Благодарность за дискуссию

Наша полемика с почтенным (и глубоко уважаемым мною) Алексей Муравьев продолжается, и я за нее очень благодарен.
Наконец-то можно что-то обсудить по существу то, что с такого ракурса ранее не обсуждалось (во всяком случае, я не встречал такого).
Итак, А.В. очень даже правильно разгадал мотивацию "физиков и биологов" для их "донкихотских нападок на цивилизационный подход".
Поскольку в данной дискуссии единственным "физиком и биологом" был, похоже, я (остальные, даже поддержавшие меня — были гуманитарии) — не могу не ответить.
Да, верно, политических страхов — именно у меня — изрядно. И это уже не страхи, а констатация случившегося: в Европе случилась война в таких мастшабах, которых не было с 1945 года (т.е. в масштабах, сильно больших, чем даже югославские войны 1990х).
Более того: я не уверен, что мне посчастливится умереть на родной земле; путинской идеологии я не принимаю, и никогда не приму. Хотя бы потому, то путинский реваншизм уже привел к гибели сотен тысяч людей, и беженству многих миллионов, как ни считай число жертв. Всю свою сознательную жизнь я жил в европейской цивилизации (кстати, именно это обстоятельство не позволяет обвинить меня в полном отвержении цивилизационного подхода в гуманитаристике) — и уходить из Европы вслед за Дугиным и Малофеевым не намерен. Хоть тушкой, хоть чучелом я покинул враждебную мне (и опасную для моей жизни и свободы) среду.
Путина я реально ненавижу, как человека, лишившего меня Родины (и того, для которого "двуногих тварей миллионы — орудие одно"; я при релокации не потерял в деньгах — но не всё на свете меряется деньгами); поэтому спор о парадигамах в типологии и классификации культур и цивилизаций едва ли будет для меня когда-либо эмоционально неокрашенным. Более того, реваншизм Путина — это даже не реваншизм империи Москвы/Петербурга/СССР, а скорее реваншизм токсчиной маскулинности в эпоху, когда она всюду начала сдавать позиции. Именно в последние лет двадцать-тридцать во всем первом и втором мире в разы снизилось число убийств/самоубийств/абортов (последнее тоже имеет причину в падении токсичной маскулинности: игрек-хромосомные люди перестали воспринимать латексные изделия как "унизительную практику"). Полноценного фашизма у Путина вряд ли получится: для этого надо перевернуть демографическую пирамиду, а такая штука не под силу даже Коровьеву.
Теперь о предмете спора.
Я до сих пор настаиваю, что это ложная альтернатива: либо циклическая и нелинейная "историософия" в духе Шпенглера-Тойнби, за которыми официальная доктрина так и тщится протащить физикалистский детерминизм (зависимость культуры и менталитета от климата, аграрных, промышленных и логистических технологий), а то и метафизикалистский: всякие "борьбу духа моря с духом суши", "талассократий с теллурократиями", "Империи с Ханааном" — и прочий фашистский бред от дугиных и малофеевых — или "историософия универсалистского поступательного развития" в духе Гегеля-Маркса-Сталина, в котором классическое гегельянство мало чем отличается от сталинской пятичленки в изложении 1938 года.
Я вообще не уверен, возможна ли какая-либо верифицируемая историософия вообще.
Но вот диаграммы Инглхарта для сравнения и кластерного анализа культур кажутся мне вплоне верифицируемым подходом.
Ну, как-то так.
Тем не менее, еще раз благодарю оппонента за очень интересную и содержательную дискуссию.
|
</> |