны.

 

Когда-то очень давно я прочитала книгу о блюзе. После этого у меня появилась уверенность, что истоки джаза  именно в нём. Хотела узнать так это или не так?

Во многом действительно это так.  Джаз многое взял от блюза, и во многом остался блюзом до сих пор. Впрочем, сейчас область пересечения джаза и блюза очень узкая. Джазмены, бывает, играют блюз, но  по-своему.  Блюзмены, как правило, не играют джаз. Но когда люди с джазовым мышлением и джазовым образованием играют блюз, то у них получается  нечто свое и, порой, довольно симпатичное. И если эта музыка к тому же и аранжирована со вкусом, то это может быть очень здорово. Тому примеров масса! Для меня один из самых ярких — Моуз Эллисон (Mose Allison). Это белый пианист, и если он жив, то ему должно быть лет восемьдесят с лишним. Он очень удачно скрещивал блюз с джазом и, формально не относясь ни к тому, ни к другому,  скорее, принадлежал  к обоим этим жанрам.

А что такое джазовое мышление?

Джазовые музыканты- люди  более образованные, более изощренно технически мыслящие. Они любят обогащать традиционную  блюзовую  гармонию  неожиданными аккордами, неожиданными нотами. В раннем джазе блюз — это просто двенадцатитактная форма. Это был тот самый блюз, который когда-то случайно услышал W.C Handy и, как мог, переписал в ноты. Позже выяснилось, что тактов в блюзе бывает и больше, и меньше, и вообще по гармонии он может быть совсем другой. Скажем прямо, сейчас блюзом является всё, что исполняет блюзмен или человек, который так себя называет.

Что интересно в двадцатые-сороковые годы джазовые оркестры ездили с блюзовыми певцами и певицами, потому что блюз легко сымпровизировать, легко договориться сыграть. В этом смысле это очень удобная для исполнения музыка даже большими оркестрами. Может, поэтому эта форма была так популярна в раннем джазе. Приглашенный блюзовый певец мог легко и непринужденно влиться в джазовый оркестр.

А на каком этапе блюз и джаз рассоединились?

Это же не первомайская демонстрация, чтоб все вместе и дружно! Есть мэйнстрим - это основное, направляющее течение в искусстве. Но при этом современный мэйнстрим во многом создают рекорд-компании. Они записывают то, что считают нужным, точнее, то, что они считают, будет легче продать. Музыкант, конечно, имеет свободу самовыражения, но доносит до других людей все именно рекорд-компания. В связи с этим по записям можно судить о чётком разделении того джаза, который называют свингом (довольно близкого к блюзу), и джаза условно-современного. Это произошло  где-то с сороковых годов. Именно тогда появились такие мощные и гениальные музыканты, как Майлс Дэвис  (Miles Davis), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Чарли Паркер (Charlie Parker), Джон Колтрейн (John Coltrane). Они совсем по-своему переосмыслили блюз  и, с одной стороны, по форме очень далеко ушли от традиции, а, с другой стороны, убрали с блюза некоторый эстрадный лоск и вернулись к каким-то глубоким корням, формально, повторюсь, блюзом не являясь. По чувству, мы можем сказать, что это самый настоящий блюз. Духовное родство и корни  этой музыки налицо. По степени глубины они возможно даже ближе к чему-то настоящему, чем лощеные и богатые оркестры в смокингах. Мне особенно в этом смысле близко творчество Майлза Дэвиса (Miles Davis) и Чарльза Мингуса (Charles Mingus).

Что ты можешь сказать о теории афроамериканского происхождения блюза?

Это совершенно неоспоримо. Да, блюз — это музыка потомков чёрных рабов, которая изначально получила распространение на Юге Америки в местах компактного проживания чёрного населения.  Потом люди в поисках лучшей жизни уезжали с Юга и брали с собой свою музыку. В результате блюз распространился по всей территории США. В каждой местности  он имеет своё настроение и свою окраску. Эта музыка вообще очень жизнеспособна. Я бы сказал, что блюз как какой-то хитрый вирус  постоянно мутирует, приспосабливаясь к текущим современным условиям. Для какого-то времени было современным играть блюз и петь просто одному человеку под губную гармошку или гитару, или просто под хлопки в ладоши. Позже простые гитары заменили на электрогитары, гармошки тоже стали включать в усилители, а хлопки заменили барабаны, но суть осталась. Блюз — современен и вместе с тем архаичен, как это не парадоксально звучит. Теперь блюз уже не считается расовой музыкой. Но первые и самые значительные записи блюза были сделаны черными музыкантами. Это бесспорный факт, который попытается опровергнуть только странно мыслящий, либо глубоко невежественный человек.

