БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 5.

топ 100 блогов mr_garett04.01.2023
БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 5.

После коллапса французского колониального режима, поддержка Сайгонского правительства легла на плечи американцев. Руководители США откровенно боялись красного прилива и считали, что если вьетнамские коммунисты достигнут победы, то в этом случае красное цунами захлестнет всю Юго-восточную Азию. Для предотвращения подобного поворота событий, Америка стала отправлять во Вьетнам своих советников, а также наступательное оружие. Переговоры об объединении страны были сорваны. Когда в Южном Вьетнаме началась партизанская война, американцы возродили тактику времен Второй мировой и Корейской войны, которая подразумевала использование штурмовых самолетоы. В 1961 году для борьбы с партизанами на территории Лаоса американцы применяли 4 B-26 (с лаосскими опознавательными знаками) и 8 T-28B 4400-го CCTS (Тренировочная эскадрилья боевых экипажей). B-26 покинули театр военных действий в 1964 году, после того, как две машины потерпели аварию из-за усталости несущих элементов конструкции. Их заменили A-26, получившие более крепкие структурные элементы, дополнительные пилоны под крыльями и увеличенные топливные баки. Также на А-26 были установлены двигатели R-2800-103W.


Вместе с А-26 действовали T-28 из состава 609 SOS, 56 SOW с авиабазы в Нахон Фаном. Начиная с 1966 года эти машины совершали ночные атаки на транспорт, двигающийся по тропе Хо Ши Мина. Крейсируя на высоте 6000-7000 футов, T-28 получали целеуказание с борта С-130 ABCC, которые анализировали дорожный траффик, а также получали информацию с датчиков и от разведывательных подразделений. После этого T-28 выходили в район цели и летели параллельно дороге. Обнаружив цель, штурмовики переходили в режим атаки (под углом 25-35 градусов) и поражали противника неуправляемыми ракетами и бомбами с высоты 3500 футов. При этом удары наносились не только по грузовикам, но также по обнаруженным складам оружия и ремонтным паркам.

В случае необходимости T-28 наносили второй удар. Заход номер два осуществлялся под 90 градусным углом к первому с высоты 2000 футов. Если вьетнамское ПВО не было подавлено, то атака осуществлялась двумя самолетами под разными углами. Одна машина вызывала огонь на себя, тогда как вторая тут же подавляла обнаруженную зенитную точку. Позицию и направление ударов американские пилоты описывали при помощи географических локаций США (например, они могли сказать “Я следую из Чикаго в Майами”), потому как вьетнамцы прослушивали переговоры пилотов и могли быстро распознать другие способы передачи информации об ударе.

БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 5.
F-4D из состава 433 TFS летит над тропой Бан Лабой (над самым разбомбленным местом планеты).

Пилоты 609-ой достигли впечатляющих успехов в борьбе с грузовиками, но вскоре стало ясно, что ПВО вьетконга представляет для поршневых машин серьезную опасность. В 1969 году зона действия 609 была серьезно ограничена и поршневые самолеты перестали атаковать перевалы Тчепоне, проход Му Га и объекты в регионе Бан Лабой. Потеряв пять А-26, 609-ая получила новенькие Martin B-57B. Боевая работа 609-ой эскадрильи завершилась в 1970 году, при этом по американским данным пилоты эскадрильи уничтожили 4,628 грузовиков и 201 позицию зенитных орудий.

После провала масштабного воздушного наступления в рамках операции Rolling Thunder, Никсон сделал ставку на уничтожение линий связности вьетконга. Операция Commando Hunt получила семь последовательных фаз и продолжалась с октября 1968 по март 1972 года. Большая часть усилий американских ВВС была затрачена именно на эту операцию, пока в 1972 году не началась операция Linebacker, целью которой должно было стать принуждение Северного Вьетнама к переговорам. Стоит отметить, что американские военные считали, что воздушная война в небе Лаоса не особенно эффективна. Генерал Уэстморленд хотел вторгнуться в Лаос при помощи сухопутных сил еще на первом этапе войны, но получил отказ. После провала Тетского наступления, Уэстморленд запросил еще 206,000 человек для организации контрнаступления с выходом на территорию Лаоса. Ответом стал новый отказ.

К концу 60-ых, то есть к моменту наступления 5 фазы операции Commando Hunt в Вашингтоне сложился консенсус согласно которому, основной удар должен был приходиться на пути снабжения Южного Вьетнама через тропу Хо Ши Мина. Таким образом американцы надеялись минимизировать свои потери, снизить затраты на поддержку общевойсковых операций в джунглях, а также кардинально сократить объем грузов, которые получали партизаны Южного Вьетнама.

