Битва за Новую Гвинею – война объявлена
antinormanist — 23.11.201719 декабря 1961 года в Джокьякарте был созван большой митинг в 13-ю годовщину захвата голландцами революционного правительства Индонезии, национальный лидер Сукарно произнёс эмоциональную речь, в которой говорил, что Индия указала всем освободившимся от колониальных уз странам, на каком языке только и можно говорить с бывшими колонизаторами.
"О рикша, брат мой, мы вместе родились в пламени революции. Мы прошли крещение огнём. И мы должны продолжать сражаться, покуда не вышвырнем голландцев с Ириана. Мы ведь не нация попрошаек, а нация воинов".
Сукарно провозгласил создание "Тройного народного приказа" (Три Командо Ракуят, сокращённо – Трикора), призванного сокрушить голландцев на Западной Новой Гвинее, водрузить на острове индонезийский флаг и мобилизовать нацию на битву за Западную Новую Гвинею.
Несколькими днями позже в беседе с западными дипломатами Сукарно заявил, что Индонезия вернёт себе остров к следующему Дню Независимости, 17 августа 1962 года.
Под именем "Трикора" и стала известна индонезийская военная кампания 1962-го.
От военных Сукарно потребовал скорейшей демонстрации в подтверждение своего заявления. К тому времени уже шла подготовка группы партизан, неоригинально названной "Пасукан Герилья-300" (ПГ-300).
В октябре 1961 года на базе РПКАД в Богоре были собраны 111 папуасов из разных армейских частей, к которым присоединились 4 сержанта РПКАД. Группу возглавил заместитель начальника оперативного управления армии подполковник Муршид.
Флот выделил для операции 4 современный торпедных катера типа "Ягуар" западногерманской постройки, способных действовать на мелководье.
9 января 1962 года 4 катера покинули Танжун-Приок, порт Джакарты. По дороге один из катеров сел на мель из-за проблем с двигателем. Три других благополучно добрались до острова Ару.
12 января два "Геркулеса" доставили членов ПГ-300 и 7 тонн их снаряжения в Летфуан на острове Кей (Молукки), откуда они морем были переброшены на Ару.
Группа была хорошо вооружена – автоматы, пулемёты, три 2-дюймовых миномёта, большие запасы боеприпасов, запасы пищи и воды на 12 суток. Планировалось высадиться около Кайманы и провести диверсии в её окрестностях.
В 17:00 15 января 1965 года три катера с партизанами покинули Ару. Чтобы разместить на борту всю группу, не взяли с собой торпед. Боеприпасы (как и резиновые моторные лодки "Зодиак") открыто лежали на палубе.
Марид-6 смог засечь выход катеров с Явы и сделал вывод о возможном большом десанте с целью захвата Кайманы. В связи с этим голландцы резко усилили патрулирование района. В Арафурское море направлены фрегаты "Эверстен" и "Кортенар", в Каймане дежурил эсминец "Утрехт".
В Кайману переброшена 42-я рота морпехов, совместно с ударниками подготовившая линию обороны вокруг городка. Глава КОСТРИНГ контр-адмирал Ризер приказал "не допустить создания индонезийского плацдарма".
В 20:05 15 января патрульный "Нептун" с номером "Биак-05" засёк три катера в сотне километрах от мыса Флакке Хоек, шедших на северо-северо-восток со скоростью 32 узла.
Самолёт сделал два захода на цель, сбросил осветительные бомбы, с катеров его обстреляли из стрелкового оружия. Пулемёт головного катера "Мажан Тутул" при попытке открыть огонь заклинило.
"Эвертсен" и "Кортенар" пошли на перехват. В 22:08 примерно в 30 километрах от Флакке Хоек фрегаты засекли катера и через несколько минут открыли огонь. Одним из первых выстрелов "Эверстен" поразил головной "Мажан Тутул", вызвав взрыв боеприпасов на корме. Взрыв вывел из строя двигатель катера и вызвал пожар, при этом погибли командир катера капитан Вирадно и 2-е членов ПГ-300.
Два других катера развернулись и за счёт преимущества в скорости смогли уйти от голландских кораблей, хотя и получили несколько попаданий и в итоге при возвращении на Ару один из катеров сел на риф.
