БЫТОВО́Й ЖАНР
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![БЫТОВО́Й ЖАНР БЫТОВО́Й ЖАНР](/images/main/bitovoy-janr-b919fa.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/ansari75/74628110/2213419/2213419_540.png)
Для бытового жанра в искусстве характерно изображение повседневной жизни человека, частной и общественной. Авторы создают работы на тему семейного быта и учебы, запечатлевают сцены труда и праздничных событий.
Бытовые детали встречались еще в произведениях Античности и
Средневековья, с их помощью иллюстрировали многие религиозные
сюжеты. Как самостоятельный жанр бытописание сложилось в искусстве
Востока: его примеры сохранились в древних миниатюрах, росписях и рельефах храмов Индии, Китая и Японии. Расцвет жанра произошел
в XVII веке в Нидерландах.
Голландские мастера стали изображать людей из разных сословий в их
повседневной жизни: торговцев на рынках, аристократов за беседой,
крестьян за обедом. Известным примером стала «Кружевница» Яна
Вермеера.
В русском искусстве зарождение бытового жанра было связано с
иконами и церковными росписями XVI века. Самостоятельные же
произведения в бытовом жанре стали появляться только на рубеже
XVIII—XIX веков. Сценки из крестьянской жизни писал Алексей Венецианов: «На жатве. Лето»,
«Гумно», «На пашне. Весна». А со второй половины XIX века жанровая
живопись стала основой творчества многих мастеров из Товарищества передвижных художественных выставок.
Передвижники изображали бытовые сцены, чтобы заострить внимание на
актуальных общественных проблемах и тяготах жизни простого народа.
Так, на полотне «Тройка» Василия Перова изображены дети, которые в мороз
тащат сани с тяжелой бочкой воды.
В бытовом жанре создавали и скульптурные композиции — обычно небольшого
размера и чаще всего на народные или фольклорные сюжеты.
_________________
P.S. Бытовой жанр при всем кажущемся реализме в изображении повседневной жизни тем не менее все-таки далек от понятия «реализм». Бытовые сценки, ка и вся живопись до середины 19 века была строго эстетична. Босх мог изображать свои фантасмагории в переосмыслении христианских заповедей, но и он не был реалистом. Подробное изображение Брейгелем Старшим ярмарочных развлечения вплоть или охоты и торговли на голландских каналах и в голландских деревнях, вплоть до натурализма в запечатленном человеке, пользующимся окном вместо туалета, не имело ничего общего с реализмом. Реализм как и гуманизм появились не как констатация фактов человеческого бытия, а как вопрос о месте человека в этом мире с вниманием к его страданиям и нуждам.
Первыми реалистами стали французские художники Огуст Курбе, Жан-Франсуа Милле, Эдуард Мане, Джеймс Уистлер, Вильгельм Лейбл.
Они стали изображать не сценки из жизни, а моменты тяжелого труда крестьян, рыбаков, рабочих, чем вначале очень возмутили парижан, привыкших к красоте, а не к правде жизни.
Одним из пионеров реализма стал художник Гюстав Курбе, жестко критикующий власть, буржуазные нравы общества и институт художественного обрзования. Его картина «Погребение в Орнане» (1849−50) ознаменовала дебют реализма как новой и значительной силы на европейской художественной сцене. Конечно же, картина с натуралистичным изображением сельских похорон вызвала большой скандал в Салоне, который традиционно демонстрировал произведения аллегорических и исторических тематик. Такой же скандал вызвала и другая его картина: «Собирательницы колосьев».
![БЫТОВО́Й ЖАНР БЫТОВО́Й ЖАНР](/images/main/bitovoy-janr-d776d3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/ansari75/74628110/2213767/2213767_original.png)
В России реализм утвердился как и в Европе в конце 19 века.