Безвкусица, или Скорее матовый...
uctopuockon_pyc — 20.01.2024 Чехов был большим эстетом – в плане требований к женской одежде.Даже перед самой смертью в июле 1904 года в последнем письме из Баденвейлера
своей сестре Марии Павловне Чеховой он упоминает "безвкусицу" -
"Ни одной прилично одетой немки, безвкусица, наводящая уныние".
Вот и Наташа в "Трёх сёстрах" говорит в конце пьесы младшей сестре Ирине:
- "Милая, совсем не к лицу тебе этот пояс... Это безвкусица... Надо что-нибудь светленькое".
В "Трёх сёстрах" у Чехова "пояс" - это как "ружьё в первом акте" на стене,
про которое Чехов говорил - если оно есть, то к концу пьесы должно обязательно выстрелить...
"Пояс" и выстреливает.
Сначала Наташу "приложили" - с её зелёным поясом.
А в конце пьесы уже она, всё в доме (в том числе и деньги за заложенный дом) прибравшая к рукам
и всех из дома выжившая, снисходительно заметит - про пояс - самой молодой из трёх и красивой сестре Ирине.
Мол, совсем не к лицу ей этот пояс, что на ней, мол, безвкусица.
Надо что-нибудь светленькое...
Но по порядку
Любопытно, что в "Трёх сестрах" сестры (генеральские дочки, между прочим)
довольно бесцеремонно лезут к чужому человеку со своим мнением.
Сначала средняя сестра Маша обсуждает (в присутствии мужчин-офицеров!)
как по'шло и как жалко одевается местная барышня Наташа.
И ведь знает при этом, что в Наташу влюблён её родной брат!
И что эта барышня Наташа сейчас к ним в дом придёт.
"Три сестры", Маша - О.Л. Книппер-Чехова:
Наташа первый раз(!) приходит в дом.
На ней розовое платье с зелёным поясом. Ну прямо девушка-весна?
Да и то - в пьесе май на дворе, весна в разгаре.
Наташу встречает старшая сестра Ольга и... ужасается зелёным поясом на Наташе.
"Три сестры", МХТ, 1901 год, Наташа (М.П. Лилина)
В розовом платье с зелёным поясом, завязанным бантом,
скорее всего, это широкая атласная лента:
Наташа. - У вас такое большое общество, я смущена ужасно...
Ольга. - Полно, у нас все свои. (Вполголоса испуганно.) На вас зелёный пояс! Милая, это нехорошо!
Наташа. - Разве есть примета?
Ольга. - Нет, просто не идёт... и как-то странно...
Наташа (плачущим голосом). - Да? Но ведь это не зелёный, а скорее, матовый. (Идёт за Ольгой в залу)
1901 год, МХТ, Ольга - М.Г. Савицкая, Ирина - В.В.Барановская:
Наташа - актриса Мария Петровна Лилина (1866-1943; жена Станиславского):
Недавно во МХАТе им. Горького даже появился спектакль "Розовое платье" - рассказ-фантазия на тему,
как потом сложилась жизнь девушки в розовом платье, Наташи, то есть.
Зрителю предлагается "перечитать" пьесу глазами Наташи.
Представить, как она, юная провинциальная девушка, впервые пришла в генеральский дом.
Волновалась, принарядилась в розовое платье с зелёным поясом,
хоть пояс (по словам чуть не плачущей Наташи) и не зелёный, "а скорее матовый"...
И как потом сёстры всё время над ней высокомерничали,
а муж из-за них её и разлюбил...
Любопытная идея. У Чехова всегда много "ниточек" в пьесах,
вот и "ниточку" "Наташа" можно потянуть и другими глазами посмотреть...
Ну а насчёт "безвкусицы", будем надеяться, что жена Чехова Ольга Леонардовна радовала его своим умением одеваться...
Всё же артистка, наверное, одевалась со вкусом.
1901 год. Тут пояс на Ольге Леонардовне скорее блестящий, чем матовый:
Фото и иллюстрации из своб источников Сети.
|
</> |