"Мажан Тутул" после 20-минутного пожара около 22:30 затонул. Командовавший операцией заместитель начальника штаба ВМФ коммодор Йос Сударсо отказался покинуть катер и пошёл на дно вместе с ним.
Происходивший из семьи католиков с Центральной Явы Сударсо стал национальным героем Индонезии. Слова, сказанные им незадолго до смерти курсантам училища ВМФ ("Мы сражаемся не ради победы и не ради славы. Мы сражаемся только ради того, чтобы исполнить свой долг") стали одним из девизов индонезийских вооружённых сил.
А ещё коммодор Сударсо учился в военно-морской академии в Ден Хелдере в одном классе с капитан-лейтенантом ван Югеном, который в тот день и командовал фрегатом "Эвертсен".
Оставшиеся 53 индонезийца были подобраны вернувшимися голландскими кораблями и после двухмесячного заключения в Холландии репатриированы в середине марта в Индонезию при посредничестве ООН.
Губернатор Платтель 16 января обратился в Гаагу с предложением устроить рейд на Ару и потопить индонезийские катера. Но получил незамедлительный отказ – "предлагаемая контратака в настоящее время не оправдана, потому что никакой фактической высадки не состоялось".
Такая позиция была продиктована вмешательством Вашингтона, требовавшего от голландцев ни в коем случае не атаковать территорию Индонезии.
Официально Индонезия никак не отреагировала на произошедшее, но 18 января 1962 года в Богоре президент Сукарно устроил разбор полётов.
Министр обороны Насутион и командующий ВМФ Эдди Мартадината обвинили в провале операции ВВС, не обеспечивших воздушной поддержки операции (хотя она и не предполагалась по плану). Разгневанный Сукарно снял главкома ВВС Сурьядарму и отправил его на пост министра почт и телекоммуникаций. Новым главкомом ВВС стал вице-маршал авиации Омар Дани.
Одновременно с авантюрным рейдом в Арафурском море шла планомерная подготовка вооружённых сил.
2 января 1962 года создано Объединённое командование по освобождению Западного Ириана (Командо Мандала Пембебасан Ириан Барат, сокращённо - Мандала), неделей позже его возглавил глава армейского стратегического резерва (будущего Кострад) генерал-майор Сухарто. Одновременно Сухарто был назначен военным губернатором Восточной Индонезии с чрезвычайными полномочиями.
Штаб-квартира Мандалы была развёрнута в Макассаре (Сулавеси). Начальником штаба Мандалы стал полковник Ахмад Тахир, заместителями Сухарто по родам войск – флотский полковник Субоно и полковник ВВС Лео Ваттимена.
Под командование Мандалы передавались спецназ РПКАД, а также по два элитных райдерских батальона из трёх яванских дивизий – "Силиванги", "Дипонегоро" и "Бравиджая". На их основе предстояло развернуть две воздушно-десантные бригады – 2-ю и 3-ю.
План операции "Трикора", разработанный главой оперативного департамента армии генерал-майором Ахмадом Яни, предусматривал на первом этапе организацию непрерывной инфильтрации специально подготовленных подразделений для проведения актов саботажа, изматывания сил голландцев и, если получиться, создания опорных баз среди лояльного населения.
На втором этапе, когда усилиями инфильтраторов "земля будет гореть под ногами у колонизаторов", должна быть проведена масштабная десантная операция с высадкой с воздуха и моря больших армейских подразделений, захватывающих основные населённые пункты Западной Новой Гвинеи.
С марта 1962 года командование Мандалы приступило к осуществлению первой фазы плана операции "Трикора".
На фоне всех этих событий, один из лидеров папуасских националистов, депутат Раада Западного Папуа Фриц Кирихио в январе 1962 года перебежал к Сукарно. По поводу его бегства впервые в истории Новой Гвинеи в Холландии и Мерауке прошли настоящие митинги, на которых несколько сотен собравшихся папуасов заклеймили Кирихио как предателя и скандировали проклятья в адрес Индонезии.
Раад принял резолюцию, где сказано: "Наш брат Фриц Кирихио, что покинул Холландию ради Индонезии, больше нам не брат. Он грязный предатель и враг всех людей нашей страны".
Хотя чувства папуасов были последним, что интересовало американских дипломатов, всерьёз озаботившихся решением ирианской проблемы.
|
</> |