СКАЙРЕЙДЕРЫ В БОЮ

Быстрое и своевременное обнаружение целей было жизненно важно для успешного планирования задач в рамках операции Commando Hunt. Большую часть информации о передвижении грузовиков и транспортных машин американцы добывали при помощи наземной и воздушной разведки (с помощью инфракрасных датчиков).

Разведывательные машины США осуществляли, как еженедельные, так и ежедневные вылеты, фиксируя новые следы, появившиеся на дороге, мосты, а также загруженность автомобильных парков. Начиная с 1969 года два RF-4C из состава 432 TRW совершали ежедневные утренние вылеты, фотографируя места вчерашних бомбовых ударов (и обломки грузовиков, если те оставались на дорогах). Очень часто подобная разведка не давала результатов, поскольку вьетнамские команды, отвечающие за проходимость дорог, очищали дорожное полотно до того, как над горами поднималось солнце. Стоит отметить, что подобные вылеты сопровождались серьезными риском, ибо во время дождя и тумана над горами формировалась низкая облачность и разведчиками приходилось опускаться до высоты 4500 футов, где можно было получить жаркий привет от вьетнамских зенитчиков.

БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 5.
Позиция 37мм пушки 61-К. Один из зенитчиков тащит обойму из 5 зенитных снарядов, тогда как другие военные наводят орудие на цель при помощи прицела АЗП-37.

Иногда разведкой занимались OV-1, имеющие на борту радар и внешние инфракрасные сенсоры, и EA-1F, которые имели радары, способные отслеживать вьетнамские вертолеты, летящие на низкой высоте.

Одним из ключевых самолетов операции Commando Hunt стал старенький А-1. 578 таких машин было переброшено из резерва ВВС США и штурмовые эскадрильи, действующие над тропой Хо Ши Мина. Эти поршневые машины участвовали в боях над Вьетнамом до 1975 года, то есть фактически до самого конца этого долгого и трагического противостояния.

Двухместные A-1E применялись, как для поисковых и штурмовых миссий (они несли 8,000 фунтов бомб и 20мм пушки), так и для эскортирования спасательных вертолетов. Одноместные A-1H и A-1J использовались в качестве низколетящих штурмовиков с низкой стоимостью одного боевого вылета. Эффективность этих поршневых машин была весьма высока. К 1967 году поршневые А-1, T-28 и А-26 уничтожили в три раза больше целей, чем реактивные самолеты разных типов. У подобного подхода была и оборотная сторона. Медленные поршневые штурмовики несли куда большие потери, что быстрые, но неточные реактивные самолеты, обладающие высокой стоимостью одного боевого вылета.

Если во время операции Barrel Roll A-1 действовали в одиночку, то к моменту начала операции Steel Tiger штурмовики начали выполнять парные вылеты. Добравшись до цели А-1 начинали пикирование под углом 45 градусов и сбрасывали нагрузку с высоты 5,000 футов. Первая машина сбрасывала над целью осветительные снаряды или напалм, тогда как вторая поражала противника бомбами. Боекомплект А-1 позволял сделать больше одного захода на цель. Пилоты поступали так в тех случаях, когда вьетнамцы не могли обеспечить защиту целей зенитными орудиями или другими системами ПВО.

БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 5.
Во время Корейской войны А-26 совершили 70 процентов всех ночных штурмовок. Ночной залп из бортовых пушек был столь ослепительным, что пилоты переставали после него видеть окружающее пространство.

В 1965 году А-1 начали сопровождать С-123 Ranch Hand в миссиях по очистке лесного покрова в районе Камбоджийской границы. После того, как С-123 сливал на джунгли 1,200 галлонов топлива, А-1 сбрасывал на джунгли напалм, что инициировало полномасштабный лесной пожар. Эффективность подобной очистки была довольно низка, а в сезон дождей подобные акции вообще были бесполезны. Иногда А-1А доставляли в напалмовых баках боеприпасы для осажденных форпостов, отрезанных от контролируемых американцами дорог. Ни один другой самолет не смог бы работать в столь же сложных условиях со столь примитивных полос.

Имеет смысл описать историю, которая произошла с майором Бернардом Фишером, 10 марта 1966 года. В Шу располагалась специальная наблюдательная база, которая отслеживала передвижение вьетконга в Лаос. А-1E фишер был направлен в район Шу для того, чтобы атаковать 2000 солдат NVA, целью которых должна была стать американская база.