А чем отличается  блюз Дельты Миссисипи, чикагский блюз, пьедемонтский, техасский и калифорнийский?

Ну, пьедемонтский стиль, это такой гитарный рэгтайм. Больше всего эта гитарная техника напоминает рэгтайм пианинный.

Чикагский блюз — это блюз, сочетающий в себе городские черты (электроинструменты) и сельские черты (преданность блюзовой форме). Прототипом рок-бэнда является именно чикагская блюзовая группа.

В техасском блюзе доминирует электрогитара, но в отличие от чикагского,  он тяготеет к более аранжированному, виртуозныму исполнению и танцевальному  быстрому темпу.

Калифорнийский блюз очень много взял от популярного в сороковые-пятидесятые годы стиля джамп-блюз, в котором джаз и блюз очень сильно смешались. Это очень коммерческая и  очень танцевальная музыка. В нем очень большое внимание уделяется внешнему виду (стильным пиджачкам пятидесятых годов, очкам, прическам, туфелькам). Много там этих «буги-вуги» штучек…

Дельта блюзу изначально ассоциировался с акустической гитарой, но и электрический дельта-блюз сейчас себя прекрасно чувствует.  У дельта-блюза не такие жесткие рамки квадрата, как у чикагского. Дельта-блюз, в общем, всегда тяготеет к одному аккорду.

Это то, что ты играешь на акустике?

То,  что я играю на акустике, — это оттуда, это ближе к дельта-блюзу. Но, впрочем, только с точки зрения пост-модернизма мою музыку можно назвать дельта-блюзом или чикагским, или каким-нибудь еще кроме московского. Я — он и есть московский блюз и никакой другой. Ну, может сибирский ещё…

А тогда какое любимое у тебя направление в блюзе?

В любом направлении есть мне симпатичные и несимпатичные исполнители. Больше всего я люблю составы. Например, если блюз акустический, то мне не вполне по вкусу традиционный дуэт — гитара и гармоника. Каюсь, чаще мне хочется услышать полный состав с барабанами и басом.

Кто из музыкантов оказал на тебя наибольшее влияние?

Да, все они. Все, что мне нравится, то и оказывает на меня влияние.

А что тебе нравится?

Об этом можно говорить бесконечно. Сначала, как и все вокруг,  в восьмидесятые годы я начал слушать популярный тогда хэви-метал, но с хэви-метал я очень быстро соскочил на хард-рок, потом на старый-хард-рок. А старый хард-рок — это уже один шаг до блюза. В общем, вскоре я начал слушать английский блюз и считал его очень крутым. Чёрный блюз в то время  казался для меня скучноватым. Тогда же все на виниловых пластинках было, а где добыть блюзовые пластинки? Ну, со временем и эта проблема решилась. Настоящим прорывом в понимании блюза для меня стал Хаулин Вульф (Howlin' Wolf), потому что он совершенно невообразимый по масштабу артист с очень яркой подачей, и вообще, «глыба и матерый человечище». Равных ему в блюзе не было и не будет. Его  музыка сразу повернула меня в пол-оборота к чёрному блюзу. Чуть позже подтянулись Санни Бой Уильямсон (Sonny Boy Williamson), Мадди Уотерс (Muddy Waters),  Бадди Гай (Buddy Guy), ну, все, до кого я дотянулся тогда. И английский блюз, в связи с этим, очень быстро забылся и растаял под блеском гораздо более актуальной для меня музыки.

Могу чётко сказать, что для меня большинство любимых музыкантов  это  чёрные. Есть и белые, правда, которых я люблю и слушаю, есть белые, к которым я наверное уже больше не вернусь, но, в любом случае, я их очень уважаю и считаю, что их вклад трудно переоценить, потому что изначально блюз широкой публике представили именно белые музыканты. В том, что Мадди Уотерс (Muddy Waters),  Хаулин Вульф (Howlin' Wolf)  и прочие великие люди стали , в конце концов, звездами есть  огромная заслуга белых музыкантов.

Теперь вопрос о твоем прошлом. Когда состоялся первый концерт с «Новой Ассоциации Блюза»?

Я уже не помню, в 1994, кажется, году.

А идея создания блюзовой группы вообще откуда пришла?

