Битва за Москву: первые итоги
innovschnit — 20.02.2011 Теги: Медведев Лужков В ходе любой модернизации России, включая и ее переход к инновационному развитию, особую роль играют населенные пункты (не всегда города; например, на начальном этапе модернизации, возглавленной Петром I, такими точками стали, в числе прочих, Немецкая слобода и села Преображенское и Семеновское), становящиеся ее центрами, образцами, на которые начинает равняться остальная страна. Выдающийся русский философ Василий Васильевич Розанов в начале XX века, предчувствуя скорую модернизацию России, писал: “Где-нибудь в одном пункте России для каждой категории вещей и дел должен быть дан идеал” [1]. Как показал опыт последних полутора лет, одной из ключевых точек современной модернизации России стала Москва, ее столица. Между силами, заинтересованными в успехе модернизации, и теми, кто желал бы оставить все, как есть, происходит настоящая битва за Москву, и ее бескровность не делает это противостояние менее жестоким и острым.Анализируя битву за Москву, целесообразно вспомнить об идеях профессора В.Н.Кузнецова, изложенных в работе “Идеология развития России”. Модернизацию России член-корреспондент РАН Кузнецов видит, как Игру с ненулевой суммой, ведущуюся Народом России против главных противников развития, модернизации: террористов и коррупционеров. Однако, принимая идеи Кузнецова, не следует забывать об одном факте, который этот исследователь оставил несколько в тени: модернизация России совершается отнюдь не стихийно, отнюдь не самоорганизующимся народом. Самоорганизация народа в этом процессе имеет очень большое значение, но, все же, процесс модернизации, организованного и подчиненного определенному плану (правильнее – ряду планов и стратегий) перехода России на путь инновационного развития начат руководством Российского государства, он возглавляется и направляется государственной властью. Отставка мэра Москвы Ю.М.Лужкова (событие, ознаменовавшее переход битвы за Москву в “горячую” фазу) была именно отставкой, постановление о которой было подписано Президентом России, а не свержением Лужкова самоорганизовавшимся народом. Начат же был процесс перехода к инновационному развитию, опять же, не исключительно под влиянием запросов со стороны гражданского общества: на принятие соответствующих стратегических решений повлияли и общегосударственные, и корпоративные интересы, сказалось и влияние положения России в мире, баланс сил и интересов на международной арене. Об этом не следует забывать, глядя на самоорганизацию народа, – как не следует забывать и о самоорганизации, рассматривая действия государственного руководства.
28 сентября 2010 года был обнародован указ Президента России Д.А.Медведева о досрочном прекращении полномочий мэра Москвы Лужкова. О связи акции, предпринятой главой Российского государства, с переходом к инновационному развитию (и именно с созданием центров этого перехода) свидетельствует, кроме прочего, следующий факт: именно 28 сентября Д.А.Медведев подписал закон [2] “Об инновационном центре “Сколково”” (был опубликован 30 сентября в “Российской газете”). Вскоре стало известно, что Следственный комитет (тогда еще) при Прокуратуре РФ, начиная с момента своего создания (7 сентября 2007 года [3]) завел против московских чиновников почти четверть сотни уголовных дел. То есть, не обвиняя никого конкретно (хотя бы потому, что это противоречило бы нашей установке на компромиссность), мы имеем все основания констатировать, что до отставки Ю.М.Лужкова Москва если не целиком, то в очень значительной мере контролировалась коррупционерами, носителями идеологии предательства. Вновь заметим, что этим утверждением мы никого (включая и Лужкова) не обвиняем, – мы лишь констатируем факт, основываясь на данных СКП РФ. Что еще хуже, некоторую власть в Москве имели и террористы, – иначе чем объяснить террористические акты в Московском метрополитене 29 марта 2010 года, чем объяснить, что за время, прошедшее после первого взрыва в метро, городским властям не удалось предпринять такие действия, которые бы предотвратили второй взрыв.
Так или иначе, с 28 сентября 2010 года ситуация в Москве начала меняться. Не претендуя на полноту и всеохватность, отметим ключевые, на наш взгляд, события, анализ которых позволяет сделать вывод о направлении происходящих перемен: начало решения транспортного вопроса, интенсификация борьбы с “пробками” на дорогах (октябрь – ноябрь 2010 года), сбои в работе московских аэропортов (конец декабря 2010 года), террористический акт в аэропорту “Домодедово” (24 января 2011 года), отставка Д.В.Гаева с поста руководителя Московского метрополитена (7 февраля 2011 года) и посещение Президентом России Д.А.Медведевым крупных столичных транспортных узлов (10 – 11 февраля 2011 года).
Первое и основное, что необходимо сказать об этих событиях, – это большая роль в них самоорганизации Народа России, орудием которой стали социальные сети Интернета. При решении транспортной проблемы в Москве граждане, пользующиеся Интернетом, были приглашены правительством к совместной работе, – и уже 11 ноября 2010 года на форуме правительства Москвы было оставлено около 800 сообщений по этой проблеме; вскоре пользователи “Живого журнала” самостоятельно подключились к поиску оптимального решения данного животрепещущего вопроса. В декабре новый мэр Москвы С.Собянин ответил на вопросы, заданные ему участниками социальной сети “Facebook”. Блогеры активно освещали положение в московских аэропортах в конце 2010 года, побуждая ответственных лиц к более решительным действиям по его исправлению. Исключительной была роль блогеров в преодолении последствий теракта в “Домодедово”: приняв во внимание трагический опыт 29 марта (когда после терактов в метро многие таксисты-частники резко подняли цены за свои услуги), участники социальных сетей выразили готовность бесплатно развозить пострадавших от аэропорта.
Следующее, что также нельзя оставить без внимания, – это продолжение борьбы с коррупцией в Москве и доведение до общественности сведений о результатах этой борьбы. В последнее время участились случаи публичного разоблачения масштабных коррупционных преступлений, совершенных в Москве: при дорожном строительстве, работе метрополитена и аэропортов. Это не может не обнадеживать.
Последнее, что тоже должно быть упомянуто, – роль вождей модернизации, в особенности Президента России Д.А.Медведева. Личные визиты главы Российского государства на Киевский вокзал и в аэропорт “Внуково” подтвердили его готовность решительно бороться за проведение модернизации России, преодоление сопротивления террористов и коррупционеров.
1. Розанов В.В. Собрание сочинений. В нашей смуте (Статьи 1908 г. Письма к Э.Ф.Голлербаху) / Под общ. ред. А.Н.Николюкина. – М.: Республика, 2004. – 429 с.; С. 17.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково"".
3. Федеральный закон Российской Федерации от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ "О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ "О прокуратуре РФ"".
|
</> |