Бог есть. Все позволено.

топ 100 блогов diak_kuraev14.11.2022 Прочел книгу Ивана Кривушина «Сто дней во власти безумия», про Геноцид в Руанде весной-летом 1994 года. Много всего читал про Руанду, но тут все собрано вместе и концентрированно. Возможно, это самое тяжелое, что мне когда-либо приходилось читать в жизни. Конспективно запишу важные вещи. (Меня история геноцида интересует прежде всего процессами работы с последствиями, но нельзя же заниматься последствиями событий, не ознакомившись с самими событиями.)

Сначала эмоциональный момент, несущественный, но тем не менее. Это сильно действует как база для сравнения. Дада, это ужасный аргумент, сравнивать трагедии бессмысленно и отчасти бесчеловечно, каждая трагедия несравнима, но («BUT» - broken water dam meme). И когда мы, наблюдая какую-нибудь очередную новость российской политики, привычно восклицаем, что вот мол «дна нет» - не надо рассуждать про дна-нет, не почитав про Руанду (а также Либерию и тд и тп). Чего стоит известная история Полин Ньирамасухуко, женщины-министра по делам семьи и поддержки женщин, которая, выступая перед собирающимися отправляться на дело интерахамве (отрядами народного ополчения хуту, основными исполнителями резни тутси), призвала их «прежде чем убить женщин, изнасиловать их», а в другом эпизоде она привезла для интерахамве в своей машине бензин, чтобы облить им женщин тутси и сжечь. Министр по делам семьи и поддержки женщин! Ну или когда интерахамве резали стариков, детей и младенцев и беременных женщин, потом делали перерыв на молитву (ну все же добропорядочные христиане, нельзя не помолиться), а потом продолжали дальше. Есть еще вопросы про дно?

Про церковь вообще много жутких историй. Руанда одна из наиболее христианизированных стран Африки, с большим перевесом католиков (уж не знаю, что это говорит про христианство). И церковные структуры там были довольно сильно интегрированы с государством. Ну и когда все началось самостоятельности у церкви и ее деятелей было довольно мало и все раскололось по этническому признаку - христиане хуту, в том числе клир, вели себя как ауту, то есть резали тутси. Церкви традиционно были местом неприкосновенным, где жертвы резни искали убежища в больших количествах. Но в этот раз все барьеры были сломаны и как раз в церквях и монастырях происходили самые кровавые расправы и происходили. И был например эпизод, когда священник-ауту сам сел в бульдозер и сравнял с землей храм, где прятались его единоверцы.
И да, когда все закончилось, начался очень заметный уход верующих из католической церкви в первую очередь и в меньшей степени из протестантской - в пользу пятидесятников, а также очень заметно выросло число мусульман (имамы довольно последовательно пытались противостоять резне и отказывались проводить различие по племенному признаку).

Пример Руанды очень ярко показывает, как велика роль власти в высвобождении самых низменных страстей у народа. Человек конечно существо слабое и грешное, но он по природе же склонен слушаться старших - начальство, власти, законов. И когда все эти структуры говорят ему «можно» - вот тогда человек, а тем более человеческая масса превращается в настоящих демонов. То есть у власти и политиков есть ни с чем несопоставимые возможности для превращения человека в чудовище. Причем, это там тоже очень ярко видно, для этого власти совсем не обязательно призывать резал и насиловать (это могут сделать СМИ), власти достаточно промолчать в ответ на просьбу прокомментировать преступный эпизод, или высказаться неопределенно. Это мгновенно и однозначно считывается как санкция на продолжение и усугубление беззакония. К слову о многолетних комментариях власти и конкретно президента «это не наша компетенция, идите в суд» - вот ровно так выглядит санкционирование преступления и ровно это юридически расценивается как соучастие в них.