Во время первого захода на цель штурмовики попали под плотный огонь зенитной артиллерии, который велся с обеих сторон ущелья. Во время второго захода A-1E майора Майерса попал под разрыв зенитного снаряда, после чего Майерс был вынужден совершить экстренную посадку с убранными шасси на маленькую полосу в Шу. Пока Майерс выбирался из горящего самолета, Фишер сделал заход на приближающихся к полосе солдат, а также уничтожил зенитное орудие, которое обстреливало со склона приземлившийся “Скайрейдер”. После этого Фишер приземлился на посадочную полосу, удачно объехав воронки от мин и стальные обломки, забрал во вторую кабину Майерса и взлетел под ураганным огнем противника.

БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 5.
Спасательная команда бежит к своему вертолету.

Три эскадрильи A-1 из состава 6 SOW базировались на ВПП в Нахон Фаном. Эти машины, в рамках операции Barrel Run залетали на территорию Лаоса. В декабре 1969 года начались вылеты операции Steel Tiger, целью которой были батареи зенитных орудий. Машины из 1 ACS совершали вылеты в поддержку операции Igloo White, во время которой они сопровождали OP-2E. Во время таких вылетов штурмовики сбрасывали мины, тогда как OP-2E ставили в джунглях сеть датчиков раннего обнаружения. После того, как “посев” сенсоров начали выполнять F-4, “Скайрейдеры” продолжили заниматься минированием. Цели для них отмечались фосфорными ракетами, тогда как сброс мин осуществлялся в пикировании с 9000 до 50 футов. Подобный паттерн атаки требовал от пилота стальных нервов, но минимизировал шанс попадания в машину зенитного снаряда (впрочем, потери “Скайрейдеров” все равно оставались тяжелыми).

Поскольку А-1 сбивались достаточно регулярно, спасение пилотов было типовой задачей 602 SOS. При этом считалось, что летчиков надо спасать любой ценой, невзирая на возможные потери.

Весьма интересный случай произошел с пилотом А-1 подполковником Уильямом Джонсом III, командиром 602 SOS в Нахон Фаном. Однажды возле Донг Хой американцы потеряли F-4D Carter 02 из состава 432 TRW. Джонс вылетел на поиски места крушения под прикрытием F-100F. В целевом районе А-1 Джонсона был обстрелян зенитной батарей противника. Стрельба зенитки была довольно точной, вследствие чего в машину попало два 37мм снаряда. Из строя вышло радио и система катапультирования. Хуже того, А-1 загорелся в воздухе. Сильно обгоревший Джонсон сумел откинуть фонарь кабины, потушил огонь и кружился на месте падения F-4 до тех пор, пока не пришла помощь. После этого F-100F довели покалеченную машину до базы Нахон Фаном (которая располагалась на расстоянии более чем 90 миль). Джонсон сумел посадить поврежденный самолет на ВПП, после чего сразу же уехал в больницу. Пилота F-4D - капитана Дж. Р. Вильсона спасли в тот же день Самолет Джонсона - A-1H 52-139738 The Proud America был восстановлен, но до конца войны машина не дотянула. Ее сбили над Северным Лаосом, 28 сентября 1972 года во время прикрытия операции по эвакуации сбитого пилота. Это был последний американский A-1 потерянный в бою.

БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 5.
A-1 эскортирует Jolly Giant к месту встречи со сбитым пилотом.

Поскольку операции по спасению пилотов были регулярными, на ВПП в Нахон Фаном всегда дежурили не менее шести пилотов А-1. Они были готовы подняться в воздух при первом же сигнале о потере очередной машины. Спасательные миссии, как правило, включали в себя 4 А-1 и 2 вертолета HH-3 (модификации S-61). В начале войны вместо них использовались более сложные в обслуживании синхроптеры HH-43 Huskie производства фирмы Kaman. Также вы вылете принимал участие один воздушный танкер HC-130 ABCCC, который мог часами кружить над местом спасения, наводя на цель штурмовики, сбрасывая дымовые завесы, противопехотные мины и снаряды со слезоточивым газом.

Иногда спасательные операции приходилось проводить ночью. Подобные вылеты были связаны с огромным риском, поскольку ночной порой можно было легко влететь в поросшую джунглями гору, которыми изобиловали северные регионы Лаоса или напороться на затаившуюся зенитку. 96 из 266 потерянных во время войны во Вьетнаме А-1 были сбиты как раз над Лаосом.

