большие гонки
mi3ch — 04.10.2014Несколько месяцев назад Rexona Men и CLEAR – официальные спонсоры команды Lotus F1 Team, пригласили группу журналистов из разных стран попробовать управлять настоящим гоночным болидом на тренировочный автодроме «Формулы-1» (Ле-Кастелле, Франция):
«Сразу после завтрака, облачившись в форму пилота, вы пройдете инструктаж, на котором узнаете о тонкостях управления болидом Формулы 1: о перераспределении веса, торможении, разгоне, прохождении медленных и быстрых поворотов и многом другом. Затем вы отправитесь на трассу, где инструкторы расскажут о каждом повороте. Прежде, чем сесть в болид, вы пройдете тренировку на менее мощном автомобиле Формулы – Opel Lotus. После каждой серии кругов вам дадут персональные рекомендации по улучшению техники вождения. Вы также пройдете физиотерапию и посетите технический департамент. И затем, наконец, присоединитесь к числу избранных, испытавших весь спектр эмоций от скорости болида Формулы 1 – вы пройдете трассу в качестве пассажира опытного пилота Lotus F1 Team Николя Проста (Nicolas Prost), потомственного гонщика Формулы 1».
Перед поездкой заполнил медицинскую анкету: про лекарства, травмы, курение, боли в спине, диабет, астму, судороги, перенесенные операции, повышенное давление, болезни сердца, кожные заболевания и беременность (12 раз – нет) и подписал юридические бумаги, в которых признавал всю опасность гонок, брал обязательства не нарушать никаких инструкций, не предъявлять претензий в случае аварии, травмы или смерти и нести ответственность за любой ущерб, причиненный мною гоночной трассе или транспортному средству. А также, в случае судебного разбирательства, подчиниться исключительной юрисдикции судов Англии и Уэльса.
Несколько слов об автодроме Paul Ricard, на котором все происходило:
Инновационная для своего времени трасса была построена в 1970 году в 34 км от Марселя
Автодром стал первой сверхкороткой трассой в Европе.
Трасса была очень скоростной, так как содержала длинную (около 2 километров) прямую Mistral. Однако, после гибели на тестах Элио де Анжелиса в 1986 году трасса была сокращена до 3.8 км
Сегодня Paul Ricard – один из самых безопасных треков для проведения гонок.
До 90-х годов здесь проводились Гран-при Франции по Формуле-1, а сейчас Paul Ricard стал тренировочным автодромом для команд Формулы-1
Если позади мчащегося болида видны характерные голубые полосы, можно не сомневаться – это именно Paul Ricard.
По легенде Поль Рикар, потомственный виноторговец, сделавший огромное состояние на торговле алкоголем, очень любил гонки, но ненавидел дальние поездки – и потому построил собственный автодром рядом с домом.
Несколько часов проходил инструктаж. Рассказывалось о том, как работают светофоры на трассе, что означают сигнальные флажки: клетчатый – последний круг, красный – заезд в боксы. О том, что делать если вам на трассе нужна будет помощь. О том, что делать, если вас вас обгоняют – ни в коем случае не менять траекторию движения. О том, что любой отрезок просматривается видеокамерами. О том, что кокпит – самое безопасное место на трассе и если машина не загорелась, лучше его не покидать...
Обратите внимание на правильную траекторию прохождения трассы – мои детские представления о том, что на максимальной скорости нужно двигаться как можно ближе к краю по «кратчайшему» пути, оказались в корне неверны.
После теории началась практика. Мы должны были ехать на Opel Lotus. Это аналог «Формулы–3». На первый взгляд объем двигателя совсем небольшой – 2000 см³. Но с рестриктором его мощность составляет около 200—240 л.с. По сравнению с обычным автомобилем мощность можно умножить на три – весит машина всего 550 кг.
Даже залезть в кокпит непросто. Для этого необходимо сначала снять руль. Обратите внимание на белые лепестки на руле – ими переключаются скорости – левой рукой вниз, правой вверх. Переключать лепестками гораздо удобнее, чем ручкой. У пилота на это уходит 1/100 секунды (например, на Гран-при Монако скорость переключается каждые 2 секунды)
Большинство гонщиков небольшого роста (как жокеи) и с весом у них все в порядке: в период подготовки к чемпионату профессиональный пилот тренируется до 35 часов в неделю. Это в несколько раз больше, чем аналогичные тренировки футболиста. А во время Гран-при Малазии пилот теряет около четырех килограмм. Гонщик испытывает перегрузку до 5g. Это сравнимо с перегрузками космонавтов.
