Блуждающие среди отражений
new_vodokachkin — 16.02.2022
Еще один отзвук недавних и до сих пор длящихся обсуждений ряда
постов в этом скромном журнальчЕГе
.
Касательно наблюдаемых время от времени особенностей мышления. Все
цитаты подлинные
зуб даю.
Не растекаясь по древу ни мыслью, как обычно в наши дни выражаются,
ни мысью, то бишь белкой на старорусско-диалектном, кратко скажу.
Когда люди пускаются в рассуждения наподобие чего-нибудь этакого
-
"...По сути наш диалог сейчас (в сокращённом варианте) повторяет
историю познания. Изначально — мир хаотичен (случаен). Потом
фиксируются определённые закономерности, а т.к. оные априори
связываются исключительно с разумной волей — то появляются и
(воображаемые) персонификации этих закономерностей ("если звёзды
зажигают — значит это кому-нибудь нужно"). А древним атеистам
приходится отвергать любую закономерность — до тех пор пока наука
не находит альтернативное объяснение этим закономерностям — уже без
трансцендентальности (будь то в форме Богов или Великих Людей).
Так и здесь: социально-исторический процесс — не случаен
(не хаотичен по принципу "куда хочу — туда торчу"), а закономерен.
Однако определяется эта закономерность не чьей-то волей и
целенаправленной деятельностью, а естественными причинами:
соотношений возможностей и условий, причём первые стремятся к
максимальной реализации и соответствию вторым; хотя определённая (в
том числе — и вполне разумная) деятельность в рамках этого процесса
несомненно наличествует, но она не задаёт правила игры, а сама
подчиняется оным.
Ну, так активность элементарных частиц и свойства состоящих
из них физических тел не создают законов природы — но подчиняются
оным, эволюционирующие живые организмы не выбирают произвольно
путей для адаптации — но изменяются согласно сложившимся
обстоятельствам и т.д.
...Во-вторых — она, собственно, не даёт никакого объяснения
этой самой особенности: если психика есть у всех (животных), а
эусоциальность — у многих — почему же социум — только у
человека?
На самом деле есть в антропогенезе один показательный
момент, у Дробышевского он озвучивался в недавней лекции:
"гоминидную триаду" (специфика антропогенной линии — бипедалия,
рабочая кисть, развиты мозг) по идее следовало-бы именовать
"тетрадой" — ибо там имеется ещё и редукция клыков (каковая,
кстати, предшествует всем прочим — даже двуногости), что как
правило трактуется как снижение внутригрупповой агрессии. Однако
нечто подобное имеется и у других приматов (например — бонобо), так
что по всей видимости и здесь психика всё-таки вторична: это
социальность (как особый принцип построения взаимоотношений)
потребовала отказаться от агрессии, а не пониженная агрессивность
привела к социальности.
А в общем — я немного не понял: вы здесь отрицаете
"общественное бытие определяет общественное сознание" — и ставите
второе причиной первого? (про взаимность влияния — вопросов нет:
понятно — что работает в обе стороны; уточнение — про
порядок).
Ну, и третье: можете более детально расписать механизм,
приводящий к таким результатам? Что именно такого "щёлкнуло в
голове" у австралопитеков, что они решили вместо стада делать
ставку на общество?
...Никакой "гордости" (как и ранее "высокопарности") тут
просто нет — ибо отсутствует какой-либо повод для того и другого. Я
признаю, что у человека имелись обезьяноподобные предки, а до того
— земноводные предки, а до того — водные и т.д. до одноклеточных —
но не считаю признание этого объективного факта поводом для какой
бы то ни было субъективной рефлексии (в любом направлении). Это —
просто есть. Ну, или — если имеющимся фактам вдруг будет найдено
иное — более достоверное толкование — просто нет. Тут нечем
гордиться и нечего стыдиться.
Если параметры социального развития задаются определёнными
правилами, а степени свободы ограничены рамками определённого
механизма — это круто? отстойно? охренительно? — просто есть (ну,
или — просто нет)."
и еще over-до-хренища в аналогичном духе
- то ясно одно: они живут преимущественно не в реальности, даже не
среди отражений непосредственно этой реальности, а
среди
отражений этих самых отражений. Каковые отражения, в свою
очередь отражаясь и переотражаясь, становятся все туманнее...
Вот уж точно замечено: "
кто охотно воспринимает неясное — тот
неизбежно воспроизводит чушь"(с)