Боинг-747: 50 лет в небе

топ 100 блогов varlamov.ru21.02.2019 Боинг-747: 50 лет в небе

Современный самолёт – это одно из самых сложных изделий, которые созданы человечеством. Ключевое слово здесь – "современный". Сделать самолёт как у братьев Райт сегодня могут и любители с маленьким бюджетом. А вот создать современный, конкурентоспособный пассажирский самолёт – удел единиц. Современные пассажирские самолёты – это воплощение всех передовых инженерных идей, подчинённых эффективности и надёжности. Но, как показала история, важно не только создавать, но и предугадывать востребованность машины рынком.


Боинг-747: 50 лет в небе

Полвека назад свои первые шаги в небо сделал легендарный Боинг-747. 30 сентября 1968 года произошла первая выкатка из цеха. 9 февраля 1969 года состоялся первый полёт. Уже 1 января 1970-го Боинг-747 выполнил первый коммерческий рейс в ливрее авиакомпании Pan American Airways.
Боинг-747: 50 лет в небе

Боинг-747: 50 лет в небе

60-е годы XX века отметились бурным ростом пассажирских авиаперевозок. Реактивная авиация сократила расстояния, а современные технологии делали билеты всё доступнее. В то же время под впечатлением роста скоростей перевозок многие грезили сверхзвуком. Казалось очевидным, что раз за последние два десятка лет поршневые самолёты сменились реактивными, а скорость возросла до 1000 км/ч, то теперь пора перешагнуть за сверхзвуковой барьер и поднять скорость ещё в два раза, до 2000 км/ч. Так родились уникально быстрые пассажирские самолёты "Конкорд" и Ту-144, которые не вписались в рынок и в реальные потребности пассажиров.
Боинг-747: 50 лет в небе

Концепция Боинга-747 родилась в авиакомпании Pan American. Одна из крупнейших авиакомпаний мира десятью годами ранее стала первым заказчиком революционного Боинг-707. К середине 60-х Pan American стало мало Боинга-707, и она попросила сделать новый самолёт, который будет в два раза больше и сможет перевозить в четыре раза больше пассажиров. Между Boeing и Pan American была заключена договорённость: "Если вы купите, мы построим".
Боинг-747: 50 лет в небе

Изначально предполагалось наличие двух полноценных пассажирских палуб, как у А-380. Но тогда возникли проблемы с эвакуацией пассажиров. По правилам, при экстренной эвакуации все пассажиры должны покинуть самолёт за 90 секунд. На тот момент этот показатель обеспечить не получалось, и от полноценной длинной палубы отказались. Так Боинг-747 получил свою характерную горбатую форму.
Боинг-747: 50 лет в небе

Несмотря на то, что Боинг-747 заказывали под рост авиаперевозок сами авиакомпании, считалось, что медлительные гиганты вскоре проиграют сверхзвуковым самолётам. Поэтому изначально в конструкцию Боинга-747 закладывалась возможность переоборудования под грузовые перевозки. Кабина пилота должна была находиться высоко наверху для увеличения габаритов перевозимых грузов.
Боинг-747: 50 лет в небе

Для сборки самого большого в мире (на тот момент) пассажирского самолёта был построен новый завод в городе Эверетт с самым большим по площади и объёму промышленным зданием – оно занимало 399 480 кв. метров. Завод обошёлся "Боингу" в 200 млн долларов. Сроки реализации проекта оказались настолько агрессивны, что первый макет Боинга-747 был построен ещё до того, как закончили делать крышу завода. Сегодня на этом предприятии работает более 30 000 человек.
Боинг-747: 50 лет в небе

Проект самолёта-гиганта оказался очень дорогим. "Боинг" с трудом получил кредиты на его завершение. Долг компании превысил 2 млрд долларов и оказался больше, чем у любой другой компании в мире. Но в итоге огромная прибыль от реализации проекта окупила все затраты.
Боинг-747: 50 лет в небе

Боингу-747 с самого начала в затылок дышали конкуренты. 747-й стал первым широкофюзеляжным самолётом в мире. Вторым стал McDonnell Douglas DC-10, взлетевший в 1970 году. Третьим – Lockheed L-1011 TriStar, который тоже полетел в 1970-м. В авиакомпаниях считали, что трёхмоторные DC-10 и TriStar окажутся более эффективными, чем огромный четырёхмоторный Boeing. Но в итоге DC-10 остался только у военных и в грузовой версии, TriStar летает вообще в единичных экземплярах, а Боинг-747 по сей день производится в новых модификациях.
Боинг-747: 50 лет в небе

