Большая Морская ул., 11 Кирпичный пер., 6
taete — 01.12.2020По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Фальконе было уже пятьдесят лет. До поездки в Россию он был известен как автор признанных обществом скульптурных произведений. Из Парижа в Санкт-Петербург Фальконе отправился в сопровождении скульптора-резчика Фонтэна и семнадцатилетней ученицы Мари-Анн Колло. Над моделью "Медного всадника" Фальконе работал три года. Она велась в мастерской у скульптора, который квартировал в доме генерал-майора Альбрехта (дом №8 по Малой Морской улице). Во дворе этого дома можно было наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую "орловскую" породу.
Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову "Медного всадника". По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.
Большая Морская ул., 11 Кирпичный пер., 6
1776-1778 гг. жил Фальконе Э.-М.
https://www.citywalls.ru/house1872.html
Большая Морская ул., 19
работал Фальконе Э.-М.
https://www.citywalls.ru/house2258.html
Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. 12 марта 1769 году "гром-камень" рычагами водрузили на деревянную платформу. Дальнейшие работы по укреплению грунта проводилась летом 1769 года. Перемещение скалы началось 15 ноября. Просека была извилистой. Перевозка груза продолжались и в мороз и в жару. Работали сотни людей. Прямо на камне находилась кузница, где готовили необходимые инструменты. 48 каменотёсов продолжали придавать "гром-камню" необходимую форму. По суше скалу перетаскивали до 27 марта. На берегу залива к этому времени была построена дамба, уходящая в мелководье почти на 900 метров. Только там можно было перегрузить скалу на специальное плоскодонное судно - прам, способное перевозить груз весом более 2 500 тонн. У дамбы судно погрузили на дно на глубину 3,5 метра, после чего произвели погрузку камня. Всё лето продолжались попытки поднять груз, завершившиеся удачей только после находки де Ласкари. Он предложил подложить под камень две толстые продольные балки, которые распределили вес скалы по всему кораблю равномерно. Только после этого прам наконец-то всплыл.
Малая Морская ул., 8
работал Фальконе Э.-М.
https://www.citywalls.ru/house2342.html
Прам двигался по Финскому заливу при помощи силы 300 гребцов. Он проплыл по Малой Неве между Васильевским и Санкт-Петербургским островами, затем вошёл в Большую Неву. 11 октября "гром-камень" был перемещён на 43 метра по суше, превратившись в пьедестал для памятника Петру I. Ещё летом 1768 года здесь был сооружён фундамент из 76 свай. Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции Б. Эрсман. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся. Екатерина II рекомендовала Фальконе самому приняться за отливку. В конце концов скульптор изучил соответствующую литературу и принял предложение императрицы. В помощники себе он взял пушечных дел мастера Емельяна Хайлова. Перед этим, в марте 1773 года в отставку подал де Ласкари. На его место были назначены архитектор Ю. М. Фельтен и асессор К. Крок. Технология была очень сложна. Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке.
Малая Морская ул., 6
работал Фальконе Э.-М.
https://www.citywalls.ru/house2341.html
Неудача с отливкой статуи и последующие промедления в её исправлении испортили отношение императрицы и скульптора. Фальконе несколько раз обещал Екатерине завершить работу в ближайшее время, но постоянно нарушал свои обещания. В помощь к французу был приглашён часовых дел мастер А. Сандоц, восстанавливавший тогда после пожара часы на колокольне Петропавловского собора. Сандоц тщательно отчеканил поверхность памятника, фактически выполнив работу скульптора. Восстановить расположение императрицы Фальконе так и не удалось. В начале сентября 1778 года он уничтожил малую модель памятника и вместе с Мари-Анн Колло покинул город. Под руководством Фельтена пьедесталу была придана окончательная форма. Установкой "Медного всадника" на постамент руководил архитектор Ф. Г. Гордеев. После этого к скульптуре приделали голову всадника, под ноги коня поместили выполненную Гордеевым змею. "Медным всадником" скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А. С. Пушкин. Между тем, на самом деле она выполнена из бронзы. Но выражение "Медный всадник" стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга. Вес "Медного всадника" - 8 тонн, высота - более 5 метров.
https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/pam/medn-vsad
Невский пр., 15 Большая Морская ул., 14 Мойки наб., 59
мастерская и жил Э. М. Фальконе
https://www.citywalls.ru/house1562.html
Этьен Морис Фальконе (1 декабря 1716, Париж — 24 января 1791, там же) — французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. (W)
https://youtu.be/D8-nXnlZl-c
Этьен Фальконе — Стоит вспомнить
https://youtu.be/QRsXqz8BO_A
Загадка Медного всадника
https://youtu.be/Yx1B281-eR0
История создания
|
</> |