Большевистский кутюр.
zina_korzina — 21.06.2011- Рисунок В.Мухиной для журнала «Ателье».
- В.Ходасевич. Обложка для журнала «Искусство
одеваться».
- Рисунок А.Экстер для журнала «Ателье».
Но она, шившая для Двора и самых изысканных женщин обеих столиц, не тягалась со славой Пакэн, Пуаре, Дусэ, сестёр Калло и так далее. Зато в 1920-е годы всё та же Ламанова, поставленная во главе всей советской моды, со своими платьями из рушников завоевала награды за рубежом. Именно как модельер-креативщик, а не как хорошая закройщица. Я не говорю о том, что это советский режим так подействовал на её возможности и способности. Просто факт. Советская модельер встала вровень с парижскими мэтрами и мадемуазелями (вроде Шанель). Или вот - разработки журнала «Ателье» (А.Экстер, В.Мухиной) за 1923 год (увы, единственного номера) были куда революционнее французских. Впрочем, журнал «Искусство Одеваться» с рисунками В.Ходасевич тоже отличался интересными идеями. Почему это происходило? Потому что в 1920-е годы именно СССР экспортировал свои дизайнерские идеи на Запад. Конструктивизм Весниных и Леонидова и рационализм Ладовского оказались гораздо более передовыми, чем все западные Баухаузы.
А архитектурная мысль всегда связана с модой. Так, на Западе функционализм был просто игрой в форму, в СССР - метод построения. Западная цивилизация в 1920-е годы испытывала известную усталость, советская же была на волне и на подъёме. Отсюда взрыв фантазии - с одной стороны; и повышенный интерес к советским разработкам - с другой. Потом, уже в 1930-е, советская мода действительно шла в ногу с модами Запада. Всё те же - широкие плечики, узко-спортивные бёдра и женственная длина, скрывающая колени. Советские журналы предвоенной эпохи ничем не отличаются от буржуйских в части линий и форм. Разве что полиграфия традиционно гадкая. Но не о ней сегодня речь...
- «Искусство в быту». Совместные разработки Н.Ламановой и
В.Мухиной.
В 1940-е - в начале 1950-х в эпоху сталинского «большого стиля» советские моды стали резко отличаться от западных. Но уже не своей революционностью, а напротив - традиционностью (если можно так выразиться). Журналы мод усердно тиражировали образы, давным-давно ушедшие с подиумов мира. В мире царил цветочно-карамельный, сибаритский New Look с осиными талиями, тонкими щиколотками, узкими проймами и широкими юбками. В СССР же упорно повторялись силуэты... 1941-42 годов. Параллельно в журнальных передовицах писалось о нелепых буржуазных модах, о чуждом образе жизни и о том, что «Это - не наш метод!» Парижские моды признавались «вражескими» не только потому, что началась Холодная Война, но и в связи с тем, что Легпром не имел возможности молниеносно перестроить свои поточные линии фабрик и перенаправить работу государственных ателье. Потому идеология и пришла на помощь. «Мясо вредно, потому что мяса нет!»
Многие авторы, правда, полагают, что на это затормаживание повлияла трофейная мода - люди до начала 1950-х донашивали немецкое шмотьё, созданное по лекалам 1939-1940-х годов (после 1942 года в Третьем Рейхе журналы мод не выходили. В СССР в 1943 году всё ещё выходили «Модели сезона»). Вместе с тем, мода - это всегда отражение не столько жизни, сколько её оформления. Каков дизайн помещения, таков и дизайн платья. Сталинская архитектурная мода...исключала New Look, как эстетически чужеродный. Женщина-цветок на фоне могучих колонн и таких же монументальных колхозниц с формами богини Помоны? Некрасиво и бесполезно. А вот предвоенные линии - они очень даже монтировались с архитектурным стилем триумфатора-Сталина.
- «Рисование моделей одежды». 1947 год.
- И - «Огонёк».
А вот в 1960-е советский образ жизни и - советский стиль снова стал интересен в Париже. Тому причиной был авторитет Советского Союза - первой космической державы. Кроме того, в самом СССР западная мода перестала пугать коммунистических агитаторов. Рефрен эпохи - твист, узкие брючки и западная литература не могут поколебать нашего движения к Коммунизму. Мы всё равно - лучшие. Будущее - за нами. Поэтому можно сделать себе модный начёс и пойти на каблучках-гвоздиках на танцы. С другой стороны, всё советское сделалось интересным для западного зрителя. Молодые модельеры, в число которых входил и Вячеслав Зайцев, получили возможность творить советский haute couture. Что интересно, их разработки на тему...Гражданской войны получили высокие оценки за рубежом и были отрекламированы в журнале «Советский Союз» (своеобразная витрина социализма).
Помимо этого, во всём мире был интерес к советским модам с фольклорными мотивами. Широко известно платье «Россия» Татьяны Осмёркиной, которое изначально шилось на манекенщицу Регину Збарскую - женщину экзотично-южной внешности, а потом было «поручено» блондинке Миле Романовской. И да, советские девушки-демонстраторы были хорошо известны на Западе (куда потом и уехала всё та же Мила Романовская и её коллега - Галя Миловская). В 1970-е всё изменилось - идеи увязли в пафосе, а западная мода опять сделалась врагом социализма. Правда, не самым ужасным врагом, но тем не менее. Вместе с тем, всё тот же Зайцев продолжал разрабатывать фольклорную тему, имевшую отклик не только (и не столько!) в СССР, сколько среди западных коллег. В конце 1980-х появился Валентин Юдашкин - на волне Перестройки его тоже великолепно принимали за рубежом, хотя (на мой взгляд) он ничего особенно интересного не создавал.
- Сканы из журнала «Советский Союз». 1967 год.
- Регина Збарская и фольк-тема.
В общем, советские идеи по части моды оказались, как минимум, дважды интересны западным кутюрье и западным модницам (Ламанова и Осмёркина/Зайцев). В России-которую-мы-потеряли ничего интересующего парижанок создано не было (кроме казаков и гусар 1812 года, разве что)! А вот серый Совок поди ж ты создал. Ага. Разумеется, это не отменяет ужасную работу фабрик и планового легпрома. Но мода и легпром - это две большие разницы.
- Просто в тему 1960-х - положительная советская молодёжь танцует
западные танцы и читает западные журналы, оставаясь...положительной
и - советской. Кинофильм «Июльский дождь».
|
</> |