Над Боингом-747 работало 50 000 человек. Самолёт по сей день впечатляет своими размерами. Например, братья Райт во время первого полёта сумели перелететь всего на 36,5 метра, во время второго и третьего – на 52 и 60 метров. Первые Боинги-747-100 имели длину 70 метров, а размах крыла – 60 метров. У современной модификации Боинг-747-8 длина выросла до 76 метров, а размах крыла – до 68 метров. Высота самолёта – почти 20 метров. При герметизации кабины самолет перевозит тонну воздуха. Багажный отсек вмещает до 3400 единиц багажа. Боинг-747-8 состоит из 6 млн деталей, которые производятся в 33 странах. Общая длина проводов и кабелей составляет от 240 до 280 км в зависимости от модификации. Заправка 747-го – до 240 000 литров топлива (это почти 200 тонн).
Боинг-747: 50 лет в небе

Размеры самолёта вызывали опасения, что он не сможет эксплуатироваться в стандартных аэропортах, что ему понадобится взлётно-посадочная полоса существенно больших размеров, чем Боингу-707. Но благодаря сложной механизации крыла 747-й смог работать из существующих аэропортов. Трёхсекционные закрылки Фаулера увеличивают площадь крыла на 21%, а подъёмную силу – на 90%.
Боинг-747: 50 лет в небе

Первые модификации Боинга-747 имели проблемы с так называемым флаттером в крыле. На высоких скоростях возникали вибрации, которые грозили разрушением крыла. Проблема была решена весьма оригинальным путём. В крыле был размещён груз, который устранял флаттер. Балласт представлял собой 1500 кг обеднённого урана.
Боинг-747: 50 лет в небе

Боинг-747 оказался настолько революционной для гражданской авиации машиной, что при прохождении сертификации понадобилось создать новое учебное устройство – так называемый "Фургон Уодделла". На грузовике был установлен макет кабины самолёта, располагавшийся на высоте как у настоящего Боинга-747. Тренажёр был необходим, чтобы пилоты учились управлять самолётом с непривычной высоты.
Боинг-747: 50 лет в небе

Помимо огромных размеров, нового уровня комфорта и эффективности, Боинг-747 получил новый уровень безопасности. Многие системы многократно дублировались. На самолёте было внедрено четырёхкратное резервирование гидравлических систем. Боинг-747 получил четыре основных стойки шасси. Эксплуатация возможна при двух нерабочих стойках. Самолёт сертифицирован для полётов на трёх двигателей – даже при отказе на разбеге одного двигателя допускается продолжение полёта до аэропорта назначения.
Боинг-747: 50 лет в небе

У Боинга-747 стреловидность крыла составляет 37,5 градусов. Это больше, чем у любого другого коммерческого авиалайнера в мире. По скорости он тоже опережает другие самолёты. Крейсерская скорость 747-го – 915 км/ч. Максимальная может достигать 988 км/ч.
Боинг-747: 50 лет в небе

Боинги-747 уже перевезли более 5,6 млрд человек и преодолели около 80 млрд километров. К декабрю 2018 года было построено 1548 Боинг-747 всех модификаций.
Боинг-747: 50 лет в небе

Боингу-747 по сей день принадлежит рекорд по количеству перевезённых пассажиров. В мае 1991 года Израиль экстренно эвакуировал эфиопских евреев из Эфиопии. За 36 часов было вывезено 14 325 человек. В операции "Соломон" приняли участие 34 самолёта, выполнивших 41 рейс. В один из рейсов Боинг-747 перевёз 1122 человека, хотя самолёт был рассчитан на 480 пассажиров. Во время полёта родились два младенца.
Боинг-747: 50 лет в небе

В то же время 747-му принадлежат и отрицательные рекорды по количеству погибших в одной катастрофе. 27 марта 1977 года на Тенерифе столкнулись сразу два Боинга-747. К ужасной катастрофе привело стечение большого количества обстоятельств. Перегруженность аэропорта Лос-Родеос из-за теракта в основном аэропорту, погодные условия, проблемы коммуникации между пилотами и диспетчерами, ошибки экипажа одного из самолётов – в итоге погибли 583 человека.
Боинг-747: 50 лет в небе

