Блажен, кто верует?

журнал РБК 07/2012
Здоровое заблуждение И. Носырев
В наш технологичный век ряды верующих пополняются активнее, чем когда-либо... Хорошо известен факт, что религиозные люди реже болеют и живут дольше, однако почему происходит именно это, до сих пор не слишком понятно. Есть две противоречивые версии. Согласно одной, уверенность в существовании высших сил приносит человеку успокоение, помогает ему легче переносить стрессы и болезни. Согласно другой, душевную гармонию дают совсем не знание о Боге или обращенные к нему молитвы, а именно взаимодействие с единоверцами, с «группой поддержки», которую представляет собой каждая религиозная община.
Религии состоят не только из абсурдных мифов – часто они дают санкцию следовать здравым и способствующим выживанию сообщества установкам. «Отказ от вредных привычек полезен для физического здоровья человека вне зависимости от его религиозных убеждений, – говорит тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии Марк Сандомирский. – Этические заповеди также полезны – и для душевного здоровья, и для улучшения отношений с окружающими, и для укрепления семьи». -
Однако дело не только во вредных привычках – атеисты ведь в массе своей не тонут в стакане абсента, многие трудятся на беговых дорожках в гимнастических залах. Важно мироощущение. «Благодаря религии человек чувствует себя защищенным, способен преодолевать одиночество, обретать смысл жизни, – поясняет г-н Сандомирский. – Иными словами, находит решение универсальных (экзистенциальных) жизненных проблем на эмоциональном, а не на логическом уровне». -
Другое эффективное средство поддержания души и тела в форме – это трансовые и медитативные практики, широко распространенные в самых разных религиях. «В процессе молитвы или медитации человеческий мозг испытывает возрастную регрессию, переключается в «детское» состояние. Тем самым организм на время возвращается в более естественное, свободное от болезней и стрессов состояние», – говорит Марк Сандомирский.
///
Все бы хорошо, да есть одно обстоятельство: трансовых состояний способны достигать не только верующие. Религиозный транс, как отмечал еще американский социальный философ Уильям Джеймс, ничем не отличается от любого другого\\\ Судя по всему, сохраняет здоровье и продлевает жизнь совсем не личная вера, а именно участие человека в конфессиональных группах, которые дают ему ощущение востребованности коллективом. \ «Благодаря религиозной общине человек получает психологическую (и не только) поддержку: имеет место коллективная (взаимная) психологическая защита», – говорит Марк Сандомирский. Так или иначе, все мировые религии начинали как небольшой круг верующих, считающих друг друга братьями и сестрами.
\\\
Но если благотворное действие на нашу психику и организм оказывает не религиозное чувство, а чувство локтя, то есть ли разница, во что именно верит человек? Ведь он может быть счастлив независимо от того, является ли он приверженцем традиционной конфессии или того, что принято называть деструктивным культом. «С психологической точки зрения важно не столько конкретное содержание веры, сколько то, насколько определенная конфессия вписывается в культуру общества, а также в повседневный образ жизни, насколько она выполняет еще и психо-профилактическую функцию», – говорит Марк Сандомирский.
|
</> |