Битва за саксофон. Адольф Сакс. День рождения.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Но сегодня не о ленивом ученике, а о неистовом изобретателе музыкальных инструментов, увековечившем своё имя в одном из лучших своих изобретений - Адольфе Саксе.
![Битва за саксофон. Адольф Сакс. День рождения. Битва за саксофон. Адольф Сакс. День рождения.](/images/main/bitva-za-saksofon-adolf-saks-den-rojdeniya-badaf6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/gun001/44128689/2473167/2473167_600.jpg)
Адольф (Антуан Жозеф) Сакс (6 ноября 1814, Динан, Бельгия — 4 февраля 1894, Париж) — бельгийский педагог, конструктор-изобретатель музыкальных инструментов — саксофона, саксгорнов и некоторых других.
![Битва за саксофон. Адольф Сакс. День рождения. Битва за саксофон. Адольф Сакс. День рождения.](/images/main/bitva-za-saksofon-adolf-saks-den-rojdeniya-e71117.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/gun001/44128689/2473455/2473455_600.jpg)
Когда именно саксофон впервые публично дебютировал в мире, не совсем ясно. Некоторые утверждают, что это было в 1842 году. Однако мы знаем, что во время одного из своих первых выступлений с инструментом на Парижской промышленной выставке 1844 года Сакс сыграл зажигательное соло из-за большого занавеса. Почему так? Ну, Сакс боялся, чтобы никто не скопировал дизайн его инструмента. И поскольку он ещё не запатентовал его, он решил, что лучший способ избежать этого – просто не позволить широкой публике увидеть, как он выглядит.
Это подводит нас к военным. Как уже отмечалось, французская военная музыка томилась в немилости. Таким образом, стремясь оживить её во имя патриотизма, французское правительство создало комиссию для изучения путей реформирования военных оркестров инновационными способами. Через два месяца после объявления об этом миру и приглашения производителей представить свои инструменты для потенциального использования военными, 22 апреля 1845 года в Париже перед толпой из 20000 человек был дан своего рода концерт.
![Битва за саксофон. Адольф Сакс. День рождения. Битва за саксофон. Адольф Сакс. День рождения.](/images/main/bitva-za-saksofon-adolf-saks-den-rojdeniya-f6d5f4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/gun001/44128689/2473497/2473497_600.jpg)
На концерте выступили две группы, одна из которых использовала более традиционные инструменты, а другая «вооружилась» различными типами саксофонов и прочими модификациями существующих инструментов Сакса. Обе группы исполняли одни и те же произведения композитора Адольфа Адама.
Группа, использующая инструменты Сакса, одержала безоговорочную победу. Несколько месяцев спустя, 9 августа 1845 года, Сакс заключил выгодный военный контракт, который он намеревался получить, когда переехал в Париж.
Это стало последней каплей: когда бельгиец Сакс получил контракт на поставку инструментов французским военным, его конкуренты решили в буквальном смысле сформировать организацию, которая вполне могла бы назвать себя «Клубом против Сакса», но, в конце концов, получила название L'Association générale des ouvriers en instruments demusique («Объединённая ассоциация производителей инструментов»). Это была организация, к которой самый выдающийся и талантливый производитель инструментов во Франции в то время определённо не желал присоединиться.
Их основной целью на протяжении всей жизни Сакса, казалось, были попытки уничтожить его любым доступным им способом. Поначалу они использовали старую практику «Если ты не можешь победить кого-то, подай на него в суд». Тактика организации состояла в том, чтобы отнимать ресурсы, время и энергию Сакса любым возможным способом в суде.
![Битва за саксофон. Адольф Сакс. День рождения. Битва за саксофон. Адольф Сакс. День рождения.](/images/main/bitva-za-saksofon-adolf-saks-den-rojdeniya-7eb32a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/gun001/44128689/2473941/2473941_600.jpg)
Первый судебный иск этой группы вращался вокруг того, чтобы оспорить патентную заявку Сакса на саксофон. Изначально утверждалось, что инструмент, описанный в патенте, формально не существовал. Когда это не удалось, они утверждали, что инструмент был немузыкальным и что Сакс просто изменил дизайн других производителей. Затем они представили различные другие инструменты, которые предшествовали ему в качестве примеров, ни один из которых, по мнению суда, не был достаточно похож на саксофон, чтобы гарантировать отказ в выдаче патента.
Далее они утверждали, что точно такой же дизайн уже существовал прежде, он был разработан производителями из других стран, а Сакс ложно заявлял, что он принадлежал ему. Чтобы доказать это, группа выпустила несколько идентичных саксофону Сакса инструментов с маркировкой иностранного производства.
Правда заключалась в том, что они просто покупали саксофоны у компании Сакса и отправляли их в зарубежные мастерские, где маркировку Сакса удаляли и заменяли той, что была у владельца того или иного магазина.
К несчастью для «Объединённой ассоциации производителей инструментов», эта уловка была обнаружена, и им пришлось придумать новую стратегию.
Затем они заявили, что, поскольку Сакс несколько раз публично играл на этом инструменте, он больше не может претендовать на патент.
В этот момент, устав от всего этого цирка, разъярённый Сакс отозвал свою патентную заявку и разрешил другим производителям инструментов произвести саксофон, если у них хватит мастерства. Он дал своим конкурентам год, чтобы сделать это, и за это время никто не смог успешно воссоздать инструмент надлежащего качества. Когда год подошёл к концу, стало ясно, что никто не смог выполнить задачу, и тогда Сакс повторно подал патентную заявку, и на этот раз она была быстро предоставлена 22 июня 1846 года.
По-видимому, просто попытки метафорически разрушить жизнь и бизнес Сакса оказалось недостаточно, поэтому однажды его мастерская таинственно загорелась. А в другой раз неизвестный убийца выстрелил из пистолета в одного из помощников Сакса, думая, что это был Сакс, причём ходили слухи, что за обеими этими событиями стояла «Объединённая ассоциация производителей инструментов».
Правда это или нет, но после того, как король Луи-Филипп бежал из страны в 1848 году, положение Сакса резко ухудшилось. После революции, когда многие высокопоставленные друзья Сакса были свергнуты, «Объединённая ассоциация производителей инструментов» смогла подать прошение об аннулировании контракта Сакса с военными, а к 1849 году были отменены его патенты на трубы-цилиндры и саксотромбы, что позволило его конкурентам производить эти инструменты. Они также попытались аннулировать его патент на саксофон, но потерпели неудачу.
Сакс подал апелляцию, и после пятилетней юридической битвы Императорский суд в Руане, наконец, завершил рассмотрение дела, перейдя на сторону Сакса и восстановив его патенты, а также приказав ассоциации возместить убытки за значительную потерю доходов в годы, когда шла судебная тяжба.
Это небольшой отрывок из статьи, опубликованной на https://bdsmn.livejournal.com/1318840.html, это не первоисточник, но на изначальный вариант меня не пустил Касперский.
Марки из интернета