Бытие определяет сознание

топ 100 блогов obvaldefoltovi402.11.2025

Сравнение культурных установок: Протестантская трудовая этика и традиционная российская ментальность

Чтобы понять глубинные причины, по которым в России исторически не поощрялась частная инициатива, полезно последовательно сравнить ключевые установки, сформированные протестантской этикой, с теми, что укоренились в российском культурном коде.

1. Исходная точка: Отношение к Миру

  • Протестантская этика: Мир видится как «арена для действия», данная Богом для преобразования через упорный труд. Задача верующего — активно трудиться во «славу Божью» в своей профессии.
  • Российская традиция: Мир часто воспринимался как «место искушений и страданий», юдоль скорби. Акцент делался не на рациональном преобразовании мира, а на «спасении души», что часто предполагало уход от мирской суеты или терпеливое несение своего креста.

2. Основа деятельности: Концепция Труда

  • Протестантская этика: Труд — это «призвание» (Beruf). Это религиозный долг и форма служения Богу. Успех в профессиональной деятельности рассматривается как возможное свидетельство Божьей благодати.
  • Российская традиция: Труд — это прежде всего «тяжелая необходимость», «бремя» или «послушание». Безусловно, трудолюбие как качество ценилось, но сама трудовая деятельность редко осмысливалась как высшее призвание или личная миссия.

3. Цель и отношение к Богатству

  • Протестантская этика: Цель — аскетическое накопление. Заработанное богатство не для роскоши, а для реинвестирования и умножения. Накопление капитала — добродетель, а расточительность — грех.
  • Российская традиция: Отношение к богатству амбивалентное и подозрительное. С одной стороны, оно желаемо, но с другой — часто связывается с грехом «сребролюбия». В почете были нестяжание, щедрость и милостыня. Культурный архетип — не успешный предприниматель, а юродивый или святой, отказавшийся от благ.

4. Социальная структура: Индивид против Общины

  • Протестантская этика: Акцент на индивидуальной ответственности перед Богом. Личный успех — это личная заслуга и знак избранности. Это поощряет личную инициативу и самостоятельность.
  • Российская традиция: Доминирование идеи соборности и общинности. Ценность коллектива («мира») выше ценности отдельной личности. Выделяться личным успехом («высовываться») считалось опасным и осуждалось. Это создавало мощный социальный механизм подавления инициативы.

5. Отношения с Властью и Источником Успеха

  • Протестантская этика: Успех зависит от личного трудолюбия, божественного благословения и деловой репутации. Ключевое значение имеют горизонтальные связи — договор и доверие между партнерами.
  • Российская традиция: Успех исторически зависел от близости к вертикали власти (государю, государству). Сильны были патерналистские ожидания — что «начальство должно решить» проблемы. Доверие к горизонтальным связям (между незнакомцами, партнерами по контракту) традиционно низкое.

6. Временная перспектива и Планирование

  • Протестантская этика: Долгосрочное планирование и расчет. Рациональный взгляд в будущее, отложенное вознаграждение, терпеливое накопление — все это следствие идеи о том, что жизнь должна быть упорядочена и просчитана.
  • Российская традиция: Ориентация на краткосрочную перспективу и упование на «авось». Это было во многом обусловлено исторической нестабильностью, непредсказуемостью власти и отсутствием гарантий частной собственности. Зачем строить долгосрочные планы, если завтра все может отнять государство?

Итоговый исторический результат:

  • В протестантской культуре сложился мощный класс независимых предпринимателей, которые видели в своем деле миссию, а капитал рассматривали как инструмент для развития.
  • В российской традиции сформировалась устойчивая патерналистская модель: государство — «хозяин», распределяющий блага, а подданные — те, чья инициатива либо подавляется, либо направляется в русло, угодное власти. Предпринимательская энергия уходила либо в тень, либо на обслуживание государственных нужд, но почти никогда не становилась основой для независимого гражданского класса.

Это сравнение помогает понять, что проблема не в том, что русские люди «ленивы» или «непредприимчивы». Напротив, в условиях таких системных ограничений их изобретательность и выживаемость поразительны. Проблема в исторически сложившейся культурной и институциональной среде, которая веками не поощряла, а часто и карала за самостоятельную экономическую инициативу… ВОТ так… уловили смысл?!.. Я повторюсь на всякий случай: западная протестантская трудовая этика, живущая в головах людей, ТАМ, гласит что труд в принципе сам по себе угоден господу богу… любой труд благ, накопление богатства это свидетельство того что сам господь благоволит данному предпринимателю/фирме… Более того!!! Накопление материальных благ есть САМОЦЕЛЬ и есть благо! Аскетичное накопление богатства которое ты не сможешь потратить при всём желании за свою жизнь рассматривается КАК БЛАГО и как ДОЛЖНОЕ… Примеры?!!! Посмотрите на Джорджа Сороса или Билла Гейтса.... В России исторически с её культурой и ментальностью поощрялась ценность общины как догма, «соборность»… Индивидуализм и предпринимательство всегда осуждались в нашей культуре… Сам ТРУД РАСЦЕНИВАЛСЯ как ТЯЖКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, а не как благо… и более того накопление богатства само по себе в христианской трудовой этике осуждалось....

====================

культурные установки и архетипы формировались в пасторальных, аграрных обществах.

Запад (Европа) теплый климат, плодородные почвы, хорошие урожаи.

Россия — холодно, почвы плохие, неурожаи постоянны, голод.

русский не мог выжить в одиночку, планировать при таких условиях бессмысленно (все будет, как Бог даст), важен коллектив и государство, богатство честно не нажить — либо царь даст, либо воровать надо.

Оставить комментарий

Популярные посты:
cczy">cczy
cczy Цветы запоздалые
Архив записей в блогах:
Победа молодого Давида , будущего царя Иудеи и Израиля, над великаном Голиафом при помощи пращи современным людям кажется проявлением чуда. Однако, очевидно, что, когда эту легенду жители Палестины рассказывали друг другу в глубокой древности, победа молодого царя не выглядела ...
via ...
Чехия закупит у России вакцину от коронавируса «Спутник V», соответствующее обращение уже направлено в Москву чешскими властями, сообщил президент республики Милош Земан. CNN Prima News сообщило, что письмо на имя президента России было отправлено Земаном по согласованию с ...
2 мая 1989 года вышел "I Want It All" - лид-сингл тринадцатого студийного альбома "The Miracle" британской рок-группы Queen . Сам альбом вышел 22 мая 1989 года. Песню написал Брайна Мэй - гитарист и бэк-вокалист группы Queen и она была вдохновлена ​​противоречивыми чувствами ...
И опять у меня хорррошее объявление: пррройдёт буквально несколько дней (прррактически одно мгновение), и откррроется девятнадцатая попугайная гостиная – ...