Благими намерениями


«Когда причиняют добро» - необычное и говорящее переводное название для книги. Ничуть не уступает оригинальному названию сборника рассказов Чон Ихён (정이현) – «상냥한 폭력의 시대» – «Эпоха ласкового насилия». Так кто и кому причиняет в них добро?
Не чужие друг другу люди. Родители – детям, супруги – друг другу, друзья – друзьям. Разумеется, всегда из лучших побуждений: поправить материальное положение, переехать в собственное жильё, смотреть на перспективу. Как это сделала героиня рассказа «Анна», отдав сына в престижный английский детский садик, где детям разрешается говорить только на английском. Ну а он за месяц на новом месте не произнёс ни слова. Иногда стремление сделать всё для будущего может обернуться проблемами, если не катастрофой в настоящем.
Порой герои рассказов Чон Ихён портят жизнь и самим себе. Жертвенность в семье, стремление не доставлять никому хлопот может дойти до того, что в итоге человек забудет про собственные желания, как учительница Ян из «Ночного колеса обозрения»: «В этом кaбинете Ян воспринимaлaсь не более одушевлённой, чем цветной лaзерный принтер, ионизaтор воздухa или стaльной кaртотечный шкaф. Кaк и у этих предметов, у неё тоже никогдa не было желaний, которые бы онa открыто выскaзывaлa. Кaзaлось, что с сaмого первого дня рaботы в школе S. онa постaвилa себе глaвной целью не обрaщaть нa себя внимaние.».
Проблемы в отношениях между матерью и дочерью («Вечное лето»), ипотека («Дом в мешке») – темы рассказов остаются злободневными и за пределами Кореи. Немного особняком стоит рассказ «Ангел внутри нас», его можно назвать детективным. Но с небольшой натяжкой, ведь Чон Ихён не стремилась дать объяснение всему происходящему, оставляя простор для воображения и интерпретации (у меня в конце возник вопрос «А было ли вообще преступление?»). Как не стремилась она и рассказать всё о своих героях: всегда остаётся какая-то пустота, дистанция. Мне это нравится, так они больше похожих на реальных людей, которых можно встретить на улице или по соседству – обычные вроде бы люди, но кто знает, что у них на душе.
Закончу словами самой Чон Ихён об этой эпохе ласкового насилия, которую она отражает в своих рассказах: «сейчaс, кaжется, нaстaло время людей, которые с добрым и приветливым вырaжением лицa рaнят друг другa. Зa вежливым рукопожaтием тянется столько боли, будто у людей ножи вместо пaльцев. Я живу в это время, и мне не остaётся ничего другого, кроме кaк попытaться понять этих людей, от которых я сaмa не отличaюсь. Я могу только писaть. Литерaтурa — это единственный инструмент, которым я могу воздействовaть нa мир».
Наш тг: https://t.me/lesknig2