Поскольку штурмовики действовали на низких высотах в гористой местности, пилоты выработали специальную формацию “Рождественского дерева”, которая защищала от возможных столкновений в воздухе. Помогало это далеко не всегда. 16 июня 1965 года во время штурмовки военного лагеря Патет Лао A-1E капитана Роберта Галлопа (из состава 34 Тактической группы) (52-135040) врезался в A-1G Джона Рампа.(52-133889). Галлоп погиб мгновенно, тогда как Рамп сумел выпрыгнуть с парашютом из потерявшей управление машины. Позже его спасли из джунглей на UH-1.

Бывало и так, что миссии, изначально связанные со спасением сбитых пилотов, меняли масштаб и превращались в крупные воздушно-наземные операции. 17 января 1969 года во время разведывательной миссии F-4D (66-8773) атаковал позицию 37-мм зенитного орудия. Вьетнамцы не растерялись и тут же открыли ответный огонь. F-4 получил снаряд вдогонку и загорелся. Пилот не долго думая рванул за рычаг катапульты и отправил в эфир сигнал помощи. В этой операции спасения приняли участие 284 самолета различных типов. На выручку пилотам отправились несколько А-1H, один из которых (52-143632) был сбит зенитной батареей. На выручку новым бедолагам отправился HH-53B Jolly Giant 67, находящийся под управлением командира 602 SOS подполковника Ларри Моррисона. Веролет Моррисона также был сбит и упал в районе Тчепоне. В итоге на спасение подполковника вылетели еще два вертолета. Первый должен был спасти вертолетчиков, тогда как второй уничтожить то, что осталось от Jolly Giant 67. На следующий день поиски сбитого F-4D продолжились. Вьетнамцы, привыкшие за день к огромному количеству целей, методично расстреляли из 37мм пушки А-1 капитана Роберта Коди (52-134588). Потом вьетнамцы сбили О-2А и на поиск его пилота вылетели еще 4 A-1, которые вроде бы, успешно справились со своей задачей. Когда многодневные поиски пилота 66-8773 подошли к концу выяснилось, что все жертвы оказались напрасными. Пилот машины погиб в момент приземления.

БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 5.
EB-66C сбитый 2 апреля 1972 года.

Другим интересным примером воздушно-спасательной операции является случай, который произошел 2 апреля 1972 года. В этот день над нейтральной зоной зенитная ракета SA-2 сбила EB-66C 54-0466 Bat 21, который занимался радио-электронной разведкой в рамках операции Arc Light. После попадания ракеты из всего экипажа в живых остался лишь подполковник Айсил “Джин” Хэмблтон, который приземлился на парашюте, на территории рисового поля, в сотне метров от крупного партизанского отряда. Из двух вылетевших на спасение вертолетов один был сразу же сбит. Это был UH-1H Blueghost 39 67-17801 лейтенанта Байрона Калланда. На следующее утро попадание зенитной ракеты получил HC-130 King Bird с которого координировали спасательную операцию. Затем последовало еще несколько попыток спасения летчика. 3 апреля вьетнамская ракета сбила OV-10 Nail 38 68-3789, который кружил над точкой встречи с Хэмблтоном. Пилот штурмовика - Уильям Хендерсон попал в плен, второй пилот - Марк Кларк выжил, но оказался на вражеской территории. 6 апреля спасательный вертолет HH-53C из состава 37 ARRS 68-10355, находящийся под управлением капитана Питера Чапмена был обстрелян из крупнокалиберного пулемета, потерял управление и упал в джунгли (все участники вылета погибли) Операция по спасению Хэмблтона продолжалась 11 дней, на протяжении которых американцы совершили 90 штурмовых вылетов и потеряли второй OV-10A Covey 282 68-3820 (командир Брюс Уолкер погиб, второй пилот Ларри Поттс умер в плену). В конце концов Хэмблтона и Кларка обнаружил специальный отряд морских котиков, который отыскал выживших на северной банке реки Кам Ло. Лейтенант котиков Тим Норрис за эту операцию получил Медаль почета.

Начиная с августа 1968 года A-1 приняли участие в охоте за грузовиками. Часть машин-охотников влилась в 22 SOS в Нахон Фаном, тогда как другие машины вошли в состав 602 SOS в Удорне. Штурмовики, действовавшие в северном Лаосе получили позывной Dragonfly, тогда как машины летавшие в восточном Лаосе откликались на позывной Firefly.

БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 5.
Подполковник Айсил “Джин” Хэмблтон,
А-1 работали в качестве штурмовиков на всем протяжении Вьетнамской войны. Это был прекрасный самолет ближней поддержки, который мог сбросить бомбы на врага в прямой близости от дружественных подразделений. Машина выдерживала огромное количество попаданий и возвращалась на базу даже в тех случаях когда на ней не было “живого места”. Однако, руководители 7-ой воздушной армии Скайрейдеры недолюбливали, поскольку хотели иметь чисто реактивные ВВС, без всяких поршневых машин на передовой.

BOXER 22 - КРУПНЕЙШАЯ СПАСАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ ВЬЕТНАМСКОЙ ВОЙНЫ

Одна из самых масштабных операций, связанных со спасением сбитых пилотов, произошла в наиболее укрепленном районе тропы возле Бан Ханопа (южный Лаос). 5 декабря 1969 года вьетнамские зенитчики сбили F-4C Boxer 22 из состава 12 TWF. Американцы пытались сбросить бомбы на перевал Му Га, но получили прямое попадание 37 мм снаряда в крыло. Экипаж машины: капитан Бенджамин Даниэльсон и 1-й лейтенант Вудро Дж. Бергерон-младший катапультировались над вражеской территорией. Это событие положило начало крупнейшей спасательной операции Вьетнамской войны.

БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 5.
Пилоты Boxer 22 покидают горящую машину.

Лейтенант Бергерон упал в джунгли с одной стороны глубокого карстового каньона, тогда как Даниэльсон опустился на парашюте с другой. Пилоты уходили от погони раздельно и встретится не смогли, так как пересечь каньон было практически нереально. Хуже того, сразу после катапультирования на поиски пилотов выдвинулось несколько сотен вьетнамских и лаосских партизан, которые решили пристрелить американцев на месте. В течение следующих 72 часов Бергерон скитался по джунглям и прятался от солдат вьетконга в лучших традициях американских военных фильмов.

После получения сигнала бедствия в воздух поднялись 4 А-1 и дежурный HH-3 с базы в Нахон Фаном. Пока машины летели в район поиска сбитого самолета, на связь вышел Даниэльсон. Он сказал, что вьетнамцы обнаружили его парашют и теперь идут по следам, быстро сокращая дистанцию. Поисковые А-1 вышли в точку, указанную Дэниэльсоном и совершили первый заход на противника, поливая джунгли из бортовых пушек. Долина огрызнулась морем огня. Бергерон видел, как со всех сторон в сторону А-1 понеслись снаряды 37-мм и 57-мм орудий. По американцам стреляли сотни калашниковых и ручных пулеметов. Стреляли с гор, из пещер и покрытых лесом холмов. Громоподобное эхо выстрелов раскатывалось по зеленому каньону, многократно отражаясь от древних карстовых наложений.

Промчавшись над бущующим огненным морем, пилот А-1, 1-й лейтенант Джеймс Джордж передал на командный пункт HC-130 следующую фразу: “У нас тут океан пламени, нам понадобится все, что у вас есть!”

БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 5.
 1-й лейтенант Вудро Дж. Бергерон-младший (слева) и  капитан Бенджамин Даниэльсон (справа).

К этому времени информация о сбитом Boxer-22 добралась до штаба 7-ой воздушной армии, который находился в окрестностях Сайгона. Оценив масштаб проблемы, командование стало стягивать в зону падения все что было под рукой, включая F-4, F-105, свободные F-100 и даже военно-морские A-6. В течение следующих нескольких часов по долине был нанесен ряд массированных бомбовых ударов, в джунгли был сброшен напалм. Наступило временное затишье.

В 12:40 над заранее запланированной точкой эксфильтрации появился HH-3 Jolly Giat 37, но едва он повис над верхушками деревьев, как по нему начали долбить из автоматов и пулеметов. Когда рядом с вертолетом просвистел зенитный 37-мм снаряд, командир Jolly Giant 37 решил больше не рисковать и машина легла на обратный курс. В отместку за уход машины один из экскортирующих А-1, перепахал джунгли и горы неуправляемыми ракетами.

Через пару часов в той же самой зоне появился HH-3 Jolly Giant 09. Эта машина сразу же попала под обстрел замаскированной зенитки, которая долбила из пещеры 37-мм снарядами. Вертолет покинул место высадки. испытывая проблемы с управлением и перегревом двигателей. Локальная стычка уверенно превращалась в полномасштабную битву. Над целью появилось еще несколько HH-53E, которые обстреляли долину из пушек. Следом над склонами гор прошли четыре А-1, которые сбросили в джунгли напалм и бомбы.

