BLANCHE-NEF ИЛИ "ТИТАНИК" СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
gunter_spb — 17.08.2011Еще одна поучительная история о новейшей технике, распиздяйстве и судьбах Европы.
..."Белый корабль" для начала XII века считался вершиной судостроительных технологий. Построил его Томас Фитц-Стефан, капитан флота Вильгельма Завоевателя. По тем временам термин "капитан флота" означал фактически адмирала, командующего ВМФ и ответственного за кораблестроение, снабжение итд. В сущности - первый лорд Адмиралтейства.
Тактико-технические характеристики "Белого корабля" привести сейчас невозможно, ибо в летописях о длине-ширине-водоизмещении ни слова, но известно, что идти он мог под парусами и веслами (50 гребцов), на борту могли свободно разместиться 300 пассажиров. Хронист упоминает о спасательных шлюпках. Таким образом можно предположить, что водоизмещение было около 1000 тонн (Перископ в каментах подсказал, что скорее всего 600-700 т), а с учетом 25 румов (весел) на борт длина составляла более 35-40 метров. Это как раз на тему "убогого и отсталого Средневековья", где вершиной технологий являлись цеп, грабли и вилы.
Подробности этого ЧП европейского масштаба известны благодаря английскому летописцу Одерику Виталию (Ordericus Vitalis) и его "Церковной хронике". В ноябре 1120 года король Англии Генрих I Боклерк (сын Вильгельма Бастарда/Завоевателя) закончил на континенте военные операции против взбунтовавшихся Нормандских баронов и решил вернуться в метрополию. Королю предложили переправиться через Ла-Манш как раз на новейшем "Белом корабле", но поскольку Генрих спешил, он выбрал более легкое и быстрое судно и отплыл днем 25 ноября 1120 года.
В итоге переправляться на "Бланшнёф" пришлось наследнику трона Вильгельму Аделину и значительной части свиты. Отдельно заметим, что племянник короля Стефан де Блуа (будущий король Стефан I) заболел и сошел на берег. Всего на борту находилось 140 рыцарей, 18 знатных дам, плюс прислуга и экипаж, итого более трех сотен человек. Летописец отмечает, что к вечеру 25 числа празднующие победу дворяне были изрядно выпимши (что неудивительно) и принц Вильгельм дал команду отходить и приналечь на весла, чтобы нагнать королевский флот уже находившийся в Ла-Манше.
Около полуночи в условиях шторма (предположительно 2-3 балла - как раз сезон осенних штормов в Проливе) "Белый корабль" налетел на подводную скалу неподалеку от Барфлера (Нижняя Нормандия, полуостров Котантен) и затонул в течении нескольких минут. Из пассажиров и команды не выжил никто, за исключением одного из поваров, которого подобрал другой корабль наутро.
В итоге королевство лишилось значительной части знати. В списках погибших:
- Вильгельм Аделин, наследник короны.
- незаконнорождённые дети Генриха I Ричард и Матильда.
- сенешаль короля Гийом де Пиру.
- Ричард д’Авранш, граф Честер - крупнейший английский магнат, и его жена Люсия-Маго Блуаская.
- Гийом де Биго, граф Норфолк.
- Ив де Гранмениль и его брат, шериф Лестерский.
И так далее, и так далее. Потеря ТАКОГО числа рыцарей (140!) очень сильно ударила по аристократии Англии, а гибель единственного законного наследника короля Генриха в итоге привела к двадцатилетней гражданской войне 1135-1154 годов между узурпировавшим трон племянником монарха Стефаном де Блуа (лучше бы он с остальными утонул) и дочерью, императрицей Матильдой, которой Генрих I завещал трон. В итоге норманнская династия Вильгельминов сошла с исторический сцены, уступив место Плантагенетам.
А все почему? Нарушение правил судовождения и бытовое пьянство. Ничего в этом мире не меняется. Ни-че-го.
|
</> |