Больше доблести в том, чтобы словами убивать войны, чем железом - людей.

топ 100 блогов diak_kuraev15.07.2023

Sed majoris est gloriæ ipsa bella verbo occidere quam homines ferro, et acquirere vel obtinere pacem pace, non bello

Блаженный Августин. Письмо CCXXIX. К Дарию, 2.

Контекст:

В 427 году наместник (комит) Африки Бонифаций отлагается от Рима.

О нем очень высоко отзывался Прокопий Кесарийский: «Было два римских полководца, Аэций и Бонифаций, оба исключительной доблести и по опытности в военном деле не уступавшие никому из своих современников. Хотя они не имели согласия в том, как вести государственные дела, оба они были одарены таким величием духа и такими выдающимися качествами, что если бы кто назвал того или другого „последним из римлян“, он бы не ошибся. Ибо вся римская доблесть оказалась сокрытой в этих мужах» (Война с вандалами. 1.3.14).

Императрица Галла Плацидия, правящая от имени своего 9-летнего сына Валентиниана, посылает армию через море. В 428 году эта армия захватывает Гиппон. Епископ этого города – Августин. Понятно, что он принимает сторону Рима, а не Бонифация.

Августин уже старец (он умрет меньше чем через три года). Бонифаций в юности был его учеником.  Поэтому Августин пишет (Письмо CCXX) откровенно. Впрочем, более всего Августин порицает Бонифация за его второй брак, вдобавок на арианке...

Но напоминания о прежних разговорах про принятие монашества и обсуждение текущего брачного статуса наместника (тут великий философ согласен лишь на развод), нужны для незаметного перехода к политике: «люди должны приписывать своим грехам великие бедствия, от которых страдает Африка». Перекинув такой мостик между темами чсатнымси и публичными, Августин  призывает Бонифация к христианскому смирению и прекращению вражды с Римом.

В 429 году некий Дарий, офицер на службе у императрицы Плацидии, посылается на переговоры с Бонифацием. Ему также удалось заключить перемирие с вандалами, с чем Августин поздравляет его в том письме, откуда взята фраза для эпиграфа к этой главке.

Уже после смерти Авгстина, в 432 году, вандалы (ариане) побивают Бонифация, и он с остатками войска эвакуируется в Италию, где между ним и Аэцием разгорелась настоящая война («ingens bellum»). Видимо, в одном из сражений Бонифаций был смертельно ранен.

Так что миссию Дария все же нельзя назвать успешной. А полностью письмо Августина к нему таково:

«Ты имеешь радость вновь открыть для себя, и мы вместе с тобой, как в зеркале, открываем этот внутренний облик себя в том месте Евангелия, где Тот, Кто есть Истина, сказал: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими".

Военные люди имеют свое величие и свою славу, и не только те, которые наиболее отважны, но и, что поистине более достохвально, те, которые в бою показывают себя наиболее верными своему долгу: под защитой и с помощью Бога они усмиряют врага своим трудом и своим мужеством, и своими победоносными усилиями дают мир республике и провинциям.

Но славнее убивать войну словом, чем убивать людей железом, и побеждать и добиваться мира миром, чем войной.

Воюющие, если они добры, несомненно, стремятся к миру, но они добиваются его, проливая кровь; ты же послан для того, чтобы не проливать ничьей крови: Поэтому тебе выпала привилегия предотвратить то бедствие, которое другие вынуждены порождать.

Поэтому, мой заслуженно прославленный и дражайший сын во Христе, радуйся этому необычайно великому благословению, которое тебе даровано, и наслаждайся им в Боге, Которому ты обязан тем, что ты есть, и тем, что ты взялся за выполнение такой работы. Пусть Бог "укрепит то, что Он совершил для нас через вас"» (Письмо CCXXIX. К Дарию).

Взятая в отдельности и вынесенная мною в эпиграф фраза прекрасна и афористична. И даже может быть манифестом пацифизма.

Но она сказана Августином, который ранее уже призывал императорские армии для уничтожения раскольников-донатистов. И в целом это его письмо никак не осуждает ратные труды и подвиги.

Так что перед нами интересный памятник «переходного возраста» в жизни имперской Церкви: отдельные слова еще остаются миролюбивыми, но риторический майнстрим уже оправдывает и освящает войны.

Юноше Бонифацию в порядке частной беседы Августин говорил – «я не хотел бы, чтобы ты был в числе тех злых и нечестивых людей, которых Бог использует для того, чтобы поражать тех, кого хочет, болью». Но позже и официально он же восхваляет профессионального военного Дария и несомненно считает, что и этого доброго человека «Бог использует для того, чтобы поражать тех, кого хочет, болью».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
О, страждущие и вопиющие!! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа. Со всем присущим прискорбием и нескрываемой радостью спешим сообщить вам, что: таки да, трэш-файты возобновляют свою работу!!! И новая бригада (непомерная) энтузиастов снова ...
Да, Вольво похоже еще большее ...
Про асов скандинавских саг я уже писал ранее, определить их этническую принадлежность просто, так как во всех исландских текстах они однозначно называются тюрками. Выяснить, кем могли быть их извечные противники и союзники Ваны намного сложнее, ибо любые предположения об их этносе можно ...
Шок-эффект. Поиск решения. Работа над ошибками. СКИДКА 25% на весь раздел для волос CP-1, 3 Seconds Hair Fill-Up, филлер для волос , 170 мл (5,74 жидк . унции ) Профи или масс-маркет? Профессиональные средства для волос ...
Протоиерей Николай Наслудов родился 18 мая 1954 г. в Киеве, С 1 сентября 1970 г. по 31 июля 1972 г. обучался в Киевской профессиональной технической школе обувщиков по профессии «наладчик швейных машин». После окончания училища был принят на работу на обувную фабрику № 6 г. Киева. В 1972 ...