Когда над зоной высадки появился HH-3 Jolly Giant 76 небо долины было красно-зеленым от сотен трассирующих снарядов. Командир вертолета капитан Холли Дж. Белл увидел Дэниэлсона но зависнуть над ним не смог, поскольку машину снова начали обстреливать из зенитных орудий. Обстрел велся со всех направлений и не прекращался ни на секунду. Стрелок Jolly Giant 76 рядовой 1-го класса Дэвид Дэвидсон, пытался подавить огонь партизан из бортового пулемета, но выбыл из строя получив ранение в голову. Белл решил, что спасти Дэниэлсона в этот раз не получится и покинул точку встречи, отстреливаясь из бортовых пулеметов.

БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 5.
Cessna O-2A “Mixmaster” (67-21436) могла нести на борту 300 фунтов датчиков и бомб, включая LAU-59/A или MA-2A, также на нее можно было поставить подвесную пулеметную установку SUU-11.

Бой в долине и не думал заканчиваться. После очередного удара А-1, над местом встречи появился HH-3 Jolly Giant 69. Эта машина попала под столь плотный огонь, что у нее была перебиты гидравлические системы управления. Одна из пуль высекла искру и воспламенила проводку. Машина ушла в сторону границы, исторгая из себя клубы черного дыма, из которого вырвались языки пламени.

HH-3 Jolly Giant 79 зашел с северо-восточного направления, на малой высоте. Машина майора Купера получил прямое попадание 37-мм зенитного снаряда в нижнюю часть фюзеляжа. Этот снаряд проделал в вертолете дыру размером 2х4 фута и критически снизил ее управляемость. HH-3 Jolly Giant 68 майора Хьюберта Бертольда вообще не долетел до долины. На краю боевой зоны его обстреляли зенитные орудия, после чего вертолет загорелся и был вынужден повернуть прочь от цели.

К этому времени день превратился в вечер и кроваво-красное солнце стало опускаться за лесистые Лаосские горы. Узрев признаки надвигающейся ночи командир штурмовиков, полковник Дэрил Трипп бросил в эфир: “Парни, до захода солнца осталось 45 минут. У нас есть всего одна попытка. Однако, по масштабу боя понятно, что нам предстоит сделать еще много работы”. Перед тем как солнце окончательно кануло в бездну, до точки встречи добрался еще один вертолет Jolly Giant 72, которым управлял капитан Дональд Карти. Вертолет завис над точкой высадки, но у него заклинило бортовые орудия и вьетнамцы стали расстреливать его как огромную стационарную мишень. Карти не стал искушать судьбу, и резко набрав скорость попытался вырваться из западни. На выходе из ущелья он едва не врезался в карстовый пик, игла которого скользнула по брюху громадной машины.

На Лаосские джунгли опустилась теплая влажная ночь, но сражение за долину и не думало заканчиваться. Штурмовики наносили бомбовые и ракетные удары, тогда как вьетнамцы отвечали из замаскированных зенитных орудий. Пилоты американских машин видели, как промахнувшиеся зенитные снаряды, попадали в скалы, расположенные на другой стороне долины, и рикошетировали вверх, словно ярко-красные фейерверки. То тут-то там виднелись вспышки 37-мм орудий. Где-то глубоко внизу, в самом сердце долины продолжалось преследование двух пилотов, которые весь день играли в кошки-мышки со смертью.

БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 5.
Станартное вооружение A-1 могло включать в себя подкрыльевые пулеметы и пушки, бомбы, НУР и контейнеры с напалмом.

Ночью сбитые летчики получили последнее сообщение от командира спасательной операции Триппа: “Ребята, у нас закончились вертолеты. Операция по спасению продолжится утром. Займите удобную позицию и дождитесь рассвета, мы про вас не забыли”. К этому моменту 5 из 7 спасательных “гигантов” получили столь серьезные повреждения, что на базе начали задумываться об их списании.

“Вас понял, до встречи утром” - отозвался Бержерон, который зарылся поглубже в листья, где и находился до утра. Судя по всему, Даниэльсон в это время все еще был жив, поскольку Бержерон сумел переброситься с ним по рации парой фраз. Немного позже Бержерон видел как в долине появились машины, доверху набитые вьетнамскими военными и лаосскими партизанами. Грузовики пересекали течение Нам Го через секретные броды, скрывающиеся под бурной поверхностью реки. К этому моменту вьетнамцы сбились со следа Бержерона, но продолжали искать Дэниэльсона, обстреливая кусты и верхушки деревьев короткими очередями из АК.