Я открыл для себя блюз, и хотел поделиться своей радостью с другими, что естественно в таком возрасте (22 года). Клубов никаких вначале было, но позже что-то зашевелилось. Люди с гитарами начали появляться со всех сторон. Но тогда же все рок, панк-рок играли. А мне хотелось создать что-то оригинальное и, в то же время, имеющее под собой идеологическую и историческую основу, традицию. Мне всегда хотелось делать что-то личное, свое на основе мощной традиции. Без опоры, мне кажется, тяжеловато. Она придает какой-то вес, значимость, не дает совершенно уйти в астрал, оторваться полностью от реальности, дисциплинирует, если хотите. Пресловутый блюзовый квадрат- это форма, а форма нужна хотя бы для того, чтобы люди тебя лучше понимали. Люди любят знакомые вещи. И мне кажется очень правильным, когда люди узнают тебя не только потому, что ты очень круто играешь, но и потому, что, ты чего-то пропагандируешь, несёшь идеи. В общем, существует такая вещь — идеология, и я совершенно не согласен с людьми, которые утверждают, что надо играть «просто музыку» в отрыве от всяких посторонних мыслей.

А какая идеология у блюза?

Я бы сказал так: блюзмен, скорее всего, ироничный веселый и тонко чувствующий молодой человек, а не старый негр с гитарой. Блюзмены  тоже стремятся  проникнуть в суть вещей, постичь смысл жизни. Но они это делают не так, как это делают философы, с помощью оригинальных мыслительных построений и остроумных выводов. Блюзовый музыкант с позиции  наблюдателя рассказывает о том, о чём люди беседуют в баре; о том, как жизнь идет сама по себе.  Блюзмен — это человек, который сидит немножко наверху и, ласково улыбаясь, наблюдает за этим миром, но, в то же время, он — не король и не бог, а один из нас, поэтому он  обязательно должен быть ироничным. Это может быть просто чуть более наблюдательный и склонный к искусству человек, чем подавляющее большинство прохожих на улице.

То есть блюз воздействует через чувства и эмоции?

Да, блюз — это чувства, но это не тоска и не ад кромешный. Искусство абстрактно. Поэтому сама по себе музыка воздействует только на чувства. И почему какая-то нота вызывает слезу, а какая-то улыбку, нам, наверное, не суждено никогда узнать. Но блюз — это,  в первую очередь, песня, и, в связи с этим, слова там тоже важны. А слова блюза - это, скажем так, простое и остроумное переживание действительности с таким деревенским прищуром и некоторой хитроватостью.

Впрочем, любое мое умствование на эту тему я сам же могу прервать и привести абсолютно другой пример. Я могу сказать, что блюз — это народная музыка, но, с другой стороны, совсем не народная. Или я могу сказать, что блюз — это очень добрая музыка, и в то же время, могу сказать, что блюз — иногда бывает очень злым. Да, как угодно... Он может быть и грустным, и веселым даже одновременно. Как комедии Данелии. Но главное всё же, что это очень обаятельная музыка, поэтому в любителях и исполнителях блюза недостатка нет.

Так вот про «Новую Ассоциацию Блюза»... Почему не получилось играть вместе в Москве?

Почему не получилось? Получилось. Мы играли вместе и жили вместе у меня на квартире.

Ну, тогда почему расстались?

Разъехались  потому, что невозможно было в таких условиях жить, и зарабатывали мы очень мало. Мой кузен пытался что-то для нас сделать и, в общем-то, небезуспешно, но этого оказалось слишком мало, чтобы обеспечить себе более или менее достойное существование. Я вообще не представляю, как иногородний исполнитель блюза  сегодня может жить в Москве, не занимаясь ничем другим.

продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера исполнилось 80 лет нападению японцев на Перл-Харбор. То, что на американцев будет нападение, сомнений на было никаких. Рано или поздно всё равно это бы случилось. Даже если считать некоторые действия американцев провокацией, японцы и так были в том состоянии, когда уже слетели с ...
Посылаете друг другу? Обмениваетесь? Например, если ждете дома в одном передничке с ужином на плите при свечах? Из отпуска, если отдыхаете раздельно? Утренний голенький фотопривет - подразнить? WhatsApp, Viber, чат фейсбука - какому коммуникатору доверяете свои нюшечки? Удаляете такие ...
     Условные обозначения I - лицевая — - изнаночная O - накид W - три петли вместе лицевой M - двойная протяжка (1 петлю снять, ...
Вчера в Лондоне состоялась церемония вручения премии Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA). Лауреаты британской кинопремии BAFTA: ✔️Лучший фильм — «Власть пса» ✔️Лучший режиссер — Джейн Кэмпион («Власть пса») ✔️Лучшая женская роль — Джоэнна Скэнлэн («После любви») ...
Материал о состоянии дел в ДНР глазами очевидца. Оригинал взят у sergs_inf в ДНР на пути в ЕврАзЭС и налаживание сценария на будущее Пока суть да дело, пока украинская сторона мечтает о том как вырежет всех жителей ДНР, прикрываясь некой «полицейской миссией», пока «Путинслил ...