Бочка с мотором

топ 100 блогов vikond6513.08.2017 Бочка с мотором gee_bee_model_r_super_sportster_by_emigepa-d4sutp4

Ровно 85 лет назад, 13 августа 1932 года, впервые поднялся в воздух гоночный самолет Грэнвил "Джи Би" R-1. Несмотря на забавный внешний вид, эта машинка оправдала свое назначение. Уже 3 сентября летчик Джеймс Дулиттл установил на ней мировой рекорд скорости для сухопутных самолетов, разогнавшись до 477 км/ч. Это было почти в полтора раза больше, чем у лучших тогдашних истребителей.

Такого результата удалось достичь, несмотря на применение звездообразного мотора с большим "лбом", неубирающееся шасси и крыло с расчалками, создававшими дополнительное аэродинамическое сопротивление. Разработчики "Джи Би" - братья Грэнвил сделали ставку на максимальное уменьшение геометрических размеров машины, фактически представлявший собой хорошо закапотированный мотор с крохотной кабинкой пилота и маленькими крылышками. Таким образом достигалось сижение сопротивления трения. Этому же способствовало тщательное выравнивание и полировка всех наружных поверхновтей.

Самолет с предельно коротким фюзеляжем и высокой нагрузкой на крыло получился недостаточно устойчивым и довольно опасным. Оба построенных экземпляра R-1 и R-2 разбились в 1933 году, похоронив под обломками своих пилотов. Однако их концепция, несомненно, оказала влияние на других разработчиков скоростных машин, в том числе - на Николая Поликарпова, который, как раз, в 1933 году проектировал свой знаменитый истребитель И-16.

Некоторые авторы даже писали, что И-16 был чуть ли не копией "Джи Би", приспособленной под военное применение. Разумеется, это не так, хотя, сходство прослеживается. Особенно оно заметно на ЦКБ-12 - первом прототипе "ишака", впервые взлетевшем 30 декабря 1933 года. Тот же максимально укороченный фюзеляж с маленькой закрытой кабиной и широким цилиндрическим капотом, обусловленным большим диаметром мотора (кстати, наверное, мало кто знает, что И-16 был самым коротким истребителем Второй мировой войны).

Правда, Поликарпов снабдил машину значительно увеличенным, по сравнению с "Джи Би", крылом и оперением для обеспечения более-менее приемлемой для истребителя маневренности и устойчивости. Тем не менее, за счет короткого плеча выноса рулевых поверхностей И-16 получился излишне "вертлявым" и сложным в управлении, из-за чего произошло множество аварий. Летчики шутили (или не совсем шутили), что тот, кто освоил И-16, в дальнейшем сможет безбоязненно летать на чем угодно.

В общем, нельзя сказать однозначно, было ли оправданным в боевой машине заимствование концепции гоночного "летающего бочонка". Думаю, споры на эту тему будут идти еще долго.

Бочка с мотором 7e583cdcdc45de244b6c3082151d47d5

Предшественник "Джи Би" R-1 - самолет "Джи Би" модель Z, построенный в 1929 году и достигший скорости 435 км/ч.

Бочка с мотором 66bb5cdf27b00ee335493d1a84a3898d
 R-1 в разрезе. Видно, что самолет имел смешанную конструкцию с деревянным крылом и оперением.

Бочка с мотором SI-2003-3756p

Джеймс Дулиттл, установивший на "Джи Би" мировой рекорд скорости.

Бочка с мотором 11054176704_5f70263897_b

Дулиттл вылезает из кабины "Джи Би" через откидную дверь в правом борту. В аварийной ситуации дверь сбрасывалась, но летчик Рассел Бордман, который разбился на этой машине, не смог воспользоваться парашютом.

Бочка с мотором granville_p_45_by_mercenarygraphics-d35dmmx
ЦКБ-12 и американский истребитель Р-45, сделанный на базе "Джи Би". Впрочем, нижний рисунок является всего лишь фантазией художника, так как военных модификаций "Джи Би" никогда не существовало даже в проекте.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В комментарий к теме: Пенопластовый Екатеринбург. Возьми себе кусочек города на память Скинули невеселую информацию, скрин из какого-то документа: ...
Сегодня в Сокольниках чествовали День победы и ветеранов.... Мы все пришли с красными гвоздиками и дарили их ветеранам, разговаривали с ними...видели их прояснившиеся лица и глаза, полные слез... Я была счастлива, что кто-то мне улыбнулся в ответ...ведь они так одиноки... ...
На мой взгляд, совершенно правильный лозунг, только он требует небольшого уточнения: для того, чтобы сказались счастливые результаты "железной руки", необходимо время и не одно поколение. "Железная рука" - сила государства - необходима не только и ...
Президент группы компаний «Амедиа», которя ведает производством теле- и кинопродукции – Александр Акопов переплюнул все спецслужбы мира, разом засветив 30 млн уголовников. Шайка (хотя, тут уже целая мафия – якудза с триадой ...
Нет ничего гаже, чем развод с «мелкописечным» мужиком. И я сейчас не о физиологии, а о том самом мужском достоинстве, которое не в штанах. «Мелкописечный» мужик во всем, что происходит в семье винит женщину, а чтобы сделать побольнее при разводе, начинает делить с ней дома, квартиры, ...