Благословляю тебя

топ 100 блогов anairos06.12.2021 Сегодня мы будем говорить о благословениях и проклятиях. А особенно – о той пограничной области, где их становится невозможно различить.

Для начала – проясним термины.

Так уж получилось, что там, где речь идёт о ритуальной силе, одни и те же слова могут обозначать и действие, и его результат.

Благословениями в быту называют пожелания чего-то хорошего. Проклятиями, соответственно, пожелания чего-то плохого.

Правда, даже на этом уровне проявляется главная особенность – хорошее и плохое всецело зависят от целей и приоритетов.

Персы, обращаясь к царю, почтительно добавляли «живи вечно». Спартанцы адресовали те же самые слова трусам и предателям, потому что больше всего ценили смерть с оружием в руках на поле боя. Старость они считали презренной участью, которой заслуживают только худшие из людей.

Пожелание глубокой воды («семь футов под килем») будет благословением для моряка и проклятием для бедуина, чей народ к глубокой воде относится с опаской.

А как только мы переходим в область сверхъестественного, бытовые определения вообще перестают работать.

Скажем, гробница фараона может быть проклята, но это не значит, что кто-то костерил последними словами самого царя и место его упокоения, желая им всякого зла. Наоборот, она зачарована, чтобы с ней не случилось ничего плохого. Плохое должно случиться с тем, кто туда войдёт с дурными намерениями. Это для них она проклята, а для самого царя – вполне себе благословлена.


В общем, благословение – это потустороннее присутствие. Невидимая сила вторгается в твою жизнь. Она направляет тебя, подталкивает к определённым действиям, определяет, каким будет результат этих действий.

А проклятие – это... да, в общем, то же самое. Вся разница в том, что вмешательство этой силы тебе совершенно ненужно и нежеланно.

Народная магия поэтому не всегда разделяет их вообще. Заговорённое – оно и есть заговорённое, а на что заговаривать – на любовь или там на остуду – это уже как знахарь захочет. Методы те же, только цели разные.

Иоанну Крестителю ещё до его рождения было предсказано, что он никогда в жизни не выпьет вина и не прикоснётся к женщине. Аскету-пророку, которым он вырос, это было очень даже кстати. А вот для наследника царя то же самое пророчество обозначало бы, что он умрёт бездетным, и династия на нём прервётся. Самое настоящее проклятие.

То есть и здесь всё зависит от целей и приоритетов. И значит, любое проклятие может стать – хотя бы на время – благословением для того, кому оно придётся ко двору.

В мифах, легендах и в массовой культуре такое случается сплошь и рядом.

Взять хотя бы Ларру из повести Горького «Старуха Изергиль». Он совершил тяжкое преступление, и его прокляли и изгнали из человеческого мира. Поначалу он этому даже обрадовался, потому что стал неуловимым и неуязвимым. Он мог делать, что хочет, и ничто его не брало – ни железо, ни вода, ни огонь, ни земля.

Правда, постепенно Ларра уходил от видимого мира всё дальше. Жизнь перестала его радовать, а умереть он не мог – даже земля расступалась, когда он бился о неё головой. Люди, к которым он вышел, чтобы они его наконец убили, отказались даже пытаться и оставили его наедине с его проклятием.

Со временем грешник превратился в тень, которую и увидеть-то можно только при лунном свете, а его голос стал шёпотом ветра.

В японском мультфильме «Принцесса-мононоке» главный герой, князь Ашитака, оказывается заражён демонической силой. Эта сила постепенно убивает его, но пока он ещё жив – работает как сверхмощный допинг. С её помощью он легко раскидывает отряды противников.

Это вообще распространённый ход: проклятие даёт человеку сверхъестественную колдовскую силу, делает его полудемоном, а то и полноценным чудовищем. Так что есть люди, которые сознательно к нему стремятся.

В том числе и в реальной жизни.

По монгольским верованиям, после смерти душа должна миновать «нижний мир» и уйти в неведомые дали, откуда она сможет потом снова родиться на земле. Застрять среди духов – большое несчастье, шаманы отыскивают таких потеряшек и провожают их в последний путь.

Но сами шаманы этим путём не идут. Для них остаться в нижнем мире и постепенно переродиться в могущественного духа – предел мечтаний.

В Европе, где собственная шаманская традиция исчезла много веков назад, от неё остались следы. Там тоже верят, что если колдуна или ведьму не упокоить особым ритуалом, они восстанут, сделавшись намного сильнее и опаснее, чем при жизни. Для простого человека – проклятие, для колдуна – естественное и даже желанное посмертие.

Но и христианские святые уходят в мир иной не так, как другие люди. Святой отчасти остаётся среди людей, он в какой-то степени присутствует там, где лежат его мощи, и его сила через эти мощи передаётся верующим. Про Богородицу вообще было предание, что она не вознеслась в рай, а осталась на земле, потому что жалеет людей.

В результате нетление трупа – признак одновременно и святого, и упыря. Над этим хихикал ещё Евгений Лукин в «Юности кудесника».


Ещё один хороший пример попался мне в игре Sekiro: Shadows Die Twice.

