Боги древних религий. Роль животных в Библии
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Есть религии, в мифологии которых животные играют активную роль. Где есть священные животные, боги - подобные животным и т.д. Не иудаизм. В самом начале Библии, в истории Адама и Евы действует некий Змей (не факт, что животное) - и на этом активная роль животных заканчивается. Некоторых из них - саранчу и вшей - Бог использует в качестве биологического оружия. А в остальном животные упоминаются главным образом в контексте можно ли евреям их есть и приносить в жертву. Ну а собственно - как иначе? Это ведь только человек обладает душой и разумом, а не животные. Язычники это не понимают - ну так на то они язычники
Есть, однако, в Библии несколько эпизодов, не укладывающихся в эту концепцию. Один из них весьма примечателен. История пророка Валаама. Живет себе пророк Валаам и присылает ему царь Моава Балак своих послов. Балак готовится к войне с евреями и просит Валаама проклясть евреев. Какое-то время Валаам отказывается (скорее всего - набивает себе цену), но, после нескольких раундов переговоров с все новыми дарами и предложениями они договариваются. Валаам седлает свою верную ослицу и едет в Моав. По дороге ослица объясняет Валааму, что он не прав. Приехав в Моав, Валаам говорит "я попробую, но ничего не обещаю", после чего пытается проклясть, но вместо этого - благословляет. Вот текст оригинала с переводом на английский: https://mechon-mamre.org/p/pt/pt0422.htm#1
А перевод на русский или церковно-славянский найдите сами.
Странности бросаются в глаза. Разберем по порядку.
1. Оказывается, у язычников тоже были пророки. Как такое может быть?
Очевидный ответ - способность к пророчеству с принадлежностью к Истинной Вере не связана. А связана с чем-то совсем другим.
2. Почему Богу так важно, чтобы Валаам не проклял евреев?
Ведь и проклятие и благословение - это не некий акт колдовства. Это как бы обращение в некую высшую инстанцию (т.е. к Богу же), которая рассмотрит обращение и примет решение. По крайней мере, так учат богословы - и иудейские и христианские. Так в чем проблема? Пусть себе этот клоун бормочет свои проклятия - кому какое дело?
На самом деле, все просто. Иудаизм - он конечно же монотеизм, но вот насколько евреи были монотеистами на момент завоевания Канаана - большой вопрос. Скорее всего - в той же степени, в какой советские люди были атеистами. Скорее всего, общее отношение было - наш Бог помогает нам, их боги помогают им. Богословы - это они через 1000 лет все объяснили и еще через сколько-то веков их объяснения приняли. А тогда, произнеси Валаам свои проклятия, это произвело бы впечатление и на моавитян и на евреев.
3. Ну а теперь - главное.
Нас учат, что Бог дал человеку свободу выбора и никогда на нее не покушался. Бог дал человеку способность различать добро и зло, а дальше человек решает сам. Бог не пытается остановить творящих зло, не пытается заставить их стать добрыми. Это их выбор. И добрые, если они вдруг ведут себя неправильно, это опять же их выбор. За который следует кара, но который тем не менее имеется. По крайней мере, так учат богословы - и иудейские и христианские.
Но может все это когда Богу не важно как пойдет дело? А вот там где ему важен результат? Ладно, разберем случай, где Богу был очень важен результат.
Исход евреев из Египта.
Фараону говорят "Отпусти народ мой", фараон отказывается - и что? Бог начинает на фараона давить. Как? А он наказывает египтян. Не совсем, правда, понятно за что. За то что они живут в Египте? Получается - так. За то что они живут в Египте, которым правит фараон, который не хочет делать то, что очень нужно Богу.
На момент истории с Валаамом Моисей уже умер, а будь жив - наверное очень удивился бы. А что, так тоже можно?
Вместо всех 10 казней, взять да попросить фараонову ослицу объяснить все фараону. А не поймет - тоже не беда. Захочет фараон сказать свое "Ша, никто никуда не уходит. За работу, товарищи! Соломы на кирпичи не дам, но вы держитесь" - а вместо этого получится "Ступайте и служите своему Богу. Можете взять наше золото - в дороге пригодится."
Очевидный вывод.
В истории с Валаамом действует совсем другая сила. Та, которая города не уничтожает, потопы не насылает, но вот взять да слегка подкорректировать сознание нужного человека - это она может. А еще она может управлять животными.
|
</> |