12 августа 1985 года произошла вторая по количеству жертв авиакатастрофа. За семь лет до катастрофы Boeing-747SR-46 (японская маршрутка) получил небольшое повреждение, которое потребовало ремонта. Ремонт был выполнен некачественно. В месте повреждения за годы полётов накопилась усталость металла, что в итоге привело к разрушению силовых элементов в хвостовой части. У самолёта полностью оторвало киль и был повреждён горизонтальный стабилизатор. 32 минуты экипаж пытался посадить практически неуправляемую машину, но в итоге самолёт врезался в гору. Погибло 520 человек.
Боинг-747: 50 лет в небе

У Боинга-747 огромное количество модификаций. Самолёт за 50 лет жизни выпускался для самых разных как массовых, так и специфических задач, и претерпел несколько крупных модернизаций. Боинги-747 можно разделить на три основных поколения. Первое – сотый, двухсотый, трёхсотый варианты. Второе поколение – это четырёхсотые. Третье поколение – восьмёрка. Внутри поколений существует множество модификаций: с большой дальностью, с малой, с различной длиной фюзеляжа, грузовые варианты. А ещё есть специфические модификации для специальных задач.
Боинг-747: 50 лет в небе

Например, Evergreen 747 Supertanker. Это самый большой пожарный самолёт в мире. Он берёт на борт почти 76 тысяч литров химический смесей для тушения огня. В настоящий момент в строю находится один такой самолёт. При сбросе жидкости он создаёт полосу длиной почти 5 км и шириной 46 метров.
Боинг-747: 50 лет в небе

Боинг-747: 50 лет в небе

Boeing-747 Dreamlifter создан специально для перевозки деталей Boeing-787 Dreamliner. Dreamlifter до появления Airbus Beluga XL имел самый большой объём грузового отсека.
Боинг-747: 50 лет в небе

NASA на базе Boeing-747SP сделали себе летающую обсерваторию SOFIA. Самолёт предназначен для инфракрасных астрономических наблюдений на высоте 12 км.
Боинг-747: 50 лет в небе

Ещё для NASA был создан самолёт, чтобы перевозить челноки Space Shuttle.
Боинг-747: 50 лет в небе

И, конечно, мимо Боинга-747 не могли пройти военные. Они по достоинству оценили его грузоподъёмность и дальность. В первую очередь упоминания заслуживает Борт номер один – самолёт президента США VC-25. Два таких самолёта были созданы в конце 80-х годов. Постройка одного VC-25A обошлась в 325 млн долларов. Самолёт при полной заправке способен доставить с максимальным комфортом 70 пассажиров на расстояние 12 600 км. С дозаправкой в воздухе он может летать несколько дней. Помимо президентского уровня комфорта, самолёт оснащён всеми возможными системами связи, военными системами радиоэлектронной борьбы и противоракетной обороны. Один час полёта VC-25A в 2014 году стоил 211 000 долларов. В настоящий момент для замены президентских самолётов делаются два новых VC-25В. Интересной деталью стало то, что самолёты президента США делаются из Боингов-747-8, которые ранее были заказаны российской авиакомпанией "Трансаэро". Два VC-25B обойдутся американским налогоплательщикам почти в 4 млрд долларов.
Боинг-747: 50 лет в небе

Ближайшим собратом VC-25 являются E-4B – воздушные командные пункты, или "самолёты судного дня". E-4B предназначены для перевозки высших лиц государства и командования вооружёнными силами. Они не такой роскошные, как президентский борт, зато до отказа напичканы всевозможной военной электроникой. E-4B может находиться до недели в воздухе при условии дозаправок. Всего построено 4 самолёта, один из них постоянно находится в готовности к взлёту за несколько минут. Экипаж составляет от 60 до 114 человек.
Боинг-747: 50 лет в небе

Один Боинг-747 был переоборудован в Boeing YAL-1 – специальный самолёт для испытаний воздушного лазера. Химический лазер мегаваттного класса испытывался на уничтожении баллистических ракет. До боевого состояния система так и не дошла.
Боинг-747: 50 лет в небе

