Биотуалеты Тольятти и другие неожиданные проблемы людей в России
manzal — 21.04.2017
Такими станут российские города, если ими действительно будет
управлять народ:
- В городе Райчихинске появятся нормальные дороги, тренажеры,
роликовый трек.
- Неплохо станет выглядеть и город Арсеньев: с музеями,
площадями, фонтанами.
- А в Тольятти, например, появятся дороги, туалеты и другие
приличные заведения.
Почему именно эти города? Потому что так решило правительство.
Именно там, где функционирует лишь одно градообразующее
предприятие, ситуация признается наиболее сложной. Соответствующий
статус – моногород – выдается по решению комиссии, и запускается
механизм реализации гос. поддержки.
На преображение городов по требованию их жителей в 2017-2019
годах будет потрачено 15 млрд. рублей. И что самое "удивительное" -
в тех населенных пунктах, которые уже попали под реализацию
программы облагораживания моногородов, жители делают
непредсказуемый для чиновников выбор.
"Каждый город [а их 319]
должен в 2017 году отремонтировать улицу, которую его жители
считают важной. Опросы, проведенные по выбору главной улицы,
показали: граждане имеют свое мнение, и оно далеко не всегда
сходится с мнением местной администрации. Так, в одном из городов в
процессе голосования за совсем короткий промежуток времени приняли
участие более 1,5 тыс. жителей. И что самое интересное - улица,
предложенная администрацией, в голосовании по ремонту дороги заняла
последнее место. А на первое вышла улица, которую городские власти
даже не рассматривали".
Я бы назвал эту программу "Спасибо, что спросили".
Приведу пример, не связанный с моногородами. Недавно мой дом (а это
в Петербурге) подвергся страшной пытке под названием "ремонт
фасада". Но не потому, что он действительно в нем нуждался, или
народ сам выбирал эту отвратительную зеленую краску. А потому, что
по дороге рядом с домом может проехать чей-нибудь ВИП кортеж. Из-за
этого все лето во дворе было не припарковаться, из-за краски не
открыть окна и частенько даже сложно пробраться к двери подъезда.
Вопрос: а оно нам надо было?
Но вернемся к нашим городам. В 2016 году совет при президенте
РФ по стратегическому развитию утвердил моногорода приоритетным
направлением. Проводником идеи стал вице-премьер Шувалов. Он также
отметил, что подобная практика в 2015-2016 годах уже принесла свои
плоды – "17 моногородов получили финансовую поддержку фонда, за
этот период в данных городах создано 2,4 тыс. новых рабочих мест и
привлечено 16,5 млрд частных инвестиций, что говорит об
эффективности вложенных федеральных ресурсов".
Более конкретный пример: пять территорий Кузбасса –
Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий, Таштагол, Юрга, Анжеро-Судженск –
получили 4,5 млрд рублей федеральной поддержки. Инвестиции
отправлены в уже запущенный в эксплуатацию нефтеперерабатывающий
комплекс, завод по производству широкоформатной фанеры,
мелькомбинат, угольный разрез "Щербиновский" (добыча начнётся в
2018 году), предприятие по производству плазмы крови. По
предварительным данным, это около трех тысяч новых рабочих
мест.
И на этот раз действительно повезло – деньги привлекаются не
только на строительство серых бетонных фабрик, но и выделяются на
благоустройство городов. Прошлый опыт доказал неэффективность
подхода, при котором деньги просто вбухивались в умирающие заводы –
вне зависимости от того, востребован ли производимый продукт на
рынке. Теперь задача вкладывать в сам город – в том числе в его
жителей.
Конечно, и эта программа не решит проблемы
конкурентоспособности АвтоВАЗа. Но у предпринимателей и жителей 319
городов (а это 14 миллионов человек) есть шанс хотя бы попытаться
изменить вид за окном. В лучшую, естественно, сторону. Вот и
посмотрим, на что способен сам народ.