Бытие определяет сознание
obvaldefoltovi4 — 02.11.2025
Сравнение культурных установок: Протестантская трудовая этика и традиционная российская ментальность
Чтобы понять глубинные причины, по которым в России исторически не поощрялась частная инициатива, полезно последовательно сравнить ключевые установки, сформированные протестантской этикой, с теми, что укоренились в российском культурном коде.
1. Исходная точка: Отношение к Миру
- Протестантская этика: Мир видится как «арена для действия», данная Богом для преобразования через упорный труд. Задача верующего — активно трудиться во «славу Божью» в своей профессии.
- Российская традиция: Мир часто воспринимался как «место искушений и страданий», юдоль скорби. Акцент делался не на рациональном преобразовании мира, а на «спасении души», что часто предполагало уход от мирской суеты или терпеливое несение своего креста.
2. Основа деятельности: Концепция Труда
- Протестантская этика: Труд — это «призвание» (Beruf). Это религиозный долг и форма служения Богу. Успех в профессиональной деятельности рассматривается как возможное свидетельство Божьей благодати.
- Российская традиция: Труд — это прежде всего «тяжелая необходимость», «бремя» или «послушание». Безусловно, трудолюбие как качество ценилось, но сама трудовая деятельность редко осмысливалась как высшее призвание или личная миссия.
3. Цель и отношение к Богатству
- Протестантская этика: Цель — аскетическое накопление. Заработанное богатство не для роскоши, а для реинвестирования и умножения. Накопление капитала — добродетель, а расточительность — грех.
- Российская традиция: Отношение к богатству амбивалентное и подозрительное. С одной стороны, оно желаемо, но с другой — часто связывается с грехом «сребролюбия». В почете были нестяжание, щедрость и милостыня. Культурный архетип — не успешный предприниматель, а юродивый или святой, отказавшийся от благ.
4. Социальная структура: Индивид против Общины
- Протестантская этика: Акцент на индивидуальной ответственности перед Богом. Личный успех — это личная заслуга и знак избранности. Это поощряет личную инициативу и самостоятельность.
- Российская традиция: Доминирование идеи соборности и общинности. Ценность коллектива («мира») выше ценности отдельной личности. Выделяться личным успехом («высовываться») считалось опасным и осуждалось. Это создавало мощный социальный механизм подавления инициативы.
5. Отношения с Властью и Источником Успеха
- Протестантская этика: Успех зависит от личного трудолюбия, божественного благословения и деловой репутации. Ключевое значение имеют горизонтальные связи — договор и доверие между партнерами.
- Российская традиция: Успех исторически зависел от близости к вертикали власти (государю, государству). Сильны были патерналистские ожидания — что «начальство должно решить» проблемы. Доверие к горизонтальным связям (между незнакомцами, партнерами по контракту) традиционно низкое.
6. Временная перспектива и Планирование
- Протестантская этика: Долгосрочное планирование и расчет. Рациональный взгляд в будущее, отложенное вознаграждение, терпеливое накопление — все это следствие идеи о том, что жизнь должна быть упорядочена и просчитана.
- Российская традиция: Ориентация на краткосрочную перспективу и упование на «авось». Это было во многом обусловлено исторической нестабильностью, непредсказуемостью власти и отсутствием гарантий частной собственности. Зачем строить долгосрочные планы, если завтра все может отнять государство?
Итоговый исторический результат:
- В протестантской культуре сложился мощный класс независимых предпринимателей, которые видели в своем деле миссию, а капитал рассматривали как инструмент для развития.
- В российской традиции сформировалась устойчивая патерналистская модель: государство — «хозяин», распределяющий блага, а подданные — те, чья инициатива либо подавляется, либо направляется в русло, угодное власти. Предпринимательская энергия уходила либо в тень, либо на обслуживание государственных нужд, но почти никогда не становилась основой для независимого гражданского класса.
Это сравнение помогает понять, что проблема не в том, что русские люди «ленивы» или «непредприимчивы». Напротив, в условиях таких системных ограничений их изобретательность и выживаемость поразительны. Проблема в исторически сложившейся культурной и институциональной среде, которая веками не поощряла, а часто и карала за самостоятельную экономическую инициативу… ВОТ так… уловили смысл?!.. Я повторюсь на всякий случай: западная протестантская трудовая этика, живущая в головах людей, ТАМ, гласит что труд в принципе сам по себе угоден господу богу… любой труд благ, накопление богатства это свидетельство того что сам господь благоволит данному предпринимателю/фирме… Более того!!! Накопление материальных благ есть САМОЦЕЛЬ и есть благо! Аскетичное накопление богатства которое ты не сможешь потратить при всём желании за свою жизнь рассматривается КАК БЛАГО и как ДОЛЖНОЕ… Примеры?!!! Посмотрите на Джорджа Сороса или Билла Гейтса.... В России исторически с её культурой и ментальностью поощрялась ценность общины как догма, «соборность»… Индивидуализм и предпринимательство всегда осуждались в нашей культуре… Сам ТРУД РАСЦЕНИВАЛСЯ как ТЯЖКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, а не как благо… и более того накопление богатства само по себе в христианской трудовой этике осуждалось....
====================
культурные установки и архетипы формировались в пасторальных, аграрных обществах.
Запад (Европа) теплый климат, плодородные почвы, хорошие урожаи.
Россия — холодно, почвы плохие, неурожаи постоянны, голод.
русский не мог выжить в одиночку, планировать при таких условиях бессмысленно (все будет, как Бог даст), важен коллектив и государство, богатство честно не нажить — либо царь даст, либо воровать надо.
|
|
</> |
Рублевые вклады с повышенной ставкой: как новым клиентам получить максимальный доход
Как выбрать стиральную машину по классу отжима и энергопотребления
Требуем прекратить развал образования!
Есть котел!
Нерюнгри 2025
Одноглазый и хромой
Шильдик от Fw-189?
ЗНАМЕНСКАЯ ПЛОЩАДЬ .