На базе Боинга-747 было несколько любопытных военных проектов, которые так и не не были реализованы. Например, 747 CMCA. На Боинге-747 предполагалось разместить от 50 до 100 крылатых ракет AGM-86 ALCM на барабанных пусковых установках. Проект свернули в пользу стратегических бомбардировщиков B-1B.
Боинг-747: 50 лет в небе

В 1974 году Boeing предложил проект авиационного ракетного комплекса MC-747. Планировалось его оснащение либо 4 межконтинентальными баллистическими ракетами по 45,4 тонны, либо 8 малогабаритными ракетами по 22,3 тонны. Дальше набросков дело не пошло.
Боинг-747: 50 лет в небе

В начале 1970-х существовал и ещё более экзотический проект "воздушного авианосца". Внутри 747-го предполагалось создать двухуровневый ангар, где должны были размещаться лёгкие истребители с небольшой дальностью. Истребители стартовали с носителя и после завершения боя возвращались назад на самолёт-авианосец. Дальше обсуждений и набросков дело тоже не двинулось.
Боинг-747: 50 лет в небе

Боинг-747: 50 лет в небе

В конце 1970-х над закупкой Боингов-747 задумались в СССР. Их собирались использовать на межконтинентальных маршрутах, таких как Нью-Йорк – Москва. Планы так и не были реализованы, но сохранились рекламные рисунки 747-го в ливрее "Аэрофлота".
Боинг-747: 50 лет в небе

В России первым и единственным эксплуатантом пассажирских Боингов-747 стала авиакомпания "Трансаэро". На момент прекращения деятельности у "Трансаэро" было 20 штук Боинг-747. Сейчас пять из них летает в аэрофлотовской дочке "Россия".
Боинг-747: 50 лет в небе

Крупнейший грузовой авиаперевозчик России AirBridgeCargo использует 17 грузовых Боингов-747 второго и третьего поколения. В мае 2018 года представители группы компаний "Волга-Днепр" (в которую входит AirBridgeCargo) объявили о покупке в ближайшие 10 лет 70 самолетов Boeing и Airbus.
Боинг-747: 50 лет в небе

Взлетевший полвека назад Боинг-747 совершил переворот в авиастроении. Вместительный самолёт обрушил цены на билеты, сделав авиаперевозки доступными многим людям. Инженеры Boeing задали новые стандарты безопасности. 747-й стал обязательным атрибутом для мировых авиакомпаний, привлекая пассажиров новым уровнем роскоши и комфорта. И, конечно, Боинг-747 выделяется совершенно уникальным внешним видом. Многие пассажиры неспособны внешне отличить один пассажирский самолёт от другого. Но Боинг-747 известен практически всем и мгновенно выделяется в любом аэропорту мира. И несмотря на то, что сегодня он проигрывает в эффективности новейшим Boeing 787 и Airbus A350, Боинг-747 ещё долгие десятилетия будет оставаться в небе.
Боинг-747: 50 лет в небе

Советский Союз, которым можно и нужно гордитьсяБоинг-747: 50 лет в небе Ту-144: почему не взлетел "русский Конкорд"Боинг-747: 50 лет в небе

Зачем нужен такой огромный самолетБоинг-747: 50 лет в небе "Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"Боинг-747: 50 лет в небе

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 19:38

https://bit.ly/2Ta0wz6
Само-наполняемый сайт за 37 минут (VIP)
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
"СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ". Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. С молоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело;... Тут соседи беспокоить Стали старого царя, Страшный вред ему ...
- Здравствуйте! Мне пожалуйста один горшочек травы. - Вам какую? У нас их три. - А, давайте все! Испробуем) В какой-то момент, кот стал есть наши растения, не новость, многие грызут по-тихому) В первый раз мы приобрели вот такую траву , кот понюхал ее и пошел дальше по своим ...
И, как ни странно, это не совсем преувеличение) Недавно мы побывали в парке Новомосковска на месте, которое отмечено камнем и надписью. И воды там нет – Дон совсем пересох) ...
К новогодне-рождественским праздникам начинаю готовиться еще в ноябре. Нет, не деньги коплю, а заготавливаю всякие сухофрукты, муку, шоколад и т.д. и т.п. Потому что мои подарки ...
Неоднократно ловил себя на мысли, что обычное простое грубое хамство – это, конечно, неприятно. Но вот утонченное, интеллигентское, высокомерное хамство, выраженное без единого матерного и даже без единого формально грубого слова и даже с употреблением «Вы» с большой буквы – это не ...