Божена Рынска как бессознательное орудие социальной гармонии

В чём, собственно, значимость оной Божены состоит? В регулярном отыгрывании классового антагонизма с регулярным же катарсисом, доставляемым ею низшим слоям социума.
Что я имею в виду.
В любом обществе есть богатые и бедные, и отношения между ними напряжённые и непростые. То есть на самом деле-то всё просто: у богатых есть то, чего нет у бедных, и чего бедным хотелось бы иметь. Но вот пережить этот факт очень сложно – когда у кого-то есть то, чего у тебя нет и никогда не будет. Причём, если регулярно не помогать бедным справляться со своими чувствами, они взбесятся и начнут кусаться. Поэтому психологическая помощь бедным оказывается регулярно и систематически. В разных формах, в зависимости от места, времени и эпохи. В Средневековье бедняки могли утешаться тем, что иерархию установил сам Бог, и к тому же у богатых и сильных больше шансов попасть в ад. В эпоху классического капитализма богатство стало считаться выражением личной доблести и готовности к риску – последнее подтверждалось газетными передовицами типа «ещё один разорившийся миллионер прыгнул с Бруклинского моста». Азиаты придумали порядки, при которых богатей ходит в обносках и пирует исключительно за закрытыми ставнями, чтобы не привлекать лишнего внимания… В общем, тему закрывали по-разному, но закрывали её всегда.
Современный способ утешения бедных – очень продуманная система. Во-первых, все слишком яркие ВНЕШНИЕ проявления богатства, воздействующие не на сознание, а на подсознание, купированы. Раньше богатство било в глаза: вот толстопузый богач в золотом хитоне, вот замурзанный бедняк с кровавой язвой на лице. И захочешь – а заметишь, не умом, а самой что ни на есть подкоркой, крокодильей частью мозга… Сейчас отличить миллионера от бедняка можно, только если знать, на что смотреть и «чего сколько стоит» - внешне они могут быть очень похожи. И этот в курточке, и тот в курточке, толстый – не богач, а бедняк, блескучие побрякушки – не на миллионерше, а на прошмандовке, и так далее. Конечно, всё это вычисляемо. Но, во-первых, бедные этого навыка лишены, и, во-вторых, вычисления на подкорку не воздействуют, по нутру не бьют… Если же что-то спрятать нельзя – скажем, роскошный ужин или гламурную вечеринку, - то всё это проходит в закрытых местах, куда бедный просто не сунется, или даже не узнает о существовании таковых мест.
Но этого мало. Бедные всё равно будут думать о богатых и их жировании, чего не увидят – сами домыслят. Поэтому используются утешения второго порядка. Бедным регулярно внушается, что богатые имеют те же проблемы (или даже БОЛЬШЕ проблем), что и бедные. Выражается это известной формулой «богатые тоже плачут». И более того: слёзы богатых солонее и горше.
Это «тоже плачут» и «их слёзы горше» отыгрывается в самых разных формах, начиная с одноимённого сериала и кончая скандальной хроникой. Бабонька в вязаной кофте читает – «от кинозвезды Анжелика Аум ушёл десятый муж», вздыхает и про себя думает – «вот ведь как оно бывает, всё у девки есть, а счастья-то женского и нету», и самодовольно поглядывает на пьяненького Васю у телевизора, который от неё уж точно никуда не денется… Вася тем временем смотрит боевик, где посетителей богатого ресторана расстреливают террористы, и под бровями у него зреет мысль, что родная кухня – место, что ни говори, безопасное. «И все довольны».
Теперь, наконец, о Божене.
Божена по жизни отыгрывает роль «богатой сучки» (то, что она совсем не богата, в данном случае роли не играет). Данная конкретная «богатая сучка» регулярно влипает в неприятные истории, о которых регулярно пишет, то жалобно, то раздражённо, но в любом случае видно, что все эти истории достают её до печёнок. И что самое интересное – проблемы, с которыми она сталкивается, близки и понятны самым что ни на есть социальным низам, самому что ни на есть «быдлу». Причём при столкновении с этими проблемами Божена ведёт себя куда более смешно и жалко, чем среднестатистическая баба в вязаной кофте.
В этом смысле последняя история с Рынской, можно сказать, архетипична.
Пьяное хамло прихватило неосторожную бабёнку за жопито – ситуация, характерная именно что для «быдляцкого» мира. Статусные люди от таких унижений защищены своим статусом – ну, по крайней мере, так думают люди попроще. Как вдруг! Потная рука хама запросто шарит в тёплом местечке неприкосновенной гламурной богини. И что же богиня? Испепеляет мерзавца взглядом, звонит убийцам, или хотя бы визжит и рыдает (стандартный ритуал возбуждения мужских чувств, известный каждой дурочке с переулочка)? О нет, она ведёт себя – даже по меркам «быдляцкого мира» - как идиотка с куриными мозгами: сначала качает права (безрезультатно), потом тычет в обидчика электрошокером (который у неё в результате ещё и стыбзили, гы-гы), настраивает против себя всех, и в результате влипает в некрасивую историю. Подробности которой сама же выкладывает в сеть и всячески распространяет.
Что чувствует «тётка из народа», читая этакое? Да понятно что: смесь сочувствия (потому что любая женщина отлично понимает чувства облапанной), злорадства (потому что Божена работает именно под «суку» и «задаваку», и сделала всё возможное, чтобы её ненавидели), ну и собственного превосходства (потому что Рыньска выставилась дурой и козой безрогой). В сумме получается что? Правильно, катарсис.
Нет, я не считаю, что Божена всё это вытворяет сознательно. Она по жизни такая. Но если посмотреть на неё как на своего рода социальный громоотвод…
В общем, разного рода «абрамовичам» надо Божену беречь. Она - полезная.
Единственное, чего не хватает Рынске для идеального исполнения означенной роли – это врагини-антагонистки. Божена это даже чувствует, и инстинктивно ищет себе достойную соперницу. Татьяна Толстая на эту роль не подошла, слишком уж разные весовые категории.
Поэтому стоило бы запустить на орбиту какую-нибудь Моложану Свинску, скажем. И чтобы они с Боженой друг друга терпеть не могли и регулярно дрались в «Симачёв-баре». По-бабски, с визгом, с выдиранием волосьев и пинками каблуков. Ну и чтоб гадили друг на друга в жежешечках, а также на страницах газет. А потом отчаянно плакались своим фэн-клубам, размазюкивая по щёчкам дорогую косметику.
Вот тогда-то и свершится социальная гармония, полная и окончательная.
)(