Тем временем на авиабазе Нахон Фаном наземные бригады работали до самого утра, чтобы к рассвету отремонтировать и перевооружить, как можно больше штурмовых машин. Командующий 7-й воздушной армией генерал Джордж С. Браун проинформировал командование Тихоокеанских ВВС и высшее военное командование в Сайгоне о том, что все самолеты, действующие на Вьетнамском театре военных действий, за исключением тех, что поддерживают войска, находящиеся в непосредственном контакте с противником, будут использоваться для проведения одной единственной спасательной операции. На рассвете следующего дня воздушная война над Юго-Восточной Азией свелась к спасению экипажа Boxer 22.

В 6 часов утра Бержерон сообщил, что слышал длинную очередь из автомата и отдаленный человеческий крик. На этом основании пилот пришел к выводу, что Даниэльсон убит, о чем он немедленно сообщил по рации. Когда вьетнамцы стали перебираться через брод недалеко от того места, где прятался Бержерон, над долиной появились “Скайрейдеры”, которые обнаружили партизан и нанесли бомбовый удар точно по броду. Следом над долиной прошли “Фантомы”, которые бомбили джунгли и карстовые пещеры бомбами “Буллпап”, AGM-62 и 2000-фунтовыми Paveway.

БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 5.
OV-10D в бою над Лаосом.

Скрывающийся в джунглях Бержерон видел как одна из ударивших в гору бомб не только уничтожила пещеру, но и обвалила массивную вершину, которая с грохотом рухнула в джунгли, давя и разрушая все, что было у нее на пути. Взрыв и падение были такой силы, что Бержерона сбило с ног и буквально подбросило в воздух. После этого налета долину заволокло тяжелой каменной пылью, которая не позволяла эффективно использовать бомбы с лазерным наведением на цель.

Дымовой коридор, оставленный после последнего налета «Скайрейдеров» — две полосы газа и белого фосфора — оказался настолько масштабным, что его можно было увидеть из космоса, что было зафиксировано метеорологическим спутником «Нимбус III», который прошел над Лаосом незадолго до полудня. Дым. исходящий от горящих джунглей можно было увидить из Нахон Фанома. По воспоминаниям очевидцев, пепельный столб поднялся на высоту 5000 футов и напоминал техасскую песчаную бурю невиданной силы. К концу дня у 7-ой воздушной армии закончились дымовые снаряды.

В течение следующих пяти часов долину бомбили кассетными бомбами, напалмом, ракетами и артиллерийскими снарядами. Один из американских снарядов со слезоточивым газом взорвался в 20 футах от Бержерона, после чего пилот в течение получаса не мог ни идти, ни нормально дышать. Едкий дым затянувший долину сорвал все последующие операции спасения. Пилоты вертолетов шесть раз выходили в точку встречи с Бержероном, но все попытки оказались провальными. Пилоты не могли обнаружить летчика, а одна из машин вообще попала в ловушку и едва ушла от партизан, которые начали расстреливать ее с ближайшей вершины. В 18-00 американцы предприняли последнюю безуспешную попытку спасения и вновь ушли на базы, обрушив на долину финальную порцию бомб и снарядов.

БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 5.
A-1G 13-2612 из состава 1st/6th SOS, 14th SOW в Плейку. Под крылом самолета находится воздушная камера. Эта машина была сбита во время пятого вылета над Лаосом, 9 января 1970, когда находилась под управлением капитана Дж Хадсона Firefly 43. Пилот был спасен HH-53C из состава 40 ARRS.

Покончив с Дэниэльсоном вьетнамцы перебрались на другую сторону ущелья и начали ловить Бержерона. В районе 21-00 пилот наткнулся на вьетнамский патруль. Чарли обстреляли Бержерона из автомата и кинули в него гранату. Пилот сумел вырваться из ловушки, но потерял все свои запасы провизии, планшетку и револьвер. Спрятаться ему удалось среди корней огромного дерева. Вьетнамцы не смогли найти его, поскольку у них не было фонариков. Оторвавшись от преследования, Бержерон добрался до реки и пошел вниз по течению, прислушиваясь к грохоту автоматных очередей и отдаленному реву грузовиков. Упорства вьетнамцам было не занимать. Теперь они ловили беглеца из чистого принципа. К этому времени Бержерон находился в долине 48 часов, запасы еды и воды у него кончились.