Сеттинг игры – фэнтезийная средневековая Япония, прежде всего буддийская (но японский буддизм и в реальности-то не менее своеобразен, чем русское православие или мексиканский католицизм). Так что там есть и освящённые леденцы, передающие герою благословение духов-хранителей, и освящённое конфетти, дающее его оружию силу разить призраков, и святая вода, приносящая удачу и богатство.

Но пример, о котором я говорю, обнаружился среди вещей совершенно не мистического свойства. И это не банальное «увеличить урон врагам вдвое, но снизить запас здоровья наполовину». Нет, это полноценное извлечение пользы из вреда.

В игре есть зелье, эффект у которого ровно один: оно травит персонажа. В течение некоторого времени вы будете постепенно, очень медленно, терять здоровье.

Зачем это нужно? В негостеприимном мире Sekiro полно способов схлопотать куда более сильное и опасное отравление – и гнилые болота, и враги с отравленным оружием. Но если игромеханически вы уже отравлены, всё это вам не страшно. Пока не пройдёт эффект слабенького яда, который вы приняли добровольно, никакой другой не подействует.

А ещё в игре есть боевая техника, которая срабатывает только при получении урона. Обычно для её применения вам приходится ждать, пока противник вас ударит, но под действием яда вы можете использовать её когда угодно.

И это не баг, а фича: в самом описании зелья сказано, что оно необходимо для особого боевого стиля. «Яд расширяет сознание».

Впрочем, даже это не предел. В Sekiro нашлось применение даже зелью, которое мгновенно убивает персонажа. Такое, представьте себе, бывает весьма полезно в определённых случаях, и связано это с механикой воскрешения – объяснять её достаточно долго и здесь будет не к месту.


Но ведь бывают же проклятия, которые ну вот прямо совсем проклятия, без малейшей светлой чёрточки. Тебе желают немыслимых бед и злосчастий, призывают на твою голову страдания и болезни. Силы, которые должны прийти в твою жизнь – уж точно не добрые и никак не дружелюбные к человеку. Кому может прийти в голову сознательно к этому стремиться?

Оказывается, вполне может.

Мне попалось как-то рассуждение оккультиста из достаточно тёмной и мрачной традиции. Оно поразило меня своим здравомыслием – обычно это качество тёмным оккультистам не свойственно.

Есть такие – писал он – кто поклоняется богам тьмы, хаоса и смерти, надеясь получить от них что-то хорошее, или хотя бы избежать плохого. Как в известном анекдоте про сатаниста: «Мы все будем в аду, только я там буду с вилами».

Это, конечно, несусветная глупость. С какой стати богам тьмы лишать своего верного слугу своих благословений? Они наградят тебя распадом, потерями, безумием и прочими дарами – ничего другого от них допроситься просто невозможно.

Служить им имеет смысл только в одном случае: если это и есть то, к чему ты стремишься. Если твоя цель – чтобы высшая сила уничтожила в тебе всё, что может быть уничтожено, разрушила всё, что поддаётся разрушению. Как только смертное в тебе умрёт, останется только бессмертное.

Это своего рода аскеза – самая радикальная, какая только возможна. Ты не просто отказываешься от всего мирского – ты идёшь к тем, кто у тебя всё это заведомо отнимет, причём быстро, жестоко и в извращённой форме. Так ты точно ничего не пропустишь и освободишься от любых человеческих привязанностей.

Самое интересное, что христианам за такой аскезой даже не нужно никуда уходить из собственной религии. Их Бог подобными делами тоже занимается с огромным удовольствием.

Каждому – то, что ему нужно для спасения. Кому-то – мир и покой в душе. Кому-то – духовную силу и дар чудотворения. Кому-то – отнятие всего, чем он дорожит, и ещё неизлечимую мучительную болезнь до кучи.

Ты благословлён. Цени это.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Прекрасное дополнение к предыдущему посту. Если кто не понял, это парни личного друга падишаха-императора -- Квачкова. Жаль нету портретов правослабного сралина. Был бы полный угарЪ. Оригинал взят у protyv_vsih в Крестный ход в Волгограде 15 ...
 или о том как Стамбул бъет Москву в очередной русско-турецкой войне - Великой Гибридной.  Если отвлечься от крови и гибели тысяч людей за кусок земли неизвестной национальности, то ситуация выглядит печально и просто.  Печально для армян, просто для всех ...
Я уже стал даже забывать про «мистральную» проблему – настолько чётко и ясно обе стороны обрисовали завершение переговоров по этому вопросу. Но, как оказалось, вопрос по-прежнему висит в воздухе – французский президент Олланд отказался подтвердить заявление Москвы о том, что Франция со ...
Конечно то, что окаянный иудей Зеленский удерживает в узилище православного священника, это запомнится на века. То, что Израиль думает отмолчаться, это очень большая ошибка: когда русские войска стояли у Киева, президент Израиля бегал туда-сюда кабанчиком, чтобы спасти свою власть ...
«Задорин - не читатель и не писатель. Задорин – сказитель». Это я когда-то полушутя сказал в интервью Б.З.Докторову, отвечая на его вопрос «а где статьи?». Ну, действительно, мои самые интересные (мне самому) тексты были сначала наговорены. Либо в виде выступлений на конференциях, либо в ...