Блокадный перец

топ 100 блогов sv_loginow22.06.2018 В этот день такой пост, наверное, и надо писать.

БЛОКАДНЫЙ ПЕРЕЦ


Лето 1941 года. Блокада ещё не началась, но с продуктами в Ленинграде уже очень плохо. Карточки на хлеб отовариваются, а все остальные – нет. У моих деда и бабушки пропадают карточки на крупу, выданные когда-то на всю семью, на четыре летних и осенних месяца. Дед собирается и идёт просить помощи к своему бывшему командиру Алексею Кузнецову, который был в ту пору вторым секретарём Ленинградского горкома партии. Однако крупы в городе нет. Подумавши Кузнецов предложил отоварить карточки чёрным перцем, который ещё оставался. Перец горошком, похож на крупу… почему бы и нет? Правда есть его гольём нельзя ни при каких условиях, но ведь ничего больше всё-равно нет. И вот дед приносит домой восемь килограммов чёрного перца.

Через некоторое время деда перевели на казарменное положение, старший сын, окончивший школу в 1941 году, ушёл на фронт, двое младших были эвакуированы в детский дом за Урал, дочь Рита ещё до войны поехала отдыхать в деревню и оказалась под немцами. Бабушка осталась в блокадном городе одна. Она часто рассказывала об этом времени, как работала на заводе: делала карманные фонарики, без которых на фронте тоже не обойтись, как ходила на Бадаевское пожарище, копать сладкую землю, как обдирала старые обои и вываривала клейстер, которым они были приклеены, как разбирала на дрова сараи, как по весне скалывала на набережной Мойки грязный лёд, чтобы не было в городе эпидемии, на которую так надеялся Гитлер, как соседский мальчик перед смертью сказал: «Какие мы дураки были, макароны варили, а воду от макарон выливали»… И только о перце ничего не рассказывала, что о нём рассказывать, о перце?

Кончилась война, жить стало легче, карточки отменили, в магазинах в свободной продаже появились продукты. А вот с перцем было плоховато. И тогда военный запас пошёл в дело. Добавляли перец в еду сами, отсыпали родным, знакомым и просто соседям. Что его жалеть, восемь килограммов это непредставимо много. Застал блокадный перец и я. Было это, кажется в 1958 году. Мы приехали в гости к бабушке, и папа спросил: «Утебя перца не осталось? А то у нас кончился».

«Осталось», – ответила бабушка, принесла из кладовки двухлитровую банку, на четверть полную чёрным горошком, и отсыпала в пакетик с полстакана. Тогда я и услышал историю о блокадном перце.

Что мог я, глупый первоклашка, понять в услышанном? Понял только, что во время войны не было ничего, а вот перца было сколько угодно.

С тех пор прошло больше полувека. Тот перец давным-давно съеден. Но и сейчас, добавляя в кастрюлю ароматные горошины, я вспоминаю блокадный перец.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Зимняя сказка, 2021 Грусть ...
 Член Президиума Ассоциации юристов Михаил Барщевский в «Российской газете» № 56 от 17.03.2011г. высказался следующим образом: «Я тоже отец, дедушка и профессор, но всё-таки считаю, что пора с бесплатным вузовским образованием завязывать. И это ...
хехе, ожидаемо группа прикрытия, но всего два поста в топе)) невозможно обрушение стальной башни от пожара на верхних этажах. невозможно. на видео обрушения видно, что неразрушеный верх падает, не встречая сопротивления, а всё. находящееся ниже по мере давления превращается в пыль. в ...
Молотов вспоминал: … Узнали мы, что Бевин, английский министр иностранных дел, неравнодушен к картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ну и мы перед одним из заседаний министров иностранных дел великих держав сделали ему ...
В России появился отечественный конкурент Windows Pro «Базальт СПО» надеется занять треть российского рынка операционных систем для бизнеса. «Базальт СПО», созданная год назад, представила корпоративную операционную систему собственной разработки на базе Linux. От настольных версий ...