Кейс Руанды - ярчайшая иллюстрация роли пропаганды в подготовке насилия и раскручивали его маховика. Технические возможности не позволяли развернуть в стране нормальное телевещание и распространять газеты, кроме того население было в значительной степени неграмотным, а потому одно единственное радио, "Свободное радио Тысячи холмов", стало почти единственным рупором организаторов геноцида. И его роль в превращении жителей страны в поехавших безумцев, жаждущих крови своих соседей и недавних друзей, огромна. Есть знаменитое исследование (у Кривушина правда про него нет, и его результаты недавно подвергли сомнению), согласно которому в тех зонах страны с холмистым рельефом, куда радио сигнал доходил, число осужденных за убийства было больше, чем в зонах куда сигнал не доходил. То есть это буквально радио, превращавшее людей в убийц. Все сотрудники радио получили пожизненное, и надавали много интересных интервью.�
Там еще черточка важная про то, что (потому ли, что есть все же какие-то общечеловеческие предоставления о добре и зле и барьеры) в официальной риторике чиновников и отчасти СМИ призывы убивать все же старались вуалировать. Это называлось «работать», делайте вашу работу». Знакомо, правда? «Работайте, братья!» Приветы Марго и всей честной компании.

Наконец, кейс Руанды со всей очевидностью демонстрирует, как работает мобилизация масс. Она может иди только по нарастающей, и если процесс пошел, политик, который попытается его свернуть, сразу окажется смят поднятой им самим волной. В Руанде было множество примеров, когда даже вполне умеренные и все понимающие чиновники превращались в убийц, потому что по мере нарастания кровавого безумия, каждый, кто в нем даже просто не участвует, оказывается врагом, и даже стоять в стороне после известного момента уже невозможно - либо ты убиваешь, либо убивают тебя. Тут тоже можно провести много интересных параллелей с происходящим сейчас.

Ну и это отдельно жуткий пример бездействия всего мира, на глазах у которого вырезают сотни тысяч людей. Потому что государства, особенно те, чье вмешательство может быть эффективным, зависят от общественного мнения своих граждан, а гражданам страна в центральной Африке на фиг не сдалась. (У Кривушина очень пронзительная параллель с ситуацией вокруг бывшей Югославии, когда мировые СМИ и лидеры стран спать не могут переживают за этнические чистки в Боснии, а прямо в это время хуту дорезают тутси.) Но и потому что вообще механизмов «вмешательства во внутренние дела суверенных государств» не существует. Параллели опять же очевидны.

И в продолжение этого, большой и важный вопрос уже не к политикам, а ко всем, так сказать, нам - как так вышло, что геноцид в Руанде, в ходе которого интенсивность уничтожения людей превышала интенсивность в ходе Холокоста, не стал даже отчасти сопоставимой культурной травмой для просвещенного человечества. Ну понятно, одно дело центр Европы, а другое какая-то дикая страна в центре Африки. Вопрос, понятно, риторический.
Николай Эппле

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Псто про то, как Дмитрий Сергеевич за 20 000 рублей на концерт любимой группы сходил :) Мммммм... Ну, скажем честно, сделать концерт Naka в Москве - это было принципиальным решением. Идея вертелась в голове два года, стучалась о стенки черепного ...
Задумалась тут, пользуюсь ли я этим милым способом остаться непонятой. Нет, не пользуюсь. Ну то есть, если я и намекаю, то тут же уточняю - мол, это намек. И даже добавляю - на что конкретно. Наверное, я слишком прямолинейная? Не бывать мне женщиной-загадкой...)) А у вас как? Девочки, на ...
Осень наступила прямо на мозоль, Тучками накрыло всю Землю кругом. Сяду на скамеечку, подотру соплю. Блин, ну как же, осень, я тебя люблю! (С) Вспоминая эти строчки я вам передаю настроение праздника, который у нас вероломно украли, опошлив достижения Великой страны, кучка нуворикшей ...
В годы, когда президент Соединенных Штатов Авраам Линкольн был еще только простым адвокатом, при его участии произошел случай, вошедший в историю американской юриспруденции: один из секретарей суда был оштрафован за оскорбление суда. Дело было так. Линкольн вошел в зал после начала ...
Камрад gosisa доставил сегодня ролик Я, надо сказать, видывал африканского слонка в его естественной среде. Даже с расстояния метров 40, даже из джипа, даже если с тобой рядом сидит рейнджер с автоматом - это вызывает оторопь. А тут... У парочки ...