А вот так выглядит гоночный руль Opel Lotus с лицевой стороны. Им пилот может регулировать несколько десятков параметров. Шесть индикаторов сверху выполняют роль тахометра – после трех горящих можно повышать скорость. Если интересно – сравните с рулем Формулы–1
Мне с моим центнером машина немного жала в плечах. Высота и расстояние от руля регулируется подкладыванием под вас обычных ковриков. Зеркала по высоте не регулируются – их устанавливают под конкретных пилотов.В болиде три педали, но сцепление используется только на старте и на финише. Но нет гидроусилителя тормозов – считайте, что вы тормозите ногами с усилием 140 кг. Это сопоставимо с приседанием на одной ноге, когда на ваших плечах сидит человек.
Перед запуском машина подогревается с помощью специального чемоданчика – он поднимает температуру в радиаторе до 70 градусов.
На старт машину из бокса выкатывают руками. Пожарные, медики и технические службы приводятся в боевую готовность.
Начался дождь и кокпиты укрыли зонами – это помогло ненадолго. Заводят болиды специальным чемоданчиком (прогретый двигатель перезапустить пилот сможет самостоятельно). Сначала несколько кругов все проезжают очень тихо, следуя за техничкой.
А потом начинаются гонки. Сначала довольно страшно жать на газ – машину совершенно не знаешь. Плюс ко всему стекло сразу запотевает и становится вообще ничего не видно. Приходится оставить небольшую щель, через которую в лицо бьют ветер с дождем. А потом страх уходит и остается только чистый восторг вместе с азартом. На мокрой трассе все становится интереснее. Несколько машин на скорости начинают вращаться и вылетают с трассы, один из французов бьется в другого при обгоне и гонку на время останавливают. Мне все нравится.
Начинается самое главное – разбор полетов. Во время движения с каждой машины снимается несколько сотен параметров, по которым видно все – как вел себя пилот, как вела себя машина и что можно улучшить в технике вождения. На графике – мои убогие результаты (обороты двигателя, скорость, дроссель, тормоза). Механик объясняет, что на трассе есть несколько отрезков, на которых машина просто катилась. Немного упрощая можно сказать, что пилот все время должен изо всех сил давить на какую-нибудь из педалей – или на газ или на тормоз (лучше, конечно, на газ).
А теперь посмотрите, как выглядят графики швейцарского автогонщика Ромена Грожана.
Такого рода графики, с гораздо большим количеством показателей, считаются секретными и команды стараются никому их не показывать.
Многие повороты пилотам просто необходимо проходить на очень высокой скорости, когда прижимная сила позволяет держать болид на трассе, если же скорость сбросить, то можно вылететь с трассы – прижимная сила будет недостаточна.
Несколько слов о стоимости гонок «Формула-1»
Команда примерно из ста человек работает год над созданием болида. Это 250 000 часов высококвалифицированного труда. Маленькая деталь в руках механика – часть гидравлической системы. Над ней работали два месяца несколько инженеров (110 000 евро). Справа на заднем плане – часть коллектора выпускной системы (60 000 евро). Рядом лежит тормозной диск (10 000 евро) – во время гонок меняется ежедневно.
И, например, содержание команды «Феррари» стоит примерно 260 млн долларов в год.
Работа над ошибками оказалась весьма эффективной. Во время второй гонки я обогнал четверых и улучшил свое время на двадцать секунд.
Невероятный восторг!
К сожалению дождь усилился и трассу закрыли из соображений безопасности. Прокатиться в одной машине с сыном великого Алана Проста никому не удалось.
Огромное спасибо Rexona Men и CLEAR, которые не побоялись организовать такое рискованное и замечательное мероприятие.
Бренд CLEAR – эксперт по уходу за кожей головы. Средства бренда воплощают в себе инновационные технологии по уходу за кожей головы и волосами. Продукция CLEAR разрабатывается в научном Институте CLEAR в Париже.
CLEAR (Клиар) – это красивые волосы без перхоти.
|
</> |