Больше доблести в том, чтобы словами убивать войны, чем железом - людей.
diak_kuraev — 15.07.2023Sed majoris est gloriæ ipsa bella verbo occidere quam homines ferro, et acquirere vel obtinere pacem pace, non bello
Блаженный Августин. Письмо CCXXIX. К Дарию, 2.
Контекст:
В 427 году наместник (комит) Африки Бонифаций отлагается от Рима.
О нем очень высоко отзывался Прокопий Кесарийский: «Было два римских полководца, Аэций и Бонифаций, оба исключительной доблести и по опытности в военном деле не уступавшие никому из своих современников. Хотя они не имели согласия в том, как вести государственные дела, оба они были одарены таким величием духа и такими выдающимися качествами, что если бы кто назвал того или другого „последним из римлян“, он бы не ошибся. Ибо вся римская доблесть оказалась сокрытой в этих мужах» (Война с вандалами. 1.3.14).
Императрица Галла Плацидия, правящая от имени своего 9-летнего сына Валентиниана, посылает армию через море. В 428 году эта армия захватывает Гиппон. Епископ этого города – Августин. Понятно, что он принимает сторону Рима, а не Бонифация.
Августин уже старец (он умрет меньше чем через три года). Бонифаций в юности был его учеником. Поэтому Августин пишет (Письмо CCXX) откровенно. Впрочем, более всего Августин порицает Бонифация за его второй брак, вдобавок на арианке...
Но напоминания о прежних разговорах про принятие монашества и обсуждение текущего брачного статуса наместника (тут великий философ согласен лишь на развод), нужны для незаметного перехода к политике: «люди должны приписывать своим грехам великие бедствия, от которых страдает Африка». Перекинув такой мостик между темами чсатнымси и публичными, Августин призывает Бонифация к христианскому смирению и прекращению вражды с Римом.
В 429 году некий Дарий, офицер на службе у императрицы Плацидии, посылается на переговоры с Бонифацием. Ему также удалось заключить перемирие с вандалами, с чем Августин поздравляет его в том письме, откуда взята фраза для эпиграфа к этой главке.
Уже после смерти Авгстина, в 432 году, вандалы (ариане) побивают Бонифация, и он с остатками войска эвакуируется в Италию, где между ним и Аэцием разгорелась настоящая война («ingens bellum»). Видимо, в одном из сражений Бонифаций был смертельно ранен.
Так что миссию Дария все же нельзя назвать успешной. А полностью письмо Августина к нему таково:
«Ты имеешь радость вновь открыть для себя, и мы вместе с тобой, как в зеркале, открываем этот внутренний облик себя в том месте Евангелия, где Тот, Кто есть Истина, сказал: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими".
Военные люди имеют свое величие и свою славу, и не только те, которые наиболее отважны, но и, что поистине более достохвально, те, которые в бою показывают себя наиболее верными своему долгу: под защитой и с помощью Бога они усмиряют врага своим трудом и своим мужеством, и своими победоносными усилиями дают мир республике и провинциям.
Но славнее убивать войну словом, чем убивать людей железом, и побеждать и добиваться мира миром, чем войной.
Воюющие, если они добры, несомненно, стремятся к миру, но они добиваются его, проливая кровь; ты же послан для того, чтобы не проливать ничьей крови: Поэтому тебе выпала привилегия предотвратить то бедствие, которое другие вынуждены порождать.
Поэтому, мой заслуженно прославленный и дражайший сын во Христе, радуйся этому необычайно великому благословению, которое тебе даровано, и наслаждайся им в Боге, Которому ты обязан тем, что ты есть, и тем, что ты взялся за выполнение такой работы. Пусть Бог "укрепит то, что Он совершил для нас через вас"» (Письмо CCXXIX. К Дарию).
Взятая в отдельности и вынесенная мною в эпиграф фраза прекрасна и афористична. И даже может быть манифестом пацифизма.
Но она сказана Августином, который ранее уже призывал императорские армии для уничтожения раскольников-донатистов. И в целом это его письмо никак не осуждает ратные труды и подвиги.
Так что перед нами интересный памятник «переходного возраста» в жизни имперской Церкви: отдельные слова еще остаются миролюбивыми, но риторический майнстрим уже оправдывает и освящает войны.
Юноше Бонифацию в порядке частной беседы Августин говорил – «я не хотел бы, чтобы ты был в числе тех злых и нечестивых людей, которых Бог использует для того, чтобы поражать тех, кого хочет, болью». Но позже и официально он же восхваляет профессионального военного Дария и несомненно считает, что и этого доброго человека «Бог использует для того, чтобы поражать тех, кого хочет, болью».