Третий день битвы начался в 6-30 утра с налета “Скайрейдеров”. Авиация вновь прошлась напалмом по точкам расположения зенитных орудий, а потом выставила дымовую полосу вдоль русла реки. Через 30 минут в полосу дыма нырнул Jolly Giant 77 полковника Клифтона Шипмана. Сначала вертолетчики не видели вообще ничего, а когда вынырнули из тумана, то оказались на прицеле зенитного грузовика, который тут же открыл по ним огонь. Уходя с линии обстрела, Шипман заметил от 500 до 1000 солдат противника которые готовились прочесывать русло реки. Это была 15 безуспешная попытка спасения.

БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 5.
Успешное завершение спасательной миссии.

Впрочем, американцы не сдавались. Командир штурмовой группы майор Том Дейтон приказал выстроить из “Скайрейдеров” две, вращающихся в противоположных направлениях, окружности. Один за другим самолеты заходили на джунгли, сбрасывая бомбы и ракеты на приближающихся повстанцев. Тем временем Joly Giant 77 вышел за пределы долины, заправился в воздухе и пошел на второй заход в 11:40 утра. Двигаясь с востока, над руслом реки, машина Шипмана прошла над Бержероном и зависла над водной гладью. Пилот понял, что его не заметили, стал кричать и размахивать белой стороной виниловой карты (других предметов у него не было). Команда JG 77 заметила бедолагу и подняла его при помощи специального подъемного устройства. К этому моменту на обоих сторонах реки показались вьетнамцы, которые с ходу начали обстреливать вертолет, но было поздно. JG 77 резко рванул вверх и по широкой дуге начал уходить от русла реки на восток.

Операция Boxer 22 стала крупнейшей поисково-спасательной операцией за все время войны во Вьетнаме. За три дня этого масштабного воздушно-наземного сражения американские самолеты совершили 336 самолето-вылетов, израсходовав 1463, осколочно-фугасных, кассетных, дымовых, напалмовых и ракетных бомб и блоков. Одни только «Скайрейдеры» совершили 242 боевых вылета; вертолеты HH-3 и HH-53 - более 40. Пять Skyraider были повреждены, но больше всего пострадали Jolly Greens (на слом было списано 5 из 10 участвовавших в операции машин).

Бержерон прошел через Вьетнамскую войну, получил серебряную звезду стал полковником и до 1987 года летал на А-10.

Судьба Дэниэлсона до сих пор неизвестна. До 1976 года Даниэльсон считался пропавшим без вести, но потом его статус сменился на KIA. Долгое время считалось, что вьетнамцы догнали Даниельсона и застрелили его на месте. Однако в 2003 году один из рыбаков, промышлявших в районе Нам Нго выловил из реки части воздушного костюма американского пилота, а также солдатский медальон с именем Даниельсона. Что именно случилось с летчиком в последние часы его жизни мы, вероятно, не узнаем уже никогда.

ТИПИЧНАЯ СПАСАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ ВРЕМЕН ВЬЕТНАМСКОЙ ВОЙНЫ

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
29.12.2022 MAD HEIDI (2022)
25.12.2022 VELOCITY TRAP (1999)
22.12.2022 INTERCEPTOR (1992)
Архив записей в блогах:
На ютубе в последнее время полно переводов передачек пресловутого Фокс Ньюс, особенно роликов их звезды Такера Карлсона. И переводят они настолько выборочно, что моожно подумать, что там окопались друзья России и любители Путина. Поскольку я смотрю Фокс Ньюс в оригинале, мне даже не ...
Я очень люблю море. Когда долгая надоевшая зима приближается к концу, с каждым новым теплым весенним деньком я все чаще начинаю мечтать о море. Удивительное ощущение, когда собираешь вещи в чемоданы, берешь свою розовую резиновую шапочку для плавания, шорты, футболки. Шапочка хранит ...
Обстрел демонстрации 4 июля 1917 года на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Фотограф Виктор Булла 25 октября Петроград проснулся белым, а 26 октября — красным. Горожане даже ...
Роман-антиутопия «Мы» Евгения Замятина, написанный  в 1920 году, останется актуальным всегда, во все времена. Роман, который в свое время повлиял на творчество Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла. Единое Государство всеобщего равенства. Номера вместо имен, города состоящие из ...
Петровская набережная -- еще одно из ключевых мест Кронштадта, второе по популярности после Якорной площади. В общем-то, его, наверное, можно считать даже более важным, чем Морской собор, так как оно напрямую связано с тем, что Кронштадт в большей степени город военного назначения. ...