Были времена ...
andrei_bt — 23.11.202123 ноября 1999 завершился пакистанский контракт.
В книге «Пакистанский контракт» есть последняя глава - «Расставание с надеждой встречи». Жаль, что история распорядилось так, что сейчас это больше соответствует первым двум словам названия главы.
Вторник, 23 ноября 1999 года, войдет в историю нашего предприятия: в этот “звездный” день мы отправили последние 25 машин из 320, оговоренных Украинско-Пакистанским танковым контрактом. Вот они, боевые машины, стоят на платформах на станции «Балашовка», сформированные в «литерный» состав. В 14 часов машинист тепловоза дал протяжный гудок — и состав тронулся в дальний путь...
— Но на этом контракт не завершился, — сказал на пресс-конференции для многочисленных журналистов заместитель Министра Минмашпрома Украины — генеральный директор завода Г. Малюк, — он продолжится по новым направлениям — полевой и капитальный ремонт, обучение пакистанских специалистов, поставка деталей, узлов и двигателей. Это, можно сказать, первый итог большой и ответственной работы коллективов завода, ХКБМ имени А. А. Морозова, ХКБД — именно благодаря тесным творческим контактам нам удалось утвердить себя в «Танковом мире», несмотря на тяжелейшие обстоятельства, особенно на первых порах. В период выполнения контракта нам пришлось решать немало принципиальных проблем и, прежде всего, по созданию своего, Украинского танка. Со второй половины контракта практически все узлы и детали изготавливались на предприятиях Украины. Немаловажно и то, что в Харькове создан замкнутый цикл изготовления уникальных машин — подобных аналогов в мире нет.
Г. Малюк отметил деловое участие центральных ведомств и реализации контракта, просил через средства массовой информации выразить сердечную благодарность всем причастным к осуществлению важной государственной задачи.
Сейчас, — продолжил генеральный, — ведутся активные работы по продвижению нашей продукции — и не только танков, но и бронетранспортеров, зенитно-артиллерийских комплексов, модернизированных изделий во многие регионы мира.
— Завод имени Малышева—определяющий не только в Харьковской области, но и в Украине, — сказал глава облгосадминистрации О. А. Демин. — То, что сделало предприятие, яркий пример плодотворных действий в сложных условиях рыночной экономики. Это, пожалуй, первый значительный пример возрождения украинского производства. Немаловажно то, что завод сумел за три года создать себе неплохую перспективу, помог в возрождении многим и многим предприятиям нашего молодого государства. Отрадно, что коллектив делает акцент не только на военную продукцию, но активно действует и по другим направлениям. Мы уверены, что предприятие потянет за собой весь машиностроительный комплекс области. А главное — мы создали базу авторитета на будущее. Другим коллективам надо учиться вот такой же ориентации на завтрашний день.
Чтобы завоевать в мире достойное место, — сказал генеральный конструктор бронетанкостроения Украины — начальник ХКБМ имени А. А. Морозова М. Д. Борисюк, — надо реализовывать продукцию, утверждать ее качества на мировом рынке. Мы продолжаем поиск, в том числе и в «Пакистанском» направлении. Сейчас заканчиваются государственные испытания нового танка — Т-84, он будет достойным конкурентом боевым машинам ведущих стран...
Более часа длилась пресс-конференция. Журналисты смогли получить ответы практически на все вопросы.
Еще долго мир будет говорить о «контракте века». Но нам главное - расширять рынок сбыта, еще активней выходить в мир.
В связи с завершением Пакистанского контракта, состоялись торжественные проводы работников инспекции из страны-заказчика. Подводя итог многолетних контактов, главный инженер завода М. М. Буденный отметил, что это было плодотворное время взаимных действий. Стороны отличались взаимопониманием, желанием решать временами весьма нелегкие проблемы. Это пример того, как можно по-деловому и творчески сотрудничать даже в достаточно щепетильных вопросах. Тактичность, взвешенность и дружелюбие отличали специалистов Пакистана. Работая в специфических условиях, они умело защищали свои интересы, и в тоже время относились с пониманием к ситуации на предприятии.
М. Д. Борисюк, в свою очередь, отметил, что танк – специфическое изделие, постоянно совершенствующееся. И очень приятно, что пакистанские специалисты грамотно ориентировались в обстановке, действовали в общем русле по качеству и надежности изделий. Сейчас мы сделали еще более совершенный танк — Т-84, и он должен заинтересовать зарубежных покупателей, в том числе и Пакистан. Потому мы говорим «До свидания!», а не прощаемся навсегда. Тем более, что предстоит еще немало работ по эксплуатации и ремонту техники.
Руководитель пакистанской инспекции выразил чувство признательности всем, кто помогал в работе, кто делал все для успешного выполнения почетного заказа. Контракт — общее достижение наших двух стран, который был обоюдополезным. «Мы оставляем в Харькове друзей и покидаем завод, город с чувством низанию отдыха. Мы гордимся тем, что именно Пакистан стал началом плодотворного сотрудничества завода с заграницей, надеемся, что начатое дело будет продолжено». Затем был обмен сувенирами, фотографирование на память у Мемориала танкостроителям. Это было расставание с надеждой на встречи.
Вот, кажется, мы охватили основные точки соприкосновения по линии Пакистан - Украина - завод - люди. Конечно, буквально все восстановить сейчас, хоть это еще и «свежее» событие, непросто. И жаль, что никто на заводе не вел дневник развития ситуации по всем направлениям. Потому пришлось восстанавливать все хотя бы в общих чертах через публикации в “Машиностроителе", беседы с участниками подготовки и исполнителями контракга. Во всяком случае, первичный вариант истории написан.
Может быть, в этом коротком очерке мы осветили не все стороны контракга, не назвали всех людей, причастных к этому большому делу. Но, на наш взгляд, удалось все же оставить для памяти потомков событие, которое сравнимо с самыми памятными в более чем вековой истории завода.
... 23 ноября 1999 года на заводе прозвучал прощальный гудок тепловоза - последняя партия танков ушла на Балашовку, а оттуда - по своему уже хорошо знакомому маршруту: Николаев - Карачи. Так был завершен первый в Украине крупнейший контракт по изготовлению боевой техники. Продолжение следует? Будем надеяться.
А заключим наш рассказ о Пакистанском контракте словами Посла Пакистана в Украине Шамун Алан Хана: «... мы очень благодарны Украине за поставку ее танков в Пакистан. Качество этих танков соответствует международным стандартам. Эта поставка была очень важна для нас и весьма серьезно укрепила обороноспособность нашей страны».
По теме –
Объект 476 "Кедр" (ХКБМ)
ОБТ Т-80УД
Танк Т-80УД и его эксперементаьные модификации
Визит пакистанцев - Фотоприбор, ЗиМ сборка 6ТД-2
Вот они, первые украинские пушки! Из истории Пакистанского контракта.
Из истории пакистанского контракта
|
</> |