Биографические фильмы
annutta_12 — 31.05.2020 Люблю биографические фильмы, иным словом, (словом, недавно вошедшим в русский язык и обнаруженным в словаре), - байопики. И хотя в них нельзя полагаться на стопроцентное достоверное изображение биографий людей, но все же сюжетные линии повторяют до некоторой степени жизненный путь интересных выдающихся личностей и воссоздают исторический контекст, с которым можно соглашаться и не соглашаться. Режиссеры подобных фильмов вкладывают в них прежде всего своё вИдение истории и желание донести до зрителя свои мысли. Поэтому мне интересно с одной стороны больше узнавать о людях, с другой - всматриваться в режиссёрский замысел.Три фильма из просмотренных недавно показались особенно интересными.
Неожиданно для себя открыли фильм из трёх частей «Михайло Ломоносов» 1986 года.
Впечатлили прекрасные съемки во всех трёх частях, подробно и достоверно воссозданная историческая среда и объемный, нехристоматийный и неприглаженный образ Ломоносова, которого играют три разных актера - свой для каждого возрастного этапа. Оказалось, что знакомые заученные с детства факты биографии Ломоносова - в лучшем случае процентов пять-десять от реальной истории его жизни. Интересны боковые сюжетные линии, убедительно воссозданы исторические личности, сыгравшие какую-нибудь роль в жизни Ломоносова.
Понравилось, что съёмки проводились в реальных местах: даже пребывание Ломоносова в немецком университете отснято в Германии.
Фильм смотрится как вполне современный, проблемы не устарели. Вот диалог Ломоносова с приятелем:
Ломоносов:
-Грядёт век российского просвещения. Наука- вот в чем Россия нуждается.
Стихи не главное для меня. Они лишь средство совершенствования языка нашего.
Химия, физика- вот, в чем моя жизнь.
- Приятель:
Наука, просвещение- ей богу скучно! Для России совсем ненадобно, немцы пусть этим занимаются. У нас свои богатства есть: леса, поля, реки, моря! Они нас без химии прокормят.
Только после фильма осознаёшь всю мощь личности Ломоносова.
Все роли, даже второстепенные, исполнены сильно, убедительно. Интересно было посмотреть на достаточно эпизодический, но яркий запоминающийся образ Екатерины II, созданный Катрин Кохв - тоньше и сильнее, чем в последнем сериале о Екатерине «Самозванцы».
Смотрели месяца два назад, впечатления по-прежнему сильные.
Второй фильм, который произвёл впечатление, нашли на Netflix “Red Joan” (2019), переведён на русский «Код - красный» об обвинении восьмидесятилетней британской жительницы (ее играет несравненная Джуди Денч) в шпионаже и передаче секретов разработки атомной бомбы советским спецслужбам. Ее воспоминания переносят нас в Кембридж тридцатых-сороковых годов, и показывают, что происходило в реальности.
Идея режиссера необычна для англоязычного мира, поскольку в фильме объясняются и оправдываются действия главной героини.
Фильм поставлен британским режиссёром Тревором Нанном по книге Дженни Руни «Красная Джоан», рассказывающей о жизни реальной женщины Мелиты Вуд. Хотя сюжет и игра актрис в главных ролях убедительны, фильм можно лишь до некоторой степени назвать биографическим, поскольку рассказ о главной героине ведётся с отрывом от настоящих событий. Но об этом я узнала, заглянув после фильма в Википедию.
И третий фильм - «Найденный рай» (2003, Франция и Германия) о жизни Поля Гогена, которого играет Кифер Сазерланд. Опять же вроде бы в общих чертах биография известна, особенно благодаря книге Моэма «Луна и грош», но показанные в фильме события оказались совершенно неизвестными.
Вопросы, поднимаемые при описании жизни художника-постимпрессиониста в этом фильме, часто возникают в биографии творческих людей: стоит ли достигнутый успех усилий и жертв близких людей, иными словами - какова цена успеха. Настасья Кински неплохо играет жену художника, которую тот оставил с маленькими детьми, уехав на Полинезийские острова.
Другая тема фильма, мало раскрытая в западном кино, - европейская колонизация, насаждение религии и европейских культурных норм. Показано, как рождаются замыслы сильнейших картин Поля Гогена, таких, как «Идол» и «Куда мы идём».
Хороший фильм, но, наверное, можно было сделать ещё более глубоким.
Посмотрев биографию Поля Гогена в Википедии, выяснила, что показанные события, особенно его жизни на островах- лишь небольшая часть того, что в реальности произошло с художником. Этого бы хватило на несколько сезонов сериала, но, возможно, его бы я смотреть не стала.
А вы какие хорошие биографические фильмы можете порекомендовать?
|
</> |